Оригинал взят у
marinagra в
Стены как страницы: библиотека Пикколомини в Сиене ![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1393302/1393302_1000.jpg)
Интерьер библиотеки Пикколомини
Интерьер кафедрального собора в Сиене ошеломляет своим убранством, поэтому немудрено не заметить дверь в северной (слева от главного алтаря) стене храма. Дверь ведет в библиотеку Пиккколомини (Libreria Piccolomini), один из самых совершенных интерьеров Тосканы.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1397119/1397119_1000.jpg)
Интерьер библиотеки Пикколомини
Библиотека обязана своим появлением двум представителям благородного семейства Пикколомини. Кардинал Франческо Тодескини Пикколомини (1439-1503), который за месяц до своей смерти стал Папой Римским Пием III, в 1492 году пристроил к Сиенскому собору небольшой зал библиотеки, а в 1502 году заключил с живописцем Пинтуриккио контракт на ее роспись. Библиотеку кардинал основал для книжного собрания своего знаменитого дяди, Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464), Папы Римского Пия II. Помедлим на ее пороге, вспоминая биографию этого неординарного человека, которого современники называли «любимым сыном Сиены».
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1397540/1397540_1000.jpg)
Потолок библиотеки Пикколомини
Энеа Сильвио Пикколомини - типичный «человек Ренессанса», разносторонне одаренный и необычайно деятельный: блестящий дипломат, несравненный оратор, гуманист, библиофил, талантливый и плодовитый писатель. Выпускник Сиенского университета, епископ Сиены, затем кардинал, а с 1458 года Папа Римский, он в молодости читал ночи напролет латинских авторов и даже писал весьма фривольные поэмы по образцу античных. Широкому, как сказали бы мы сейчас, кругу читателей полюбилась новелла Пикколомини «О двух влюбленных». В переводе не немецкий язык новелла долгое время была в Германии одной из самых читаемых книг. Кстати, Пикколомини, посетив Германию с дипломатической миссией, пытался приобщить императорский двор к гуманистическим ценностям, но не преуспел в этом. Тем не менее, император Фридрих III лично чествовал итальянского гуманиста лавровым венком поэта-лауреата.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1397341/1397341_1000.jpg)
Фрагмент росписи потолка библиотеки Пикколомини
Главное из многочисленных сочинений Пикколомини, которые охватывают все литературные жанры той поры, - написанные на великолепной латыни «Записки о достопамятных деяниях». Эта не лишенная самовосхваления автобиография представлена на широком историческом фоне. Автор описывает все, чему был свидетелем, а рассказать он мог действительно о многом: будучи кардиналом, Пикколомини служил секретарем при нескольких европейских государях и имел самое непосредственное отношение к сложной политической и церковной жизни своего времени. Примечательно, что эту единственную в своем роде папскую автобиографию Ватикан до сих пор публикует с купюрами!
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1395238/1395238_1000.jpg)
Из «достопамятных деяний» самого Пия II упомянем лишь два проекта. Первый удовлетворял личные амбиции Папы. Свою родную тосканскую деревню Корсиньяно Пий II задумал превратить в идеальный ренессансный город, дав ему свое имя - Пьенца (Pienza, от Pius). Выстроенную по строгому плану Пьенцу называют «ренессансной мечтой в камне». Уникальный город, который в 1996 г. объявлен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия, стал образцом регулярного градостроительства для многих итальянских, а затем и европейских городов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1392619/1392619_1000.jpg)
Энеа Сильвио Пикколомини отправляется на Базельский собор
Второй проект Папы можно назвать общеевропейским. В 1453 г., незадолго до начала понтификата Пия II, Константинополь был завоеван турками-османами. Мечтой Папы стало освобождение покоренных турками христианских народов от османского владычества. Он попытался объединить европейских государей для нового крестового похода, а когда его начинание не нашло поддержки, написал письмо османскому султану Мехмеду II, убеждая его креститься. Не встретив, как и следовало ожидать, понимания, Папа решил лично возглавить флот, идущий к Босфору. Эта затея стоила ему жизни. В надежде на поддержку европейских стран, страдающий от лихорадки престарелый понтифик ожидал в порту Анконы прибытия кораблей союзников из Венеции. Узнав, что никто не приплывет, он в одночасье умер от огорчения.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1393009/1393009_1000.jpg)
Посол Энеа Сильвио Пикколомини перед королем Шотландии Джеймсом I
Пий II вовсе не был идеальным человеком и Папой в глазах современников: его поступки, равно как и его сочинения, оценивались порой очень по-разному. В предисловии к «Запискам о достопамятных деяниях» он писал: «Покуда Пий Второй живет среди нас, его порицают и осуждают, когда угаснет, его же будут прославлять и о нем будут тосковать, тогда как он будет уже недосягаем». Возможно, именно эти слова Папы вдохновили кардинала Франческо Тодескини Пикколомини основать мемориальную библиотеку.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1393529/1393529_1000.jpg)
Фридрих III возлагает на голову Пикколомини лавровый венок поэта-лауреата
Собственно библиотекой этот зал так и не стал. Вдоль его стен выставлены лишь немногие книги, принадлежавшие Пию II, - богослужебные манускрипты, богато украшенные миниатюрами. Книги из папского собрания рассредоточились в различных хранилищах Италии, а стены библиотеки Пикколомини словно превратились в монументальные книжные страницы, на которых мы читаем повествование о жизни Папы. Десять фресок, выполненных Пинтуриккио в 1502-1509 годах, ковром заполняют стены зала, рассказывая о десяти эпизодах из биографии нашего героя. Вот двадцатишестилетний всадник на белом коне - Энеа Сильвио Пикколомини - отправляется на Базельский собор, а на следующей фреске он предстает перед королем Шотландии Джеймсом I в роли посла. На одной из фресок мы видим, как Фридрих III возлагает на голову Пикколомини лавровый венок, а на другой он принимает папскую тиару и имя Пий II. Став папой, он канонизирует Святую Катарину Сиенскую, на соборе в Мантуе призывает христианских государей объединиться против турок, и, наконец, в последний день своей жизни тщетно ожидает в Анконе кораблей союзников…
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1393745/1393745_1000.jpg)
Пикколомини передает Папе Евгению IV послание от имени императора фридриха III
Подробные латинские подписи усиливают сходство фресок с книжными страницами. В то же время иллюзорные архитектурные формы, обрамляющие каждую композицию, зрительно превращают гладкие стены в подобие лоджий: в арочных пролетах открываются многолюдные, сказочно-прекрасные сцены. Все они построены сходно: уравновешенны, порой почти симметричны, с тщательно выверенной перспективой. Подробно выписанный задний план фресок - архитектурные кулисы, пейзажи, панорамы городов - не менее интересен, чем насыщенный персонажами передний. Фрески полны занятных, порой чисто бытовых, деталей, которые хочется долго рассматривать, и нельзя не согласиться с немецким искусствоведом Карлом Вёрманом: фрески «занимательны, как новеллы, полны жизни».
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1394185/1394185_1000.jpg)
Пикколомини представляет Фредерика III Элеоноре Португальской
Творец всей этой красоты - уроженец Перуджи, ученик Пьетро Перуджино, Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (1454-1513), получивший за малый рост прозвище Пинтуриккио («маленький художник»). Сегодняшнему зрителю более всего известен его прелестный «Портрет мальчика» из Дрезденской галереи (ок. 1500). К началу работы в библиотеке он был уже автором многих фресок, в том числе - в Сикстинской капелле (1482) и в апартаментах Борджиа (1493-95) в Ватикане, в церкви Санта Мария дель Пополо (1488-90) в Риме.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1395168/1395168_1000.jpg)
Энеа Сильвио Пикколомини производят в кардиналы
Пинтуриккио нельзя назвать особенно утонченным или, тем более, глубокомысленным мастером, однако его работы полны изящества и какого-то немудреного очарования. «Его творения являются точно сказочной детской книжкой доброго старого времени», - писал Александр Бенуа. Бенуа очень точно передает общее впечатление от интерьера библиотеки: «Стоит перешагнуть порог высокого и светлого библиотечного зала при Сиенском соборе, как сразу исполняешься какого-то сказочного настроения, точно пришел на праздник, устроенный для милых, ласковых детей, точно слышишь веселую музыку и вдыхаешь садовые ароматы». И хотя тот же Бенуа отмечает поверхностность и даже «пустоватость» Пинтуриккио, от этого «сказочного настроения» нам уже не уйти.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1395510/1395510_1000.jpg)
Пикколомини принимает папскую тиару и имя Пий II
Наиболее значительный, с точки зрения истории искусства, фрагмент росписи мы видим на самой первой фреске, справа от окон. Смелая попытка Пинтуриккио изобразить грозу над морем - с черными тучами, потоками дождя, вспышками молний и радугой - считается первым опытом такого рода в западноевропейский живописи.
Оторвавшись от фресок, взглянем на потолок библиотеки. Здесь декоративный дар Пинтуриккио проявился в полной мере! Потолок с ювелирной тонкостью и изощренностью расписан гербами Пикколомини, мифологическими сценами и причудливыми «гротесками» (росписи в стиле орнаментов, найденных в древнеримских гротах); его обрамляют слегка вогнутые треугольные «паруса», смягчающие переход к стене и зрительно делающие зал выше. Особую легкость придает росписям потолка обилие золота.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1396070/1396070_1000.jpg)
Папа Римский Пий II призывает христианских государей объединиться против турок на соборе в Мантуе
Очарование этого интерьера, продуманного и оформленного одним мастером (сведения Джорджо Вазари о том, что в росписи библиотеки принимал участие Рафаэль, ошибочны), в его цельности. Библиотека Пикколомини существует как единый художественный организм, в ней нет отдельных шедевров, но она вся - шедевр, гармонично соединяющий архитектуру с живописью.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1396229/1396229_1000.jpg)
Папа Римский Пий II канонизирует Святую Катарину Сиенскую
В зале нет ни одной незаполненной плоскости, даже плитки пола радуют изысканным бело-голубым орнаментом с мотивом неполной луны - герба Пикколомини. Возникает ощущение, что мы находимся внутри расписной шкатулки. Драгоценность, которая хранится в этой шкатулке, - мраморная скульптурная группа «Три грации», римский подлинник 4 века, повторяющий греческую скульптуру эпохи эллинизма. «Три мраморные грации, древние и прекраснейшие, кои в те времена были первой ценившейся древностью», - с восхищением писал Джорджо Вазари.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1396490/1396490_1000.jpg)
Папа Римский Пий II ожидает прибытия кораблей союзников в Асконе
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1396856/1396856_1000.jpg)
Папа Римский Пий II в Асконе (деталь)
Скульптура при неизвестных обстоятельствах была куплена кардиналом Франческо Пикколомини, который подарил ее библиотеке. Однако к концу эпохи Возрождения идеалы античности начали меркнуть, и все чаще звучало мнение, что «непристойное» произведение с тремя обнаженными женщинами не может находиться в соборе. Наконец, в середине 19 века Папа Пий IX во время визита в Сиену прямо заявил, что держать подобную вещь в святом месте - настоящее преступление, и «Три грации» переехали в музей собора. В библиотеку статуи вернулись только в конце19 века, чтобы снова на несколько лет покинуть ее в годы фашизма.
Размещенная в центре зала скульптура возносится на высокой консоли как символ античности - этого плодотворного источника творчества и вдохновения для ренессансных гуманистов, одним из которых был Энеа Сильвио Пикколомини, ставший Папой Римским.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/1397989/1397989_600.jpg)
Плитки пола библиотеки с мотивом неполной луны,герба Пикколомини
фотографии у меня получились не очень хорошие, поэтому пришлось использовать фотографии
с сайта WGA и из Википедии.