Возвращение в мир каменных стражей. Горная Адыгея. Станица Даховская.

May 12, 2020 00:24

← к предыдущей главе

Каждый раз, планируя путешествие, мы зачастую опираемся на опыт других туристов, на их отзывы и мнение. Наше воображение, складывая кирпичики чьих-то воспоминаний, вырисовывает нам картину альтернативного мира, в котором мы пребываем до тех пор, пока сами собираемся в путь. Как бы идеально не планировалось путешествие, просчитывая все нюансы, никогда нельзя предсказать, что именно будет ждать нас за следующим поворотом. Эта данность рождает в голове волнующие чувства неизвестности и предвкушения, которые, как секретный ингредиент в блюде, делают путешествия вкуснее и более запоминающимися. Каждый раз мы ищем новые маршруты, незнакомые места, чтобы вновь ощутить жажду приключений.

Но в последнее время я часто задавался вопросом - что заставляет людей возвращаться в те места, где уже побывал? Речь не о тех, кто едет десятый год подряд в Анапу и снимает жильё у одного и того же частника, потому «что там намальна, я там всё знаю и море рядом». Я о тех, кто готов проехать тысячи километров на автомобиле, пройти десятки километров с рюкзаком, чтобы вновь взойти на свою первую горную вершину, оказаться у подножья грохочущего водопада или просто пройтись второй раз по тропе к полюбившейся скале. Зачем ехать, если там уже был? И самое главное, возможно ли ощутить те эмоции восхищения, что были в первый раз? На эти непростые вопросы мне исчерпывающе ответила горная Адыгея, край невероятной красоты, где в единую природную систему сотканы бурные горные реки и гранитные тесные каньоны, дикая растительность реликтовых лесов и бархатная сочность альпийских лугов, величественные горные массивы и бескрайние равнинные поля.

Адыгея в северной своей части представляет собой равнину, закованную в бассейны рек Лабы и Белой, а южная её часть лежит на северных склонах Северо-Западного Кавказа. Станица Даховская находится в сорока восьми километрах южнее столицы Адыгеи, Майкопа. Направляясь в станицу, поначалу сложно было представить, что впереди нас ждут горы, куда не кинь взгляд - везде поля и небольшие пролески.

Только в Шунтуке на горизонте начинают появляться зыбкие очертания каменных стражников. Поначалу они кажутся невысокими и напоминают покатые Уральские вершины, но выезжая из Каменномостского и попадая в лабиринты ущелья реки Белой, становится понятно, что мы вновь в Кавказских горах.

Станица Даховская, наравне с Каменномостским, имеет развитую инфраструктуру для туризма. Здесь множество гостиниц, гостевых домов, баз отдыха, кафе и ресторанов на любой вкус и кошелёк. А уж развлечений для туристов и вовсе не счесть. Конные прогулки, сплавы по горным рекам, пешие туры по горам и рекам, экстремальные канатные парки и даже единственная в Адыгее канатная дорога на хребет Уна-Коз. Вообще, станица является перекрестием туристических дорог. Здесь начинаются дороги на легендарное плато Лаго-Наки по хребту Азиш-Тау, в поселок Гузерипль и великий Фишт-Оштеновский горный массив и, конечно, на неповторимый хребет Большой Тхач. Чтобы все обойти и попробовать, не хватит и полного отпуска, а мы всего на четыре дня.
Остановились мы на этот раз подальше от центра станицы, почти на самой окраине в гостевом доме «Подкова». И по невероятной случайности, целых два дня мы оставались там одни. Великолепные виды из окон, бассейн, ухоженная зона барбекю и тишина радовали нас весь срок пребывания.

Но самое главное, нам невероятно повезло с погодой. Солнечные сухие дни сопровождались достаточно высокой температурой, доходящей порой до +30. Но жара не ощущалась благодаря прохладному ветерку, насыщенному озоном хвойных заповедных лесов предгорий. Вечером, когда солнце пряталось за хребты, становилось чуть прохладнее, но не настолько, чтобы надевать тёплую кофту. Создавалось ощущение, что здесь работает большой природный кондиционер.

Не теряя времени, ранним утром следующего после прибытия дня, мы отправились к одной из самых знаменитых и посещаемых достопримечательностей Каменномостского, да и всей Адыгеи - водопадов Руфабго. Об этом месте я давно наслышан и задумывал сводить своих родных ещё год назад, но тогда нам помешали проливные дожди. На этот раз нам благоприятствовала погода, и я не преминул захватить штатив с двумя дополнительными аккумуляторами, чтобы сделать как можно интереснее снимки этого знаменитого места.

Парковка в тот час была пустая (gps-координаты N44.27007 E40.18788). До туристического бума ещё было часа два. Как раз хватит времени, чтобы успеть обойти всё, что запланировали, тем более, что скорость нашего движения ограничена. У парковки - касса, в которой нам пришлось заплатить за пользование мостом через Белую пятьсот рублей со взрослого и двести пятьдесят с ребёнка. Ценник прямо таки не гуманный. Можно зайти на территорию и бесплатно, через Каменномостский, но это дополнительные три с половиной километра пешком по не самой простой для беременной жены тропе. Так или иначе, выйти через мост с водопадов бесплатно, используя такой вариант, тоже не получится - на выходе в обязательном порядке потребуют билеты. Также советую использовать наличные при оплате, так как безналичный расчёт работает с перебоями.

Тропа к водопадам проходит по берегу ручья Большой Руфабго, в тени развесистых крон столетних деревьев, спасающих путников от зноя. В какие-то моменты даже возникают ассоциации с джунглями, настолько всё вокруг изумрудно-зелёное. Тропа не сложная и подойдёт даже самым маленьким путешественникам. Основная масса людей проходят три водопада, последним из которых будет Девичья Коса. Длина такого маршрута не превысит полутора километров. Опережая события, скажу, что место очень красивое, и я настоятельно советую его посетить.

К сожалению, я не смогу похвастать красивыми фотографиями этого места. Дело в том, что по ошибке, перед походом на Оштен, я забыл перекинуть их на ноутбук и почистил карту памяти. А кадров было около сотни. Поэтому довольствуемся немногочисленными кадрами со смартфона.

Первый водопад на пути - «Шум». Чтобы подойти к нему, нужно спуститься по железной лестнице. Высота его около четырёх метров, а ширина чуть более двух.

Его воды ниспадают с каменной ступени в небольшое мелководное озерцо. Слева от него высокий сводчатый грот, покрытый влажным от воды мхом. Всё выглядит настолько гармонично и завораживающе, что только и успеваешь, что выбирать ракурсы и щелкать затвором. Кстати, к водопаду можно подойти вплотную и посидеть под его освежающими струями.

Дальше тропка бежит вплотную с рекой. То тут, то там раздаются шорохи убегающих с тёплых камней ящериц. Здесь их сотни.

Сам ручей Руфабго не менее эстетичен, чем его водопады. Множественные изгибы у крупных валунов образуют чаши с водой, каменные ступеньки образуют крошечные водопады, поваленные деревья, покрытые толстым слоем мха, негромкие трели птиц создают небывалую идиллию природы.

Даже ловишь себя на мысли, что разговариваешь в полтона, чтобы не нарушить своим присутствием идеальную экосистему, где человеку, в общем-то, не место.

По мостику перешли на противоположный берег. По обеим сторонам начинают появляться каменные стены ущелья, а ручей раздаётся в этом месте вширь.

Вскоре подходим к водопаду Каскадный, который не сразу и заметишь. Чтобы разглядеть его, нужно сойти с тропы в русло ручья, если, конечно, позволит течение. От него тропа начинает резкий набор высоты, и мы оказываемся высоко над землёй.

Всё для того, чтобы увидеть Сердце Руфабго с высоты. Он самый говорливый и мощный из всех. Обратите внимание на фактуру скалы. Она сложена из каменных слоёв, как пирог. В некоторых местах слои становятся волнообразными.

Последний водопад - Девичья Коса. В верхней части водопад утянут тонким жерлом камней, а в нижней распускается в тысячи мелких струек, как волосы девушки, утянутые резинкой. Он, также как Шум, впадает в озерцо. Только вода в нём уже не такая тёплая, да и глубина здесь доходит до двух метров и пригодна для купания. Единственное фото, что смог восстановить.

Удивительным образом порой складывается судьба. Пока я фотографировал, ко мне подошёл мужчина лет пятидесяти. Поинтересовался, какие кадры выходят на штатив и посетовал на то, что забыл свой в машине. Разговорились. Выяснилось, что Сергей в далёком прошлом жил в моем родном городе, а потом уехал в Екатеринбург на заработки. Рассказал, что приехали пару дней назад из Кисловодска, и теперь направляются на море. Ради такой встречи поделился с земляком штативом. Где ещё могут встретиться два уральца, как не на Кавказе?

Ручей образовал в ущелье 16 водопадов и множество порогов различной высоты. Можно продолжить маршрут и дальше по необорудованной тропе, но, понимая состояние членов экипажа, принимаем решение возвращаться назад. Парковка к тому времени уже была забита до отказа.

Следующая точка - песчаная лагуна реки Белой, близ Хаджохской теснины. Оставляем, как и прежде, машину на бесплатной парковке (gps-координаты N44.28553 E40.17473) в конце улицы Комсомольской и идём по оборудованной тропе вглубь леса.

Нам невероятно повезло. Вода в прошлом году из-за сильнейших дождей приобрела неприглядный грязно-коричневый цвет. На этот раз волшебная лагуна Хаджох, зажатая стенами каньона, предстала пред нами во всей своей экзотичной красоте.

Лазурная вода, чистый белый песок и огромные глыбы, отвалившиеся от основной горной массы, больше похожи на дикие закутки пляжей Тайланда.

Удивительно, но прямо на безжизненных стенах каньона умудряется пробиться жизнь. В некоторых местах прямо на камнях, покрытых мхом, растут цветы.

Большая часть людей бывают только на пляже и принимают ледяные ванны, но моё любопытство заставило пролезть в узкие лазы между валунами. И как оказалось, за ними есть великолепная смотровая площадка на каньон.

Можно только удивиться насколько резко вздымаются над устьем стены, которые вода точит не одну тысячу лет.

К моему возвращению на пляж солнце ушло за деревья, и лагуна преобразилась. Колыхающиеся тени деревьев скрыли пляж от прямых солнечных лучей, окрасив воду в голубые и зелёные цвета. Вот уж точно говорят, что природа - лучший художник.

Если подняться обратно на тропу и повернуть налево, а не обратно к стоянке направо, то можно дойти как раз до водопадов Руфабго. Судя по отзывам, с тропы очень красивые виды на реку. И раз уж фотографии с водопадами у меня были утеряны, то придётся в следующий раз пройти весь маршрут от начала до конца, и поставить жирную точку на водных достопримечательностях Адыгеи.

С парковки вывернули в сторону Каменномостского, или как его ещё называют, «Хаджох», в честь построенной неподалёку железнодорожной станции. Игнорируем вывеску «Хаджохская Теснина». Сергей посоветовал не тратить время и немалые деньги за вход, объясняя это тем, что теснина вряд ли сможет нас впечатлить после водопадов. Поэтому мы проскакиваем мимо, и продолжаем ехать до поворота направо, в сторону заброшенного карьера (gps-координаты: N44.28825 E40.17659). Пересекаем железнодорожные пути и по грунтовке начинаем подъём на плато.

Здесь на краю отвесного ущелья расположился экстремальный парк Мишоко, названный в честь одноименной реки, протекающей по дну зелёного каньона. В переводе это означает «Медвежья Долина».

Любителям острых ощущений хватит развлечений - скоростные спуски на канатах над семидесятиметровым ущельем, спуски по скале и каньонинг (преодоление каньона пешком через ручьи, водопады и прочие препятствия).

Жаль, что не было возможности прогуляться по дну Мишоко. Говорят, что самое интересное именно там - десятки красивейших водопадов и гротов.

Мы приехали сюда затем, чтобы посмотреть на реку Белую с высоты.

Своё начало главная водная артерия Адыгеи берёт в ложбине между горами Фишт и Отштен. Впитывая в себя талые воды ледников, и пересекая Адыгею с севера на юг, она несёт их в Краснодарское водохранилище.

Но Белая - не единственная река в Даховской. Белая огибает станицу с запада, а с противоположной стороны, на востоке, словно повторяя движения своей старшей сестры, речка Дах омывает своими водами подножье хребта Уна-Коз.

К старинному мосту через Дах мы подъехали в послеобеденное время, и были крайне удивлены количеством людей, отдыхающих на берегу. Объяснение такой популярности мы нашли сразу же после того, как вступили ногами в её воды. По ощущениям, температура была выше 28 градусов. Видимо, благодаря тому, что Дах не берёт своё начало в ледниках и в это время года достаточно мелководна, она успевает прогреться до такой высокой температуры. Дно реки выстлано огромными каменными плитами, в некоторых местах образующими небольшие чаши и протоки.

В них с большим удовольствием плещутся как взрослые, так и дети. На наших глазах к реке подъехал молодой парень на «Ниве», и, быстренько оголившись до плавок, принялся…мыться с мочалкой и мылом. Что тут сказать? Значит, вода действительно чистая.

Также, как и в Белой и Мешоко, здесь можно найти древние аммониты. Нам конечно такой удачи не представилось, но камушек с рельефом ракушки сын найти всё-таки сумел.

Над рекой раскинулся знаменитый старинный «Яичный Мост», построенный в начале двадцатого века казачьим отрядом 2-го Урупского полка. Для прочности они добавляли в раствор яичный белок, и их ноу-хау сработало на все сто процентов. Мост за столетие испытан на прочность лесовозами и даже танками.

Несмотря на ответственный подход к строительству, большая часть этого отряда попала в опалу Императора за отказ от подавления рабочего восстания в грузинском Тифлисе. Так что свое строительное навыки они оттачивали уже на каторге.

Завершить насыщенный день мы решили поездкой до кордона Лаго-Наки. Подробно об этой дороге я рассказывал в прошлогоднем очерке, и останавливаться на ней вновь не буду. Отмечу лишь то, что нашёл ещё одну очень живописную смотровую площадку. К сожалению, координат её я не запомнил. Просто наудачу остановился на дороге у тропинки в лес. С отвесного обрыва открылся потрясающий вид на хребет Большой Тхач.

Я целый год мечтал увидеть его воочию. И вот наконец-то я увидел его непреступные отроги на самом горизонте.

А чуть правее, на склонах хребта Азиш-Тау был замечен очередной Чёртов палец.

Тёплый летний вечер был завершён в компании самых близких мне людей под шипение ароматного мяса, томящегося на раскалённых углях. Разве можно придумать день лучше? Вряд ли.

А теперь пора отдыхать и готовиться к главному событию всего путешествия, восхождению на Отштен…