Снова Пиза. И страшная история про Башню Голода.

Jun 07, 2011 21:59


.

Итак в моем предыдущем РАССКАЗЕ, пока меня еще не понесло про панцанеллу, мы расстались на площади Рыцарей. И вот мы снова здесь.





15 марта 1562 года Козимо I де Медичи получает из рук архиепископа Пизы титул Великого Магистра Ордена Рыцарей Святого Себастьяна. Этот орден был создан, в основном, для борьбы с турками и другими иновецами в Средиземном море. Козимо дал задание Джорджио Вазари перестроить площадь, сосредоточив здесь здания "штаб-квартиры" Ордена. Это место называлось раньше "площадь Семи улиц".  После объединения Тосканы под флорентийским господством, этот архитектурный ансамбль должен был символизировать величие рода Медичи.  По моему мнению, это с успехом удалось.
Про церковь Святого Себастьяна я уже писала. Остались еще два замечательных здания, относящихся к Ордену: Palazzo dell'Orologio Дворец Часов и Palazzo dei Cavalieri Дворец Рыцарей.
В 1562 году Вазари представил на суд Козимо свой проект Дворца Рыцарей, или как его еще называли, "Дворец Каравана". По концепции Вазари, новое здание должно было максимально использовать старую структуру Дворца Старейшин, посредством  перестройки имеющихся объектов и заключить их в единое целое за элегантным фасадом. Вазари блистательно справился с этой задачей, и уже в 1564 году рыцари смогли занять свои аппартаменты. В течение трех лет новоиспеченные рыцари обучались здесь наукам и военному искусству, а само здание было местом их проживания.
 Гармоничность зданию придает фасад с 4 рядами окон и декорациями, выполненными в технике граффито или сграффито, по рисункам самого Вазари. Сграффито - особая техника создания настенных изображений. Простейшим является двухцветное сграффито - нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основного. Потом в определенных местах штукатурка соскребается и появляется рисунок. Более сложна техника многоцветного сграффито, когда на стену наносятся в несколько слоёв различная по цвету штукатурка, а затем ее соскребают на разную глубину. Эта техника была очень модной для отделки дворцов в эпоху Ренессанса.




Игра светлого и темного изящно выделяет архитектурные и скульптурные элементы фасада, придавая ему гармонию и симметрию. В частности, центр фасада подчеркнут элегантным главным входом и лестницей с двумя наклонными пролетами. Прямо над входом находится герб Медичи и Ордена Св. Себастьяна. Позднее на фасаде, в нишах, были установлены бюсты Великих Тосканских Герцогов: Козимо I, Франческо I, Фердинанда I, Козимо II, Фердинанда II и Козимо III.
В 1810 году в Пизе, по декрету Наполеона Бонапарта, была создана Высшая Нормальная Школа как филиал Высшей Нормальной Школы в Париже. С 1846 года здание Дворца Рыцарей перешло к этой школе.  Школа до сих пор является одним из самых престижных учебных заведений Италии. Отсюда вышли три Нобелевских Лауреата: по физике - Энрико Ферми и Карло Руббия и по литературе - Джозуэ Кардуччи.
Перед Дворцом воздвигнута статуя Козимо I де Медичи. Великий Герцог Фердинандо I заказал её скульптору Пьетро Франкавилла в 1596 году, в честь своего отца. Ногой Козимо опирается на дельфина, что символизирует морское господство Великого Герцогства. Перед монументом располагается фонтан работы того же Франкавилла с гротескными декорациями в стиле маньеризма.
Теперь посмотрим направо, полюбуемся дворцом Часов или Дворцом делла Герардеска. В этих стенах в настоящее время располагается Библиотека Высшей Нормальной Школы. Здание неоднократно перестраивалось: начиная со Средних веков и вплоть до начала ХХ века.




Две основные структуры, соединенные между собой сводом, существовали еще в Средневековье. Справа находился дом-башня, называемый "Дворец Капитана", где располагалось судебное ведомство Пизы, а слева башня, которую называли "Башней Гуаланди" или "Башней della muda", muda или muta - линька. Здесь держали орлов в период смены оперения. Орел был символом гибеллинов, символом могущества Пизы.
Но славу этой (несуществующей уже) башне принес Граф Уголино, умерший здесь в заключении от голода со своими сыновьями и внуками. С тех пор её называли "Башней Голода". Этот эпизод отражен во многих произведениях искусства, в том числе в "Божественной Комедии" Данте. Об этом я расскажу чуть дальше, а пока про сам Дворец.
В 15 веке, когда проводились работы по реконструкции Дворца Рыцарей, комплекс был только реставрирован, отдан под госпиталь и стал носить его  имя  " Buon Uomo".
В 1605-1608 годах средневековые здания, стоящие под углом друг к другу, были объединены посредством постройки между ними среднего звена с аркой, где сейчас располагаются часы. Фасад был украшен фресками Джованни Стефана Маруселли, Филиппо и Лоренцо Паладини. Этот цикл фресок прославлял правление Медичи и практически не сохранился.
В 1696 году была добавлена звонница, которая подчеркивает перспективную симметрию здания.
До 1804 здание служило рыцарям "вышедшим на пенсию" и приемным покоем госпиталя. С 1808 до 1810 года оно перешло к французам. Потом было продано частным лицам. В 1919 году перешло к Бали-Альберто делла Герардеска, вновь реставрировано с добавлением четырехстворчатого окна. Именно на этом месте и находилась когда-то знаменитая Башня Голода, увековечившая в истории имя знаменитого предка нового хозяина.

Меня всегда очень интриговала история графа Уголино. История, леденящая кровь, можно сказать.
Граф Уголино делла Герардеска, могущественный правитель Пизы. В числе других он командовал пизанской флотилией. В 1284 году пизанцы проиграли генуэзцам в морской битве при Мелорне в 1284 году. Уголино обвинили в этом поражении и он был записан в предатели. В феврале 1289 года, благодаря своему личному врагу, архиепископу Пизы Руджери дельи Убалдини,  он был заключен без суда и следствия за предательство в Башню Гуаланди, вместе со своими младшими сыновьями, Гаддо и Угуччоне, и двумя внуками, Нино и Ансельмуччо. Ключи от башни выбросили в Арно. Когда же темницу все-таки открыли, перед глазами вошедших предстало ужасное зрелище: пять бездыханных тел, граф и его ни в чем неповинные дети и внуки, скончавшиеся в страшных мучениях от голода.
Сцена с Уголино, описанная Данте в своей XXXIII песне Ада Божественной Комедии, не менее ужасна. Мы видим Уголино, который пытается побороть свою ненависть, постоянно грызя череп архиепископа Руджери. Он рассказывает Данте свою печальную историю.



(иллюстрация Гюстава Доре)

Один из жутких эпизодов заключения - Уголино от безысходности начинает кусать себе руки. Дети предполагают, что это от голода и предлагают отцу съесть их, послушайте:

«Отец, ешь нас, нам это легче будет;
        Ты дал нам эти жалкие тела,-
        Возьми их сам; так справедливость судит».

Так и пошла народная молва, что во время заточения граф питался своими отпрысками. Он вошел в историю как предатель и каннибал.
Вот отрывок из 33 песни Данте. Привожу на случай, если вам захочется освежить в памяти. Несмотря на весь ужас и драматичность описываемого, эта поэзия прекрасна!
(Перевод Михаила Лозинского).

1  Подняв уста от мерзостного брашна,
        Он вытер свой окровавленный рот
        О волосы, в которых грыз так страшно,

4  Потом сказал: «Отчаянных невзгод
        Ты в скорбном сердце обновляешь бремя;
        Не только речь, и мысль о них гнетёт.

7  Но если слово прорастет, как семя,
        Хулой врагу, которого гложу,
        Я рад вещать и плакать в то же время.

10  Не знаю, кто ты, как прошёл межу
        Печальных стран, откуда нет возврата,
        Но ты тосканец, как на слух сужу.

13  Я графом Уголино был когда-то,
        Архиепископом Руджери - он;
        Недаром здесь мы ближе, чем два брата.

16  Что я злодейски был им обойдён,
        Ему доверясь, заточён как пленник,
        Потом убит,- известно испокон;

19  Но ни один не ведал современник
        Про то, как смерть моя была страшна.
        Внемли и знай, что сделал мой изменник.

22  В отверстье клетки - с той поры она
        Голодной Башней называться стала,
        И многим в ней неволя суждена -

25  Я новых лун перевидал немало,
        Когда зловещий сон меня потряс,
        Грядущего разверзши покрывало.

28  Он, с ловчими,- так снилось мне в тот час,-
        Гнал волка и волчат от их стоянки
        К холму, что Лукку заслонил от нас;

31  Усердных птиц задорил дух приманки,
        А головными впереди неслись
        Гваланди, и Сисмонди, и Ланфранки.

34  Отцу и детям было не спастись:
        Охотникам досталась их потреба,
        И в рёбра зубы острые впились.

37  Очнувшись раньше, чем зарделось небо,
        Я услыхал, как, мучимые сном,
        Мои четыре сына просят хлеба.

40  Когда без слёз ты слушаешь о том,
        Что этим стоном сердцу возвещалось,-
        Ты плакал ли когда-нибудь о чём?

43  Они проснулись; время приближалось,
        Когда тюремщик пищу подаёт,
        И мысль у всех недавним сном терзалась.

46  И вдруг я слышу - забивают вход
        Ужасной башни; я глядел, застылый,
        На сыновей; я чувствовал, что вот -

49  Я каменею, и стонать нет силы;
        Стонали дети; Ансельмуччо мой
        Спросил: «Отец, что ты так смотришь, милый?»

52  Но я не плакал; молча, как немой,
        Провёл весь день и ночь, пока денница
        Не вышла с новым солнцем в мир земной.

55  Когда луча ничтожная частица
        Проникла в скорбный склеп и я открыл,
        Каков я сам, взглянув на эти лица,-

58  Себе я пальцы в муке укусил.
        Им думалось, что это голод нудит
        Меня кусать; и каждый, встав, просил:

61  «Отец, ешь нас, нам это легче будет;
        Ты дал нам эти жалкие тела,-
        Возьми их сам; так справедливость судит».

64  Но я утих, чтоб им не делать зла.
        В безмолвье день, за ним другой промчался.
        Зачем, земля, ты нас не пожрала!

67  Настал четвёртый. Гаддо зашатался
        И бросился к моим ногам, стеня:
        «Отец, да помоги же!» - и скончался.

70  И я, как ты здесь смотришь на меня,
        Смотрел, как трое пали друг за другом
        От пятого и до шестого дня.

73  Уже слепой, я щупал их с испугом,
        Два дня звал мёртвых с воплями тоски;
        Но злей, чем горе, голод был недугом». ...




Тела мучеников из Башни Голода были погребены в церкви Сан Франческо, где оставались до 1902 года, когда их перезахоронили в семейной капелле делла Герардеска. В 2002 году палеоантрополог Маленьи произвел тестирование ДНК эксгумированных трупов. Было проведено сравнение с ДНК современных потомков семьи и выявлено совпадение на 98%.  Значит все они были родственниками. Исследование же костей погибших сняло с Уголино обвинение в людоедстве.
Вот такая история.

Тут, пожалуй, о Пизе я закончу.

Тоскана

Previous post Next post
Up