Годовая коллегия Минэка: технологии и цифровизация для экономического роста (I часть)

Mar 30, 2018 20:58

Годовая коллегия Минэкономразвития, посвященная итогам деятельности министерства в 2017 году и задачам на 2018 год, прошла (http://economy.gov.ru/minec/press/news/201828033) в среду в Москве. D-Russia.ru ознакомился с материалами коллегии - так, в число факторов, необходимых для дальнейшего экономического роста в России, министр экономического развития Максим Орешкин назвал внедрение передовых технологий и цифровизацию экономики, а также создание условий для развития и реализации потенциала каждого человека.

Публикуем выдержки из отчёта министерства, посвященные технологиям, цифровизации, госуслугам, реформе госуправления и системы надзора и пр.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

СНЯТИЕ ПРАВОВЫХ БАРЬЕРОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Ключевые результаты 2017 года

• Обеспечена разработка раздела «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

• Утвержден План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающий разработку в 2018-2019 гг. 53 законопроектов и подготовку 2 основополагающих концепций.

Основные задачи на 2018 год

• Реализация первоочередных мер по снятию правовых ограничений в ключевых сферах общественных отношений, препятствующих развитию цифровой экономики, в том числе в части:

- формирования единой цифровой среды доверия;

- стимулирования деятельности в области цифровой экономики;

- совершенствования правил доступа к государственным информационным системам;

- развития электронного документооборота;

- работы с данными.

Подготовка концепции комплексного правового регулирования, предусматривающей подходы к решению следующих задач:

- гармонизации понятий и терминологии, используемых в разных нормативных правовых актах;

- системному регулированию отношений в сфере цифровой экономики ключевыми отраслями законодательства (гражданским, административным, уголовным, трудовым и т.д.);

- созданию специальных правовых режимов для организаций, ведущих деятельность в сфере цифровой экономики;

- внедрению инструментов стимулирования развития цифровой экономики;

- комплексному регулированию робототехники и киберфизических систем, применения инструментов искусственного интеллекта и иных «сквозных» технологий.

• Подготовка концепции организации процесса управления изменениями, предусматривающей подходы к решению следующих задач:

- формированию организационной системы сбора информации о качестве регулирования цифровой экономики, внедрению инструментов, способствующих гибкости нормативного регулирования;

- созданию цифровой платформы (среды взаимодействия) для обеспечения совместной работы и взаимодействия органов государственной власти и иных заинтересованных лиц, участвующих в процессе подготовки нормативных правовых актов;

- внедрению механизма регулярного сбора сведений о международном опыте регулирования отношений в сфере цифровой экономики, обмена информацией и опытом с международными центрами и экспертными площадками в этой сфере;

- развитию компетенций по вопросам регулирования цифровой экономики.

Из вступительного слова главы Минкономразвития
С учетом демографической ситуации в России, когда сказываются последствия низкой рождаемости 1990-х годов, ключевым фактором экономического роста должна стать инвестиционная активность. Таким образом, единственный способ выйти на целевые темпы экономического роста - это повышение доли инвестиций в ВВП до уровня в 25-27 процентов. Решение такой задачи невозможно без действенных мер по улучшению инвестиционного климата, роста нормы сбережений, масштабной программы инвестиций в развитие инфраструктуры и в создание качественно другого уровня жизни в российских городах, внедрения передовых технологий и цифровизации экономики, увеличения производительности труда, активного расширения структуры и географии международной торговли, и главное - без создания условий для развития и реализации потенциала каждого человека - ключевого фактора экономики будущего.
министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин

Доклад об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 год и задачах на 2018 год

ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые результаты 2017 года

• Обеспечена разработка раздела «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

• Утвержден План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающий реализацию более 140 мероприятий, направленных на:

- разработку модели компетенций цифровой экономики, персонального профиля компетенций и траектории развития граждан;

- совершенствование программ профессионального образования и его цифровизацию, создание новых форматов обучения для удовлетворения потребности в новых специалистах;

- создание условий для обеспечения работодателей квалифицированным персоналом, в том числе через повышение гибкости трудовых отношений.

Основные задачи на 2018 год

• Развитие «цифровой грамотности» у широких слоев населения, в целях профессиональной ориентации и развития талантов учащихся реализация проекта «Билет в будущее».

• Разработка новых форм ускоренного образования, направленного на удовлетворение потребности в кадрах цифровой экономики.

• Реализация поддержки технологических образовательных проектов и решений.

• Разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций и персонального профиля компетенций и траекторий развития человека.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Ключевые результаты 2017 года

• В многофункциональных центрах «Мои документы» (МФЦ) предоставлено более 97 млн. услуг, т. е. порядка 390 тыс. услуг в день. По состоянию на 1 января 2018 г. на территории Российской Федерации создано:

− 2 777 МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

− 10 317 небольших обособленных структурных подразделений;

− 241 офис на базе привлекаемых организаций.

Показатель охвата населения «одним окном» на указанную дату составляет 96 % от общей численности населения Российской Федерации.



Среднее время ожидания в очереди за получением государственных услуг сократилось до менее чем 19 минут. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг составил 86,4 процента

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 479-ФЗ, предусматривающий возможность обращения заявителя в МФЦ с комплексным запросом о предоставлении нескольких услуг в рамках жизненной ситуации по единому заявлению.

• Утвержден перечень из 30 федеральных услуг, предоставляемых в рамках комплексного запроса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 260-р).

• Принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» от 29 декабря 2017 г. № 438-ФЗ, обеспечивающий возможность наделения МФЦ полномочиями на осуществление государственной регистрации рождения и смерти.

• Совместно с МВД России во всей сети МФЦ обеспечена возможность организации предоставления услуг по выдаче паспортов граждан Российской Федерации, в том числе загранпаспортов со сроком действия 5 лет, а также услуг по замене водительских удостоверений.

• Обеспечена возможность приема в МФЦ заявлений об участии в выборах и референдумах по месту пребывания гражданина (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № 906).

Обеспечена возможность предоставления федеральных государственных услуг в любом подразделении соответствующего ведомства вне зависимости от места проживания или регистрации заявителя (экстерриториальный принцип). Утвержден перечень из 44 наиболее массовых федеральных услуг, предоставление которых обеспечивается по экстерриториальному принципу (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 43-р).

• Приняты акты Правительства Российской Федерации, которые позволяют коммерческим организациям получать сведения из государственных систем с согласия заявителя (постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2017 г. № 1202, распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2017 г. № 2147-р).

• В системе мониторинга качества государственных услуг собраны оценки граждан по более чем 37 млн. оказанных государственных услуг. По результатам проведены 94 служебные проверки в отношении руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, к дисциплинарной ответственности привлечены 20 руководителей (в том числе произведено 2 увольнения).

Основные задачи на 2018 год

• Расширение перечня услуг, оказываемых в МФЦ.

• Расширение перечня государственных услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу.

• Сопровождение внедрения механизма предоставления государственных услуг по «жизненным ситуациям», в том числе принятие необходимых подзаконных актов.

• Обеспечение возможности организации предоставления государственной услуги МВД России по оформлению загранпаспортов нового поколения в МФЦ.

• Законодательное закрепление возможности приема от заявителей денежных средств в счет уплаты госпошлины и иных платежей при получении государственных услуг непосредственно сотрудниками МФЦ.

• Установление профессионального дня сотрудника МФЦ.

• Дальнейшее расширение перечня сведений и документов, передаваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия коммерческих организаций и ведомств в целях внедрения механизма «встраивания» государственных услуг в сторонние каналы.

• Разработка концептуальных подходов и плана по внедрению «реестровой модели» предоставления государственных услуг в наиболее массовые и социально значимые государственные услуги (отказ от «бумажных результатов» предоставления услуг, переход к фиксации юридически значимых результатов в электронных реестрах).

• Обеспечение принятия федерального закона, предусматривающего введение «реестровой модели» предоставления государственных услуг по лицензированию.

• Разработка концептуальных подходов и плана по внедрению механизма проактивного предоставления государственных услуг (информирование об услугах и получение услуг по наступлению определенных событий).

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОСРЕЕСТРА

2017 год стал знаковым годом для учетно-регистрационной системы:

• Вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором создана новая правовая основа осуществления учетно-регистрационных действий в Российской Федерации.



Вступил в силу новый Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии и картографии», в рамках которого создана правовая основа для эффективного использования пространственных данных, предусматривающая создание и обновление единой электронной картографической основы. Российское законодательство в области геодезии и картографии и пространственных данных признано Организацией Объединенных Наций (ООН) одной из лучших мировых практик.

Обеспечено внедрение с 2018 года риск-ориентированного подхода при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора.

• Увеличена доля услуг по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в электронном виде, до 43,36 %, а также доля услуг по выдаче сведений из ЕГРН, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в электронном виде, до 90,1 процента.

• Проведены комплексные кадастровые работы в 3 пилотных регионах (Республика Тыва, Астраханская и Белгородская области), по результатам которых в ЕГРН внесены сведения о границах порядка 34 тыс. объектов недвижимости.

Снижены в 2 раза доли приостановок и отказов при оказании государственных услуг Росреестра.

• Внедрены лучшие практики (20 паспортов) в деятельность Росреестра.

• Увеличено количество электронных регистраций в 3,7 раза по сравнению с 2016 годом.

• Обеспечена возможность экстерриториальной регистрации прав (180 тыс. заявлений).

• Введена в эксплуатацию уникальная информационная система, построенная на принципах импортозамещения, которая наряду с ФНС России является одной из самых крупных в госсекторе, что позволило осуществить стопроцентную централизацию IT-инфраструктуры, организовать верификацию и гармонизацию 300 млн. записей об объектах недвижимости, правах и обременениях, а также оказывать 90 млн. государственных услуг в год (3 услуги в секунду).

Росреестром реализованы такие проекты, как:

- создание фабрик электронной регистрации, обеспечивших рост производительности труда в 3 раза;

- открытие Лаборатории будущего;

- создание Атласа Арктики;

- применение беспилотных летательных аппаратов по основным направлениям деятельности Росреестра.

В целях внедрения системы «бесконтактных технологий» Росреестром осуществлены закрытие офисов приема-выдачи документов и передача функций оказания услуг в учетно-регистрационной сфере офисам МФЦ (закрыты 3 069 из 3 500 офисов приема-выдачи документов). Популяризируются использование личного кабинета правообладателя (500 тыс. пользователей), а также подача документов на регистрацию прав в электронном виде (с 270 тыс. в 2016 году цифра увеличено до 1 млн. в 2017 году).

• Налажено эффективное взаимодействие с бизнес-сообществом: на площадках Министерства и Росреестра созданы рабочие группы с участием крупных застройщиков (порядка 50), обеспечено функционирование портала поддержки крупных застройщиков и СRM-системы.

• На базе Росреестра созданы центры консультаций по электронным услугам как для банковского сообщества, так и для кадастровых инженеров.

Основные задачи на 2018 год

Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, повышение качества оказываемых услуг в этой сфере.

Реализация проектов с использованием современных технологий (блокчейн) в учетно-регистрационной системе.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Внесение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (принят в первом чтении 21 февраля 2018 года).

Введена административная ответственность (часть 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) для должностных лиц органов контроля за нарушения при внесении информации в Единый реестр проверок.

• Принято решение о расширении перечня проверок, информация о которых подлежит внесению в Единый реестр проверок. Федеральным законом от 19 февраля 2018 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено внесение в Единый реестр проверок информации о проверках, проводимых:

− ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

− органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления.

• В 2013 - 2017 годы число проверок в России (включая проверки в рамках лицензионного контроля) снизилось на 31 процент.

Принята Базовая модель определения категорий и критериев риска как основной методический документ 1-го этапа внедрения системы управления рисками при проведении плановых проверок.

• Приняты постановления Правительства Российской Федерации об установлении категорий риска и критериев отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) при проведении плановых проверок по 19 видам государственного контроля (надзора).

На официальных сайтах контрольно-надзорных органов в сети «Интернет» по 44 видам контроля (надзора) размещены «черные» и «белые» книги - доклады по правоприменительной практике («как делать нельзя») и доклады с руководством по соблюдению обязательных требований («как делать нужно»).

Основные задачи на 2018 год

Дальнейшее расширение перечня информации, вносимой в Единый реестр проверок, совершенствование порядка его ведения.

Расширение видов государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода для плановых проверок.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Сформирована основная нормативная правовая база для организации подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2020 г. и пробной переписи населения 2018 года.

Основные задачи на 2018 год

Разработка концепции цифровой аналитической платформы в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Завершение формирования нормативной правовой базы для организации подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2020 г. и пробной переписи населения 2018 года.

• Проведение пробной переписи населения 2018 г., автоматизированная обработка материалов пробной переписи населения.

Обеспечение модернизации информационно-вычислительной системы Росстата в целях повышения качества и оперативности формирования статистической информации

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые результаты 2017 года

Разработка и внедрение механизмов эффективного стратегического планирования с использованием

Федеральной информационной системы стратегического планирования (ФИС СП):

• Утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., разработанная Департаментом стратегического развития и инноваций (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208).

• Запущен проект Минэкономразвития России «Цифровое стратпланирование», обеспечивающий разработку и внедрение механизмов эффективного стратегического планирования с использованием ФИС СП. Проект направлен на создание среды взаимодействия участников в сфере стратегического планирования и реализации документов стратегического планирования и должен обеспечить переход от «среды документов» к «среде данных» посредством формирования автоматизированной платформы поддержки принятия управленческих решений в сфере стратегического управления с применением инструментов искусственного интеллекта и BigData.

Основные задачи на 2018 год

Подготовка перехода к системе цифрового интеллектуального мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования за счет интеграции данных из различных информационных ресурсов, в том числе из независимых систем первичных данных.

Совершенствование системы территориального планирования:

• Создание цифровой платформы территориального планирования на базе развиваемой ФГИС ТП.

• Сокращение сроков согласования проектов внесения изменений в документы территориального планирования в электронном виде с 90 до 60 дней в случаях, установленных законодательством.

• Совершенствование требований к документам территориального планирования в электронном виде в ФГИС ТП.

Совершенствование пространственной организации экономики Российской Федерации:

• Разработка и принятие стратегии пространственного развития Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.

Подробнее: http://d-russia.ru/godovaya-kollegiya-mineka-tehnologii-i-tsifrovizatsiya-dlya-ekonomicheskogo-rosta.html

цифровоая экономика, государственные услуги, цифровизация экономики, программа Цифровая экономика, Минэкономразвития, цифровизация, муниципальные услуги

Previous post Next post
Up