Информатизация регионов сегодня - задача государственной важности. Программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» приносит свои результаты, Минкомсвязь регулярно проводит мониторинг региональных ИТ-успехов, отмечает передовые регионы и поддерживает отстающие. При этом уже сформировался пул регионов, опыт которых может послужить основой для проведения комплексных проектов автоматизации госорганов в субъектах РФ, которым еще только предстоит начать путь к электронному взаимодействию.
ИТ и вдаль, и вширь
В прошлом году, согласно обнародованному рейтингу Минкомсвязи регионов по уровню развития информационного общества, первую пятерку составляли Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, ЯНАО, Калининградская область, далее следовали Тюменская, Новосибирская, Свердловская области, Хабаровский край и Республика Карелия. Несколько иначе выглядел рейтинг регионов, исходя из объемов инвестиций в ИТ-проекты: открывали его также две столицы (причем на Москву приходилось около 37,7% от суммы общего регионального ИТ-бюджета), за ними следовали Московская область и Татарстан, следующие позиции в первой десятке принадлежали Новосибирской, Ленинградской областям, Республике Коми, ХМАО, Ростовской и Самарской областям. Для поддержки в 2016 г. мероприятий в регионах, направленных на становление информационного общества, регулятор провел конкурс на получение субсидий из федерального бюджета, и субсидии получили 25 субъектов РФ.
Объемы использования электронных госуслуг нарастают запланированными темпами. В феврале 2017 г. Минкомсвязь отчиталась о достижении отметки в 40 млн по числу зарегистрированных на Едином портале госуслуг пользователей, и это каждый второй пользователь российского сегмента интернета - что и предрекалось в 2016 г. Импортозамещение также продолжается: в феврале Единый реестр российского программного обеспечения пополнился 271 программным продуктом и в общей сложности теперь содержит 2861 позицию.
Сегодня можно говорить не только о росте проникновения ИТ вглубь российских регионов, но и о расширении спектра возлагаемых на информационные системы задач. Если раньше в госорганах автоматизировали, в основном, документооборот, то теперь необходимым становится МЭДО, интеграция СЭД со СМЭВ, развитие сети МФЦ в целом и реализация отдельных госуслуг, таких как «Охотничий билет», в частности. Число обращений от госучреждений к отечественным ИТ-интеграторам и вендорам растет. Во главу угла встает комплексный подход к автоматизации: все операции, которые проводятся в электронных системах госструктур, должны выполняться слаженно и точно.
Лучшие практики самого западного региона РФ
Эта непростая задача уже решена в ряде регионов. В их числе - Калининградская область, упомянутая выше в ряду передовых субъектов РФ по уровню развития информационного общества. Информационные технологии здесь активно внедряются уже 15 лет. Работу «электронного правительства» области обеспечивают продукты отечественного вендора -компании «Электронные офисные системы» (ЭОС).
В основе электронного взаимодействия региона лежит флагманский продукт ЭОС - СЭД «Дело». В 2003 г., когда проект в Правительстве Калининградской области (на тот момент - Администрации Калининградской области) стартовал, эта СЭД была уже широко известна на отечественном рынке и имела десятки успешных инсталляций в госорганах. На первом этапе проекта были автоматизированы 20 рабочих мест в аппарате Администрации Калининградской области, а в последующие годы СЭД «Дело» охватила органы местного самоуправления, районные администрации, к системе присоединились Администрация Калининграда и ряд бюджетных организаций. Именно на базе СЭД «Дело» в 2009 г. был реализован передовой по тем временам проект: запущен первый в Калининградской области - и один из первых в России - МФЦ в Администрации Гурьевского района. Руководство МФЦ получило инструмент для контроля над исполнением услуги, а также оперативную статистическую информацию для формирования отчетов и проведения анализа по качественным и количественным показателям деятельности МФЦ. А сама Калининградская область с этого момента вошла в историю как передовой регион в области оказания электронных госуслуг.
Компоненты решения для оказания госуслуг на базе СЭД «Дело»
Источник: ЭОС, 2017
Следующее десятилетие принесло новые требования и технологические возможности их реализации. На базе все той же СЭД «Дело» в госорганах Калининградской области был реализован пилотный проект подключения области к МЭДО (версия 2.2). Опция «Сервер электронного взаимодействия» (СЭВ) обеспечила «бесшовное» взаимодействие отдельных экземпляров СЭД «Дело» на местах. В Калининградской области СЭВ были настроены между Правительством области, всеми органами местного самоуправления и областной Думой.
Также во исполнение постановлений Президента РФ и Правительства РФ в регионе была построена инфраструктура РСМЭВ, реализовано подключение ОМСУ к СМЭВ и ЕПГУ. А в 2016 г., согласно новым требованиям в сфере применения электронной подписи - совершен переход на новый формат обмена документами по МЭДО (версия 2.7) с использованием электронных подписей.
Повторим: реализация всего, о чем говорилось до этого момента, потребовала внедрения лишь одного продукта - СЭД «Дело» компании ЭОС, включая опции системы. Не случайно это решение, импортонезависимое и постоянно обновляемое разработчиком по мере изменения законодательства и появления новых технологий, так популярно среди госзаказчиков: число его клиентов к настоящему времени превысило 6 тыс.
Второй продукт ЭОС - АИС МФЦ «Дело», автоматизирующий как внутреннюю деятельность МФЦ, так и работу МФЦ с заявителями - был развернут в Калининградской области в 2014 г. в рамках реализации Федерального Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Год спустя было налажено электронное взаимодействие АИС МФЦ «Дело» с СЭД «Дело» и СМЭВ, проведена настройка электронного взаимодействия МФЦ и СЭД органов, оказывающих услуги, и подключение МФЦ к СМЭВ. Сейчас в Калининградской области 24 офиса МФЦ, среднее время ожидания приема граждан в прошлом году составило менее 3 минут, почти 98% посетителей МФЦ выразили удовлетворенность их работой.
АИС МФЦ «Дело» - решение ЭОС для автоматизации деятельности МФЦ
Источник: ЭОС, 2017
В 2016 г. Калининградская область стала одним из 10 регионов (наряду с Ростовской, Саратовской, Томской, Челябинской, Ярославской областями, Приморским и Ставропольским краями, Республикой Бурятией и ХМАО), реализовавших интеграцию регионального портала госуслуг с ЕПГУ в соответствии с ранее подписанными соглашениями об участии в соответствующем пилотном проекте с Минкомсвязью России. Благодаря этому жители области получили доступ к государственным федеральным и региональным услугам по принципу единого окна на сайте gosuslugi.ru. По количеству «электронных граждан», зарегистрированных на портале gosuslugi.ru, согласно статистике технического оператора ЕПГУ - компании «Ростелеком» - Калининградская область вышла на четвертое место с показателем 47,33%. Кроме того, внедрение АИС МФЦ «Дело» в Калининградской области до сих пор остается наиболее масштабной инсталляцией этого решения.
Проверено: работает без сбоев!
Подведем итог: созданная к настоящему времени сеть электронного взаимодействия в Правительстве Калининградской области включает СЭД «Дело» и ее опции, модули для организации МФЦ и сопряжения с МЭДО, сервер электронного взаимодействия (СЭВ), региональный СМЭВ, модуль интеграции с «Личным кабинетом» на сайте органа власти, АИС МФЦ «Дело». СЭД «Дело» в части документооборота не только поддерживает весь жизненный цикл документа, но и обеспечивает архивное хранение документов, работу с юридически значимыми электронными документами, формирование электронных реестров отправки документов (электронное взаимодействие с «Почтой России»). В МЭДО система «Дело» работает с входящими и исходящими документами, а также с обращениями граждан, направленными управлением Администрации Президента РФ. В едином контуре с ОМСУ - поддерживает передачу документов, поручений и всех событий по ним в электронном виде. И, конечно, в интеграционной связке с МФЦ помогает реализации электронных госуслуг населению.
Количество опций в системе достигло 570, а количество автоматизированных рабочих мест - 2197. Из них 1122 приходится на органы местного самоуправления, 571 - в Правительстве области, 76 - в областной Думе, 62 - в Министерстве образования. Остальные 336 распределены по МУПам, ресурсоснабжающим организациям, вузам и прочим учреждениям.
Вся эта масштабная информационная площадка, в основе которой лежит СЭД «Дело», работает безотказно и бесперебойно. Разработчики ЭОС и специалисты компании-интегратора «Весткомп Консалтинг» в любой момент готовы произвести необходимые заказчику доработки с учетом мельчайших требований специалистов любого уровня.
Теперь, когда Калининградская область прошла этот путь длиной в полтора десятка лет и правильный выбор направления и средств автоматизации подтвержден слаженной работой столь сложной информационной сети на благо как госслужащих, так и граждан - можно смело рекомендовать позитивный опыт Калининградской области для тиражирования в других российских регионах. Тем более что сегодня применение этих решений, соответствующих всем требованиям законодательства РФ, тренду импортозамещения и постоянно развиваемых одним из самых сильных игроков отечественного рынка СЭД при должном финансировании проектов позволит регионам достигнуть аналогичных показателей в гораздо более сжатые сроки.
Мартынов Сергей
Подробнее:
http://www.cnews.ru/articles/2017-03-13_sed_delo_v_kaliningradskoj_oblasti_nadezhnaya_osnova_dlya_razvitiya