Как 601 указ исполняется в Самарской области - май 2017 года

May 19, 2017 23:39

На заседании подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг в среду 17 мая, согласно повестке подкомиссии, представитель Самарской области расскажет, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента.

Напомним, в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией по использованию IT главам субъектов РФ рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2016 года - не менее 50%.

Согласно исследованиям Росстата, в Самарской области значение показателя составляет 43% в 2016 году (2015 год - 38%, 2014 год - 30,2%). В абсолютных цифрах - это 502 тысячи человек в возрасте старше 14 лет. В субъекте проживает порядка 3,2 миллиона граждан.

Как отмечается в докладе, в целом данный показатель соответствует другим оценкам уровня использования населением Самарской области механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В частности, в Самарской области на конец 2016 года число граждан, зарегистрированных в ЕСИА, составляло 958 тысяч человек или 35,1% (девятое место среди регионов по абсолютному значению и 18 место по относительному). Таким образом, в целом 53% населения, имеющего учетную запись ЕСИА, воспользовались механизмами получения услуг в электронной форме в 2016 году.

В документе отмечается популярность единого портала госуслуг среди населения Самарской области. В 2016 году число посетителей ЕПГУ из Самарской области составило около 870 тысяч - девятое место среди регионов. Через ЕПГУ жители Самарской области подали 179,5 тысяч заявлений по федеральным услугам - 10 место среди регионов.

В совокупности по данным показателям Самарская область выдерживает позиции на уровне 10-19 места среди регионов.

Точками быстрого роста на региональном уровне являлись сервисы записи на прием к врачу, запись в детский сад и школу, путевки в детские оздоровительные лагеря. Было введено обязательное использование ЕСИА по данным сервисам - и регион уже подходит к насыщению и исчерпанию резервов роста показателя по данным услугам.

Уровень использования электронного дневника уже на уровне 70-100%. Запись к врачу - около 35-40%. Запись в детский сад и в школу по крупным городам, где есть конкуренция за места, доля электронных заявлений приблизилась к 100%. В сельской местности это не востребовано, так как там нет проблемы очередей на зачисление в образовательные организации.

Область рассчитывает на широкое внедрение обязательного внедрения ЕСИА на популярных сервисах федерального уровня. Но пока, к сожалению, ЕСИА не везде используется, говорится в документе.

Например, на официальном ресурсе Рособрнадзора, посвященному ЕГЭ, для проверки результатов ЕГЭ достаточно ввести ФИО и номер документа. ЕСИА там нет. Стоит напомнить, что в опроснике Росстата услуга проверки результатов ЕГЭ присутствует. Соответственно, необходимо и использование ЕСИА. Самарская область предлагает в кратчайшие сроки ввести использование ЕСИА на этом сервисе, так как скоро начнется этап сдачи ЕГЭ, и большое количество выпускников и их родителей будут активно использовать данный ресурс.

На региональном уровне активная работа по внедрению ЕСИА велась именно перед стартом записи в первые классы, чтобы максимально вовлечь родителей именно на этом этапе.

Если такая же работа не будет проведена на ресурсе ЕГЭ, то это будет серьезным упущением, говорится в докладе.

Подавляющее большинство обращений по региональным и муниципальным услугам сосредоточены на услугах по социальной поддержке населения. Но тут необходимо учитывать не только то, что практически по всем социальным услугам требуется личная явка в орган власти и предоставление оригиналов немежведомственных документов, но социально-демографический портрет заявителей. За социальными услугами обращаются граждане в возрасте, в трудной жизненной ситуации. В общем, граждане, у которых применение информационных технологий в жизни находится далеко не на первом месте в системе ценностей.

В Самарской области по всем типам услуг (федеральные, региональные и муниципальные) 67% обращений приходится на услуги федеральных ведомств: МВД России, Росреестр, ФНС России, ПФР России. Вероятность возникновения ситуации, когда гражданину необходимо получить федеральную услугу, в разы выше, чем по региональным и муниципальным услугам. Таким образом, регион находится в прямой и очень сильной зависимости от состояния дел у федеральных коллег.

Региональные органы исполнительной власти существенно ограничены в возможностях активной рекламы электронных госуслуг на телевидении, радио, в формате наружной рекламы. В силу ограничений бюджетного кодекса средства областного бюджета не могут быть направлены на рекламу федеральных или муниципальных услуг, а это самые востребованные услуги среди населения.

В таких условиях, учитывая популярность именно федеральных услуг, в апреле этого года в Самарской области была запущена информационная кампания «Ярмарка электронных госуслуг» в форме выездных семинаров для населения, на которых представители федеральных и региональных органов власти, предоставляющих наиболее востребованные среди населения услуги, рассказывают о возможностях получения услуг в электронной форме.

Мероприятие проводится в администрациях районов или МФЦ и длится до 1,5 часов. Выступают 4-5 спикера с видеопрезентацией об электронных услугах своего ведомства. Также организуются точки регистрации в ЕСИА.

Пока данный проект реализуется на территории муниципальных районов, но в дальнейшем планируется выходить на уровень городских округов и крупнейших предприятий региона.

По данным мероприятиям осуществляется информационное сопровождение в средствах массовой информации: выходят репортажи на областном и муниципальном телевидении, статьи в региональных СМИ.

Среди населения такой формат оказался востребованным, особенно если учесть то, что большая часть сельского населения не обладала информацией о возможностях получения федеральных услуг в электронной форме. Это особенно актуально оказалось в связи закрытием большинства офисов федеральных ведомств в муниципальных районах из-за укрупнения подразделений и сокращения численности служащих.

В 2016 году было изготовлено 400 тысяч информационных буклетов, посвященных электронным услугам в сфере здравоохранения, образования, и социальной поддержки. В основном буклеты распространяются среди посетителей в МФЦ. В этом году снова планируется приобретение буклетов, а также информационных плакатов для оформления мест приема граждан в МФЦ и органах власти.

Введение обязательного использования ЕСИА на наиболее востребованных электронных сервисах в регионе (электронный дневник, запись к врачу, путевки в детские оздоровительные лагеря) сопровождалось широкой информационной кампанией в СМИ, школах и медицинских учреждениях. К правительству области обратились представители крупнейшей профсоюзной организации региона с просьбой организовать выездную регистрацию граждан в ЕСИА на предприятиях. Пока в порядке эксперимента специалисты МФЦ сделали выезд на один завод (ПАО «Салют»). Выезд признан успешным - сейчас прорабатывается возможность выезда на другие предприятия.

В целом за счет точечной информационно-разъяснительной кампании среди населения и на предприятиях, а также информационной кампании в СМИ на федеральном уровне, возможный прирост в этом году оценивается до 15-20% к общему значению показателя по методике Росстата.

Напомним, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).

Подробнее: http://d-russia.ru/kak-601-ukaz-ispolnyaetsya-v-samarskoj-oblasti-maj-2017-goda.html

Самарская область, электронные госуслуги, электронное правительство, федеральные услуги

Previous post Next post
Up