Сорвало резьбу по дереву: "Герб города N" в театре Малыщицкого

May 11, 2021 00:01


Почему художник готов всем пожертвовать: семьей, любимыми, - ради своего художества? Эта фраза из описания "Герба города Эн" заставила поднапрячься. Ну а вдруг, что нередко бывает, под подобным соусом со сцены будут изрекать банальности о том, как мол, нелегка судьба очередного творца, которого, беднягу, мало кто понимает, но уж потомки-то (количество поколений не уточняется) непременного оценят.

Самое досадное, что в целом идея где-то и верная, но увы, многим творцам служит убежищем от того, чтобы (возможно, надолго) напрячься и собрать свое творческое или "творческое" (а кто разберет пока не собрано) во что-то впечатляющее здесь и сейчас. И негоже даже отказывать художникам, обиженным каждым, в таком малом утешении. Однако же, с позиций не гуманистических / педагогических, а исключительно зрительских - такого развития (точне, застоя) событий я все же опасался.



Входящего в зал зрителя встречает (точнее - полностью игнорирует) безымянный пока актер,  увлеченно рубящийся в громкий предсмертными криками шутер.

Пьесу написала сибирская драматургиня со вполне сибирской фамилией Светлана Баженова. Из двух поколений героев пьесы - скорее старого и скорее молодого она скорее ближе к молодому) Это также наталкивало на сомнения - не рановато ли пока умозаключать о природе творчества? Впрочем, внимание Театра Малыщицкого и его нынешнего постоянного постановщика Петра Шерешевского обнадеживало. Итак, омская пьеса, впервые поставленная в Петербурге. Впрочем, хотя речь и пойдет об аренде жилья, города не так важны - пьеса и постановка претендуют на универсальность.

Из большого ящика выглядывают главные герои - резчик по дереву (далее Арендодатель) и уборщица в детском саду (далее Арендатор).

Про далее шучу, но встреча их - в самом деле по поводу аренды комнатушки:



Места в лачуге как раз прибавляется - Торика (так зовут резчика) покидает Тамара. Судя по интонациям - не в первый раз и не только из-за невыносимого запаха древесного лака.

Ларчик открывается - и оказывается той самой, снимаемой комнатой. Впечатляющее сценическое решение:



Попутно мы узнаем кое-что новое о Лизе (Алина Кикеля). Помимо пачки поверх треников (что вполне соответствует смутному, но явно противоречивому внутреннему миру) она еще, кажется и прибухивает:



Но, в отличии от Тамары - своего сожителя покидать не спешит, а напротив, его, индифферентного ко всему кроме того же шутера, всячески опекает:



Лейтмотивом через всю пьесу проходит история о том как то тот, то иной герой идет (при помощи собственной куклы) к гербу города Эн, который, должно быть, символизирует всё самое сокровенное,что есть у героя - и у каждого оно своё.



Камерный и неформатный зал театра Малыщицкого, конечно, провоцирует на взаимодействие с залом - и оно происходит. Еще один отличный ход - отождествление зрителей с персонажами, населяющий тот самый герб,который, повторюсь, и есть самое сокровенное:





Тут мы как бы понимаем - несмотря на все временные сложности (подзатянувшиеся до преклонного возраста) резчик по дереву Торик (Олег Попков) - настоящий творец.

Тут хочу сделать лирическое отступление и пару слов об исполнители роли. Актер Олег Попков - человек интересной судьбы, выходец из ТЮЗа Корогодского, в конце 90х эмигрировал в Канаду, где как играл в Цирке дю Солей номер, унаследованный от Полунина, так и разносил пиццу. Теперь вот, снова в Театре Малыщицкого, с чьми создателем его очень многое связывает.

Почитал интервью, в том числе впечатлился историей про поступление в театральный - не прошел отбор, все равно пришел на какую-то встречу, где все же был принят. А спустя полгода был фактически отчислен, то есть, уже второй крупный повод опустить руки. И все-таки - как видим, и поныне служит в театре. В общем, есть что человеку сказать о природе творчества и о приоритетах. Ссылку на интервью дам в конце поста.
[+3]









Так вот, не успев насладиться неожиданным творческим признанием, у героя, прозябающего вырезанием разных Чебурашек  для детских площадок (страшное воспоминание второго мужского персонажа) - наш герой опять проваливается с новой силой в пучину невостребованности и бессмысслености.

Параллельно, так или иначе затягивает кризисами и других лиц из пьесы. Как именно - не буду спойлерить, но несколько фоток еще приложу:







[+1]






[+1]





[+5]













Резюмирую:
Интересная пьеса, обошедшаяся без пошлостей на столь благодатной для этого почве, прекрасная работа постановщика, тонкие актерские работы. Да, возможно, всей истории не хватает определенной мощи, но во всяком случае она дает немало пищи для размышлений. О том,что такое творчество, зачем оно, и сколько, в широком смысле, стоит.

Упомянутое интервью с Олегом Попковым: https://teatral-online.ru/news/18504/

Страница спектакля на сайте Театра Малыщицкого: https://www.vmtheatre.ru/gerb
[титры]
Благодарю за приглашение 2dar и spbblog


Петр Шерешевский, Светлана Баженова, Малыщицкий, театр, русская драматургия, камерный театр, СПб

Previous post Next post
Up