Подведены итоги очередного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017», проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ. В этот раз существенно изменился состав шести номинаций, три из которых носили технологический характер, а еще три тематический. Всего на конкурс была представлена 41 заявка, причем 60% участников - это московские организации, остальные - представители 10 регионов. Итоговым мероприятием конкурса стала прошедшая в Москве в Аналитическом центре 6 марта конференция «Информационно-аналитические инструменты в государственном управлении», на которой обсуждался широкий круг вопросов, выходящих далеко за рамки конкурсных номинаций.
По словам директора Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Владислава Федулова, сегодня основной документ для органов власти - программа «Цифровая экономика Российской Федерации». На нынешнем этапе выделены пять приоритетных направлений ее реализации: информационная безопасность, инфраструктура (в частности, обеспечение всеобщего доступа к Интернету), подготовка кадров, прорывные исследования и нормативное регулирование. Последнее, по мнению докладчика, - самое сложное, так как создание нормативной базы будет происходить в условиях постоянно изменяющейся ситуации в экономике и жизни и поэтому будет носить итерационный характер. С этим сталкиваются сегодня все страны. В частности, такова ситуация с набирающей популярность технологией блокчейн и криптовалютами. Здесь государство пока не выработало четкую позицию, поскольку сейчас трудно оценить все сопутствующие риски.
Владислав Федулов убежден, что в реализации программы «Цифровая экономика» у государства есть две главные функции: формирование нормативной базы и субсидирование тех направлений, которые касаются страны в целом: будь то система образования или инфраструктура всеобщего доступа к Интернету даже в небольших поселках с населением от 250 человек. Он отметил, что несмотря на складывающийся в ИТ-сообществе определенный скептицизм в отношении импортозамещения, нужно отдавать себе отчет, что по множеству причин от импорта в ближайшие годы придется уходить. Готовятся законодательные акты, более четко регулирующие возможности использования зарубежного ПО со ссылкой на некие его уникальные качества по сравнению с аналогичными отечественными продуктами. «Главная задача государства - соблюсти правильный баланс между открытостью и безопасностью в условиях цифровизации», - полагает Владислав Федулов.
В свою очередь заместитель генерального директора SAP CIS Дмитрий Шепелявый отметил, что технологический рывок, о котором в свое время говорил Президент РФ Владимир Путин, может быть реализован только в рамках международной кооперации и сотрудничества. Он пообещал, что SAP поможет продвигать российские программные разработки на мировом рынке через свои каналы продаж.
Новые возможности всеобщей цифровизации смогут использовать как федеральные и региональные органы государственного управления, так и отдельные граждане. Большие резервы есть в отношении аналитической обработки огромных объемов данных разной природы, уже накопленных в государственных и иных информационных системах. Здесь планируется создать необходимую нормативную базу и определить возможные сферы применения Big Data. Как рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, в его ведомстве делаются попытки выстраивать контрольно-надзорную деятельность на базе риск-ориентированного подхода с использованием больших данных. Это позволит упростить рутинные процедуры надзора, основанные на данных, собираемых в автоматическом режиме разными органами непосредственно с предприятий, и сфокусировать внимание на качестве выполняемых работ и корректности закупочных процедур. Продолжится активное использование цифровых технологий в медицине, управлении транспортом, построении «умных» городов, и здесь более активную роль будет играть не государство, а бизнес.
На проблемы формирования и использования единых массивов данных обратил внимание заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Константин Лайкам. Росстат по поручению правительства занимается созданием на своей базе национальной системы управления данными и проводит работу по формированию единой платформы предоставления отчетных данных. В России 62 государственных ведомства осуществляют сбор таких данных, используя стандартные формы (их более тысячи). Часть данных при этом дублируется, а какие-то вступают в противоречие друг с другом. Это связано не только с ошибками ввода, которые выявляются современными аналитическими инструментами, но и несогласованностью форматов, метаданных, методик сбора, способов интеграции. В результате снижается доверие к базирующимся на них выводам и рекомендациям.
Для приведения всех данных в соответствие с реальностью необходимо сформировать единые требования к предоставляемой информации как государственными органами, так и бизнесом. В частности, остро стоит вопрос создания единых классификаторов, которые придут на смену множеству плохо согласованных между собой классификаторов отдельных ведомств и отраслей. Нужен также единый реестр организаций, лишенный тех недостатков, которые имеются в нынешнем ЕГРЮЛ. Технологических проблем, по мнению Константина Лайкама, здесь нет: нужно решить законодательные вопросы и унифицировать нормативно-справочную информацию.
При всей важности государственного управления ключевым словом в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» является все-таки экономика. Директор департамента проектного управления Министерства экономического развития РФ Зоя Викторова рассказала о возложенной на ведомство задаче по созданию отраслевых аналитических платформ. По ее словам, речь идет не об ИТ-инструментах, а о средствах трансформации отраслевых бизнес-процессов. Неким аналогом можно считать так называемую уберизацию, когда платформа предоставляет определенный набор ИТ-услуг, на базе которых субъекты рынка смогут выстраивать свои бизнес-решения. В настоящее время проводятся исследования, призванные выявить те десять первых отраслей, в которых эффект цифровизации будет максимальным, и определить, какие вертикали сегодня наиболее готовы к подобной трансформации. Завершить данные исследования планируется осенью нынешнего года.
Любопытные цифры об использовании информационно-аналитических инструментов федеральными и региональными органами государственной власти дает исследование, проведенное Аналитическим центром в рамках данного конкурса. Приводя его результаты, заместитель начальника управления ИТ Аналитического центра Анатолий Карпенко обратил внимание на то, что 80% респондентов используют с этой целью стандартные офисные приложения (Excel и иные электронные таблицы). Более того, 45% региональных органов только этим и ограничиваются (в органах федерального уровня ситуация получше - таковых там 28%). Более четверти федеральных структур и 18% региональных применяют инструменты, базирующиеся на промышленных платформах западных производителей (SAP, SAS, Qlick, Microsoft, IBM, Oracle, Tableau и др.). Около 80% органов используют указанные инструменты для формирования отчетов, 63% - для мониторинга процессов и показателей и столько же - для планирования. Гораздо реже речь идет о прогнозировании (в 40% случаев) и моделировании сценариев (около 10%). Все вышесказанное лишний раз подчеркивает целесообразность проведения данного конкурса и привлечения внимания к нему как со стороны органов госуправления, так и со стороны разработчиков и системных интеграторов.
Победители конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017»
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки структурированных данных»:
· 1-е место: Prognoz Platform (ООО «Форсайт»)
· 2-е место: Центр управления регионом (ПАО «МегаФон»)
· 3-е место: Информационно-аналитическая платформа KristaBI (ООО «НПО «Криста»)
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для «умного города»:
· 1-е место: Информационно-аналитическая система транспортного планирования, моделирования и управления дорожным движением в городах и муниципальных образованиях (Консорциум «Интегра-С» и ООО «А+С Транспроект»)
· 2-е место: Облачная платформа интеллектуального видеонаблюдения и удаленного мониторинга общественной безопасности Kipod (ООО «Синезис»)
· 3-е место: Информационно-измерительная система Элдис (ООО «Элдис»)
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для экспертизы юридически значимых документов»:
· 1-е место: Система интеллектуального анализа и систематизации ормативных правовых актов, руководящих документов, стандартов и правил «ИнтелДок» (ООО «Интегрити»)
· 2-е место: Программный комплекс для управления организационно-техническими мероприятиями по защите информации «АльфаДок» (ООО «КСБ-СОФТ»)
· 3-е место: Прикладная программная система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество» (ООО «Программный Продукт»)
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере управления строительством»:
· 1-е место: Spider Project Professional (ООО «СпайдерПроджект»)
· 2-е место: Информационно-аналитическая система строительной компании на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»)
· 3-е место: Программный комплекс 1С:BIM (ООО «1С-Софт»)
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере здравоохранения»:
· 1-е место: Программная платформа бизнес-аналитики Alpha BI (АО «БАРС Груп»)
· 1-е место: Интеллектуальная информационная система управления лечебно-диагностическим процессом «MAXIMUS» (ООО «Диакеа-Софт»)
· 2-е место: не присуждалось
· 3-е место: Информационно-аналитическая система в сфере управления здравоохранением субъекта Российской Федерации на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»)
Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки мультимедийной информации»:
· 1-е место: Mindscan. Оперативный мониторинг СМИ и социальных медиа (ООО «Майндскан»)
· 2-е место: 3i Media Analytics Platform (ООО «ДСС Лаб»)
· 3-е место: не присуждалось
Специальные дипломы получили следующие разработки:
· Система контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (ООО «САС Институт») за «Лучшее информационно-аналитическое решение для прогнозирования и предотвращения негативных последствий в сфере медицины»
· Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования технического состояния оборудования Clover PMM (ООО «Кловер Групп») за «Лучшее информационно-аналитическое решение для мониторинга, оперативного анализа и прогнозирования состояния сложных технических объектов»
· Региональная информационно-аналитическая система органов государственной власти (Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина) за «Лучший информационно-аналитический инструмент для поддержки принятия комплексных управленческих решений на региональном уровне»
Подробнее:
https://www.itweek.ru/gover/article/detail.php?ID=200013