В Пизу выехали рано утром из Флоренции, в пути были около часа. Всю дорогу гид Ирина рассказывала о городках, что были на пути следования. Хочу поведать всем о том,что услышала. Касаемо Прато, оказывается,это единственный город в Италии, в котором 70% иностранных вложений, производством сельхозпродуктов, выращиванием овощей занимаются, кто бы думали? Китайцы! А в Пистоя есть питомник необыкновенных растений- деревья,кустарники,цветы в горшках немыслимо длинными рядами в разнообразной цветовой гамме выстроены под открытым небом. Со всей округи, да и с дальних уголков Италии на дачи,в офисы,во дворцы,в дома и замки увозят эту красоту, украшая тем самым интерьер и делая жизнь прекраснее и веселее.
А еще этот город известен тем фактом,что во времена правления английского короля Генриха VIII местный мастер Камилло Вителли изобрел первый пистолет, хотя , надо отметить, что около 1512 года в Германии уже были широко распространены пистолеты.
http://otvet.mail.ru/question/14392836. или вот
http://www.bibliotekar.ru/CentrOruzh/8.htm. Ирина плавно перешла от Пистоя к Терме,в этом городке уникальные источники для лечения внутренних органов человека и люди со всего мира приезжают, дабы поправить свое здоровье)А мы слушаем уже про Лукку, бывшую столицу Тосканы, основали римляне еще в 180 году, через город проходили дороги в Рим, Пизу, Флоренцию. Вплоть до 774 года здесь была резиденция одного из лангобардских герцогов Тосканы,но в начале 12 века по указанию Матильды Тосканской столицу перенесли во Флоренцию. В этом городе родился великий итальянский композитор Джакомо Пуччини. Его дом сохранился и стал музеем Пуччини,кстати, на одной из центральных улиц города Лукка есть еще одна достопримечательность - дом Паганини ,который жил в Лукке. Да, жаль, что мы не заехали ни в один из выше перечисленных городков за очередной порцией увлекательных и незабываемых впечатлений)))).
Наш путь лежал в Пизу!
Название города происходит от латинского слова "pisae",что означает -" устье реки". В древние времена Пиза была значительным морским портом, причем, единственным на западном побережье между Генуей и Римом. В XI веке Пиза стала морской республикой. Пизанский флот становился значительным и Пизанская республика по расцвету и мощи сравнялась с Венецией. С поражением Пизы от Генуи в 1284 году, и с разрушением в 1290 году пизанского флота, начался закат республики. Река Арно изменила свое течение , корабли не могли больше заходить в речные порты Пизы, после чего замерла торговля. В XIIII веке, победив Флоренцию в 1406 году, город попытался вернуть былое могущество, но, увы, в 1406 году Пиза была вновь побеждена Флоренцией. Роль главного порта в Тоскане перешла к Ливорно. А Пиза, благодаря Университету, созданному по указанию папы Римского Климента IV 3 сентября 1343 года, стала культурным, техническим и научным центром.
И вот, приехали. Ирина ( наш гид) вытащила из сумки зонт с ярким бантом вверху, подняла его и все двинулись вперед, поглядывая по сторонам и не теряя из вида ориентир - розовый бант. Шли вдоль высокой крепостной стены,которую построили в 1155 году.
На всем протяжении пути сувенирные лавки! Статуэтки, магниты, сумки сомнительного производства, шарфы за полтора евро, шляпы, кошельки, китайский ширпотреб.
И тут вдруг увидели арку с распахнутыми воротами, а за ними огромное зеленое поле и на нем целый ансамбль из белого мрамора! Сколько раз я видела это на экране и в журналах! Но увидеть наяву !!! Ярчайшее впечатление!!!
Белоснежные сооружения, зеленая трава вкупе с ярко синим небом создают ощущение, что мы находимся на одной из самых красивых площадей мира, носящих название - Площадь Чудес- Piazza dei Miracoli !!! Это название соборный комплекс получил в 1910 году благодаря роману "Forse che si forse che no" местного писателя Габриеле д Аннунцио, который был одним из лидеров националистического движения.
В центре видим кафедральный собор Пизы Duomo di Santa Maria Assunta, к западу от него выстроен Баптистерий - Крещальня, а справа от собора "Падающая" Башня La Torre pendente di Piza.
Стена вдоль северной стороны Campo dei Miracoli относится к кладбищу Кампосанто - Campo Santo ( святое поле). Строительство было начато в 1277 году вокруг знаменитой реликвии земли, привезенной на кораблях пизанцами - пилигримами и крестоносцами из Святой Земли - Палестины по проекту Джованни Пизано, завершено же архитектором Джованни ди Симоне. Уничтоженное бомбежками во время войны, Кампосанто было восстановлено.
Баптистерий - Крещальня - отличается своей формой,это идеально круглое в основании строение диаметром 35 м. Посвящен Святому Иоанну Крестителю. Строительство началось во второй половине XII века, в 1153 году , по проекту Диотисальви (Deotisalvi). Спустя более чем 100 лет, он был разработан дальше, верхняя часть создана в готическом стиле, добавлен большой купол. Интерьер довольно простой, в Баптистерии одна из первых больших кафедр Пизано, созданная в 1260 году Никколо Пизано. Баптистерий с перерывами строился почти 2 века. Многие скульптуры,украшающие фасад и амвон, создали отец и сын - Николло и Джованни Пизано, Pisano - прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII-XIV вв.
В Баптистерии волшебная акустика.
Мы приехали рано и мне удалось быстренько сделать фото, пока людей было мало.
Кафедральный Собор ( Дуомо).
Кафедральный Собор посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Его строительство началось в 1063 году на месте дворца Римского императора Андриана (IIв), руины которого разобрали на строительный камень, под руководством архитектора Бускето (Buscheto), которого после смерти похоронили у стены собора (его могилу можно увидеть и в наши дни в левой арке фасада). В 1118 году в Пизу прибыл Папа Римский Гелазий II и самолично освятил недостроенный собор. Строительство продолжалось два столетия. Завершено в XII веке архитектором Райналдо, который спроектировал великий фасад.Украшен четырьмя рядами элегантных аркад Собор наделен всеми отличительными чертами романского стиля Пизы: слепые арки, мозаика, скульптура. Двери на фасаде сделаны в XVI в., ими заменили оригинальные двери XII в. работы Бонанно (Bonanno Pisano), которые были уничтожены при пожаре 1595 г.
На коньке крыши главного фасада статуя Девы Марии с младенцем, приписываемая Андреа Пизано.
Люнет над центральной дверью с изображением Пресвятой Богородицы.
Люнет над левой дверью - Святая Репарата.
Люнет над правой дверью с изображением Иоанна Крестителя.
" Площадь Чудес" когда-то было центром города, но изменение течения реки Арно сделало свое дело и это уже не есть центр Пизы. С этим местом связано много разных повествований и легенд, я расскажу о некоторых, поведанных нам Ириной. Если внимательно присмотреться, то во втором ярусе справа можно увидеть небольшую красную колонну, которая сделана из порфира, привезенного из Майорки. Согласно древней легенде, если на нее посмотреть, то на один день вы спасены от измены в любви. А вот легенда про башню, которая "падает". По легенде, архитектору башни Бонанно Пизано отказались заплатить после окончания работ. Тогда он подошел к башне, погладил третью справа от входа колонну и сказал "Иди за мной". И тут же башня наклонилась в его сторону. Легенда, связанная с Кафедральным собором, про двери. У этих дверей можно стоять часами, - так они великолепны. Центральные двери изображают сцены из жизни Богоматери, а боковые - жизнь Христа. В левой части центральной двери видны блестящие фигурки собаки, лягушки и двух ящериц. По легенде, если потереть их , то сбудутся все ваши несбывшиеся мечты.
Четвертая колонна справа, темно красного цвета, привезенная из Майорки.
Внутренний вид собора. Фото из соц.сети.
Гранитные коринфские колонны вывезены из мечети в городе Палермо, захваченном пизанцами у арабов в 1063 году.
Кессонированный потолок выполнен флорентийскими мастерами после пожара 1595 г.
Перед Главным алтарем висит огромная бронзовая люстра, которая называется "Лампой Галилея". Галилео Галилей (1564-1642) родился в Пизе. Здесь же, в Пизанском университете, изучал медицину, математику и философию. В этом Кафедральном соборе он наблюдал за колебаниями бронзовой люстры и установил "закон маятника". Кроме того, с Пизанской башни он бросал вниз различные предметы и установил закон о том, что ускорение падения одинаково для всех тел, независимо от их веса.
"Падающую" Башню еще называют Кампанила.
Башня Пизы была произведением искусства, выполненным на трех стадиях в течение приблизительно 177 лет. Строительство первого этажа белой мраморной колокольни началось 9 августа 1173 года Бонанно Пизано в период военного успеха и процветания Пизы. Этот первый этаж - декоративная аркада, ясно сформулированная занятыми колонками с классическими коринфскими столицами. Однако, работы приостановили уже в 1178 г., поскольку были выявлены первые признаки осадки конструкции, возводимой на наносных почвах, башня из за илистой почвы стала наклоняться уже на первом ярусе. Первые три этажа здания, построенные Бонанно, уже имели уклон в 0,5° на север, и уровень внутреннего служебного помещения не соответствовал осям. Строительство было приостановлено примерно на век, пока за работу не взялся Джованни ди Симоне (архитектор Camposanto) и не пристроил еще три яруса в 1272-1278 гг с соблюдением вертикали,чтобы дать компенсацию за наклон, инженеры построили верхние этажи с одной стороной, более высокой чем другой. Это заставило башню начать наклоняться в другом направлении. С третьего и до шестого уровня обнаружились изменения уклона, который составил 0,5° на юг. В 1284 году из за поражения с Генуей строительство опять остановили. Седьмой этаж достроили в 1319 году. Звонницу построил в 1360-1370 гг. третий и последний архитектор «падающей башни» Томмазо ди Андреа Пизано, в ней семь колоколов, настроенные на звукоряд по часовой стрелке, в 1655 был установлен самый большой.
1-ый звонок: Л'Ассунта, вес 3 620 кг (7 981 фунт).
2-ой звонок: Il Crocifisso,вес 2 462 кг (5 428 фунтов).
3-ий звонок: Сан Раньери,вес 1 448 кг (3 192 фунта).
4-ый звонок: Ла Терза (1-ый маленький),вес 300 кг (661 фунт).
5-ый звонок: Ла Паскереккя или Ла Жиюстизя,вес 1 014 кг (2 235 фунтов).
6-ой звонок: Il Vespruccio (2-ой маленький),вес 1 000 кг (2 205 фунтов).
7-ой звонок: Даль Поццо, вес 652 кг (1 437 фунтов).
Схема первоначального архитектурного проекта проста: цилиндрическая форма, украшенная колоннадой в шести ярусах, на вершине - звонница. Как только колокольня начала действовать, уклон ее стал значительно увеличиваться. В 1838 г. архитектор Алессандро делла Герардеска прорыл под основанием башни подземный ход, чтобы определить устойчивость фундамента и колонн. Это послужило причиной для дальнейшей инфильтрации подземных вод во вред башне.
Последние исследования продемонстрировали, что если бы высота колокольни была чуть больше, то конструкция тут же обрушилась бы. В прошлом веке в ходе земляных работ в области фундамента были обнаружены остатки саркофага Бонанно Пизано, погребенного своими согражданами под сооружением, ставшим ему мемориалом.
В 2001 году закончили очередные реставрационные работы, 12 государств ЮНЕСКО вложили средства, чтобы сохранить башню. В ее основание влили 670 тонн свинца , а рабочие-строители дали гарантии на 300 лет! Заверили, что состояние ее стабильно и на нее можно подниматься, с того момента каждые 40 минут группа из 40 человек может подниматься вверх на 296 ступеней. Высота башни 55 м, диаметр 15 м, наклон 4м 31 см, 8 этажей, от Лигурийского моря по разным источникам информации от 8 до 10 метров.
Двери с боковой стороны Собора. Это единственные двери, которые уцелели после пожара 1595 года. На 24 клеймах, украшающих двери, представлены сцены из земной жизни Спасителя. Их создатель Бонанно Пизано (1180 год).
Их называются по имени Святого Раньери, именно сюда была помещена 25 марта 1688 года урна, содержащая останки Святого Раньери, умершего в 1161 году. Козимо III Медичи заменил старую урну на более современную и богато украшенную. Пизанцы до сих пор чтят его память и считают покровителем своего города. Вечером 16 июня в Пизе проходит праздник Люминара (Luminara) в честь святого Раньери (S. Ranieri). Все здания, башни и церкви на набережной вдоль реки Арно, протекающей через Пизу, все мосты украшаются свечами в форме орнаментов и узоров. Около 70000 маленьких огоньков зажигаются в этот волшебный вечер. А около 10 часов вечера устраивается грандиозный фейерверк с салютом.
17 июня каждого года в день смерти Святого, урну открывают и святые мощи выставляют на показ верующим.
Фонтан с питьевой водой на территории Piazza dei Miracoli .
В самом вверху на крыше (справа) находится колонна со странным животным. На этой фотографии его плохо видно. Вычитала,что это "иппогрифф", крылатая лошадь с орлиным клювом, привезенная пизанскими солдатами из крестового похода.
Фото из соц.сети.
Конечно, в Пизе есть и другие любопытные места, жаль, что в турагенстве на посещение этого города выделили всего пол дня, более того, отсюда мы должны ехать в Верону. Вот такие издержки групповой поездки((. Но пока мы еще в Пизе и нам подарили свободное время, полтора часа! Ноги в руки и вперед, я хотела увидеть Piazza dei Cavalieri - Пьяцца Кавальери. Это одна из главных достопримечательностей Пизы и вторая по значимости площадь города. В средневековье была центром политической жизни, а в 16 веке здесь находилась резиденция Ордена Св.Стефана Великомученника.
Piazza dei Cavalieri расположена на месте форума античного Портуса Пизануса - Пизанской гавани в эпоху Древнего Рима. Площадь, известная как Площадь семи дорог , была политическим центром города, на котором жители Пизы обсуждали свои проблемы и праздновали победы. С 1140 года она стала центром Пизанской коммуны - здесь были построены дома и церкви, принадлежавшие различным правителям. В 1254 году на площади возвели Палаццо дель Пополо э дельи Анциани - Дворец Народа и Старейшин. Южную часть площади занимали конторы, суды и резиденция подеста - главы города. Здесь же когда-то стояла церковь Сан Себастьяно алле Фаббрике Мадджори, снесенная по приказу Вазари.
Именно на Piazza dei Cavalieri в 1406 году посланник из Флоренции объявил об окончании существования независимой Пизанской коммуны. После завоевания Пизы в Палаццо дель Пополо э дельи Анциани разместились приоры из Флоренции, а в Палаццо дель Капитано дель Пополо - глава стражи.
Уютными улочками мимо небольших кафе, вдыхая по пути ароматы кофе, булочек, пиццы,
легко вышли на эту площадь -Piazza dei Cavalieri , окруженную готическими зданиями, где во времена Римской Империи был Форум, а в XVI веке по указанию Козимо Медичи была перестроена. На ней целых пять достопримечательностей! Первая уже перед нами.
Церковь Св Сикста Chiesa di San Sisto.
Церковь Св. Сикста Chiesa di San Sisto или церковь Сант - Сикстус, Святого Сикста, датируется 1133 годом. В здании была и нотариальная контора, и помещение для совета старейшин. Если перечислять достопримечательности площади Piazza dei Cavalieri - Пьяцца Кавальери по часовой стрелке, то эта церковь замыкающая.
В церкви св Сикста Chiesa di San Sisto (фото из соц.сети). Внутрь попасть не удалось, двери были закрыты.
Вот и Piazza dei Cavalieri .
По левую руку от центра Piazza dei Cavalieri - дворец Рalazzo dell Orologio, к которому в XVI веке пристроили Башню Torre dei Gualandi и сделали между ними арку.
Дворец Palazzo dell Orologio - Дворец Часов - назван так благодаря часам над аркой. Здание от арки слева являлось муниципальной тюрьмой,а здание от арки справа называется " Башня голода" , в которой был замурован граф Уголино Герардеска со своими детьми ( Данте. " Божественная комедия" ).
Памятная доска на этом здание напоминает о жутком событии. Граф Уголино был правителем Пизы в период войн гвельфов и гиббелинов. Спасая город, он был вынужден пойти на территориальные уступки Флоренции и Генуе. Но, из за козней архиепископа Руджери, графа объявляют предателем и вместе с детьми и внуками заточают на голодную смерть.
Фасад здания и свод арки покрыты фресками, вернее, их остатками. Сейчас здесь находится Библиотека Высшей Школы.
Арка дворца dell Orologio с остатками фресок.
Дальше - дворец Palazzo dei Cavalieri. Мраморные лестницы, обрамляющие здание с двух сторон, сходятся перед
фасадом.
Palazzo Cavalieri в переводе звучит "Дворец Рыцарей", так как "cavalieri" в переводе с итальянского - "рыцарь". Дворец также называется Дворцом Карована. В начале XVI века Пиза была завоевана Флорентийской Республикой. Герцог Козимо I подарил одну из главных площадей Пизы Ордену Рыцарей Святого Стефания, основанного им же самим в 1562 году для защиты морского пространства от набегов пиратов. Преобразование площади было поручено архитектору Джоржио Вазари, автору грандиозного вазарианского коридора во Флоренции.
Фрагмент Palazzo Cavalieri, серый мрамор сочетается с бело-серым, сграффито- особая техника настенных изображений, которая, как ковер, украшает фасад здания с шестью нишами, в них бюсты Великих Герцогов Тосканы.
Благодаря Джоржио Вазари площадь превратилась в шедевр эпохи Возрождения, радующий глаз и поныне. Но вернемся к Дворцу Карована, откуда это название? Так назывался курс морского ордена,просуществовал он аж до конца 18 века. Позже, по желанию Напорлеона в 1810 году, в этом дворце была основана высшая школа SCUOLA NORMALE SUPERIORE.
До сих пор это действующая Высшая Школа Пизы.
Сграффито.
Перед дворцом (фасад выполнен Джоржио Вазари) статуя Козимо I Медичи, ставшим первым великим герцогом и женившимся на испанской прицессе Элеоноре Толедской( его первая супруга), родившей ему 11 детей. После ее смерти в 1562 году, Козимо I обвенчался в 1570 году со своей давней любовницей Камиллой Мартелли, но титула великой герцогини ей не дал. От этого союза родилась дочь.
Благодаря его указаниям во Флоренции открылась Галерея Уффици и был выстроен Дворец Питти .
Статую Козимо I Медичи изваял Пьетро Франкавилла.
Справа от Palazzo Cavalieri находится церковь Santo Stefano dei Cavalieri - Санта Стефана Деи Кавальери, в центре мраморного фасада массивный герб Медичи, а выше герб ордена Santo Stefan- Святого Стефана. Выполнена по проекту все того же Вазари. В церкви находится картина Вазари "Избиение святого Стефана " 1571 г. и эскиз первоначального проекта церкви. Для строительства этой церкви Вазари разрушил старую романскую церковь святого Себастьяна, стоящую на этом месте. Первый камень церкви Santo Stefano был заложен в 1565 г. герцогом Козимо I Медичи, а колокольня была достроена в 1572 году. Церковь хранит множество военных трофеев рыцарей ордена Святого Стефана, приобретенных в морских военных действиях против турок с 16-18 века, это серия знамен и корабельные фонари (фото из соц.сети).
Герб Медичи.
Здания на площади украшены Мальтийским Крестом.
Уходить отсюда не хотелось, а время улетало, как песок струится сквозь пальцы. Нужно было успеть сделать еще несколько фото, купить сувенирчики своим близким. Хотелось бы увидеть реку Арно, но не в этот раз.
Вернулись на Piazza dei Miracoli. Группа потихоньку собиралась и все в один голос страдали, что так быстро закончилось время, отведенное на Пизу.
Вроде были и вроде нет, ведь Пиза заслуживает более пристального внимания.
Уходя, оглянулась, дабы запечатлеть в своем сознании эту красоту - изящную резьбу и кружева в камне - шедевра Piazza dei Miracoli.
Мысленно прощалась с Пизой, надеясь на встречу вновь.
Перед аркой наш гид Ирина, высматривая своих, размахивала зонтом, яркий бант развевался как розовый флажок))).
Да, кстати, ансамбль соборной площади в городе Пиза включен в cписок объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.
Во время написания этого поста нашла очень много интересной информации про Piazza dei Miracoli, детально описаны все достопримечательности и приложены фотографии -
http://niistali.narod.ru/cities/Pendente.htm , за что огромное спасибо автору!