Как-то на одном из рыболовных форумов я встретил древнеегипетский рисунок, на котором были изображены павианы, ловящие рыбу сетью. Участник форума, разместивший рисунок, считал, что на нем приведена реальная сцена. По его мнению, в Древнем Египте с успехом дрессировали обезьян, и они могли даже заменять людей на рыбном промысле.
Несмотря на возникший интерес, тогда я не стал искать первоисточник, что бы узнать обо всем этом поподробнее. А тут, разбираясь с различными материалами по истории рыболовства, наткнулся у себя на эту картинку, а все же решил разобраться с этой историей. Разобрался. Увы, сенсации не произошло :).
Оказалось, этот рисунок является виньеткой к главе CLIII-b древнеегипетской «Книги мёртвых». К слову сказать, данная книга - это не некое магическое руководство для оживления мертвецов или создания мумий-зомби, как не редко показывают в кинематографе. «Книга мёртвых» - это сборник различных гимнов, молитв, и т.п., которую помещали в гробницу, чтобы помочь душе погребенного преодолеть различные опасности загробного мира и обрести благополучие в посмертии.
Павианы на виньетке - слуги бога Тота, и ловят они сетью души мертвых, которых олицетворяют рыбы. В общем, мифологический сюжет, и к каким-либо жизненным реалиям этот рисунок отношения не имеет. Да и не обезьянье это дело - рыбу ловить, мы, люди, до сих пор вполне успешно с этим справляемся :).
Кстати, тема рыбаков и промысла бессмертной души встречается и позднее. Думаю, многие помнят: «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».
«Призвание апостолов Петра и Андрея», Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1313 гг. Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Мне, вот, интересно - могла эта аллегория, пусть и в несколько трансформированном виде, попасть в христианскую религию именно из древнеегипетской мифологии?