Из Танзании в сторону Мозамбика мы выезжали без документов на автомобиль. Нет, ПТС у нас был, и свидетельство о регистрации было, и таже просроченый года на четыре техталон, выданый в Москве, был, а вот документов на право ввоза машины в Танзанию не было, документ выдается на полгода, а наша "Нива" прождала нас в Дар-Эс-Саламе полтора. Я за это время дважды к ней прилетал, пинал по колесу и уговаривал потерпеть, пока остальные участники нашего мероприятия завершат свои важные дела в Москве.
Нет, все участники концессии исправно соглашались на поездку в назначеный срок, но в последний момент у всех находились важные дела - то развод, то перелом ноги и ребята сдавали билеты, а я как свободный художник летел к "Ниве" попроведать, заодно погулять по Африке. Я привозил "Ниве" каждый раз новое масло, амортизаторы, ремни ГРМ двух разных размеров, втулки, сальники и еще два десятка наименований разной фигни. Добрые люди, у которых машина стояла в Даре, они торговали в Танзании тракторами "Беларусь", начинали чинить машину, каждый раз требуя все новые и новые детали. Что-то они находили у себя в закромах, например, взамен сгнившего сигнала на "Ниву" был поставлен сдвоеный гудок от трактора ДТ-75. В Африке гудок - основное средство активной безопасности! Тормоза, хорошая резина и работающая светотехника никакого преимущества на дороге не дадут, а вот вовремя поданый сигнал такой мощности давал нам несомненное преимущество перед другими участниками движения на нерегулируемых перекрестках и при выезде на трассу.
Так вот, выезжать из Дара в сторону границы нам предстояло без документов. Мы купили местную страховку, а вместе с ней огнетушитель, аптечку и два знака аврийной остановки, в Танзании надо иметь два знака, один вперед, один взад, местные обычно кладут две ветки. Это давало нам шансы избавиться от мелких придирок полицейских, но если бы кто-то из них попросил бумагу на право нахождения машины в стране, Тёму, хозяина машины, ждала местная тюрьма. Мы, конечно, знали, что любой местный полис продаст долларов за триста родную маму, но за машину он мог попросить и пятьсот, что привело большую часть нашего дружного коллектива к выводу, что, если полисы спросят чья машина, мы сдаем Тёму и говорим, что он нас просто подвозил. Тёма называл нас разными словами и обещал сдать нас всех.
Выехать, после долгих консультаций с русской диаспорой Дар-Эс-Салама было решено часа в четыре утра, когда полицейские спят. Это давало нам шанс добраться до границы без полицейских проверок, места в сторону Мозамбика дикии, дороги грунтовые, дорожной полиции там быть не должно, а простые полисы довольствуются пятью долларов и изучением документов себя не утруждают.
Выехали мы только в шесть, это издержки любой договоренности в Африке, но полицейские посты все равно пустовали. И ехали весь день, осыпая позвоночник в штаны на местной грунтовке. И уже когда начало темнеть попали на участок свежего грейдера, это, как позже было установлено, дружеский китайский народ решил построить шоссе между Мозамбиком и Танзанией, но начал подготовку почему-то с середины будущей дороги. И в честь такого события, а вы представьте это скопище машин и людей, местные полисы поставили тут пост. Собираемость, я думаю, была великолепная. И вот подъезжаем мы к этому посту, Тёма, говорит, что незачем останавливаться, стрелять в белых они не будут, а догнать им нас не на чем. Но нельзя уж совсем унижать негров при исполнении, они очень обидчивые, вдруг у них в карабине пару патронов осталось.
А теперь внимание! Фраза "Улыбаемся и машем!" впервые была озвучена не в мультике "Мадагаскар". Она была произнесена Тёмой в 2005 году возле населенного пункта Мтвара, когда полис вышел к обочине и помахал нам рукой. У полицейских в Танзании жезлов нет, у них, бывает, и на обувь денег нет, потому всех они останавливают ленивым движением руки. Кто считает, что наши гаишники ненадлежаще подают знак остановиться, уверяю, наши на фоне танзанийских полисов - прыткие живчики;)
Так вот, полис махает рукой, а мы под команду Тёмы "Улыбаемся и машем!" проезжаем мимо действительно улыбаясь и маша. Отъехав метров триста, мы спросили распорядителя спектакля, а вот зачем мы сейчас так делали? И предусмотрительный Тёма ответил, что если нас догонят, остановят на следующем посту, найдут силами армейских подразделений, то мы честно ответим, что думали, что полицейский нас приветствовал, а мы приветствовали его в ответ. Если бы мы знали, как Тёма был прав. Нет, спецназ за нами никто не высылал, просто через полчаса мы уперлись в тупик - дорога, на которую мы свернули была спрямлением новой трассы и ни куда не вела. Навигатор показывал, что нам надо вернуться. И вернуться мимо только что преодоленного полицейского поста. Тема сказал, что он великий руководитель, что он предвидел, что его прозорливость и опыт всегда всех выручали, но получил по голове спальным мешком с требованием лучше смотреть на навигатор, потому как из-за него мы и попали к полицейскому посту, а не туда куда надо. Обратно к посту мы выехали с легкой озобоченостью, и остановились даже не дав полису намахаться, как в прошлый раз. В пятиминутном диалоге было установлено, что темина тактика "Улыбаемся и машем" была принята, но офицер нам махал не для проверки документов, а чтобы предупредить, что далее тупик. Документов офицер не потребовал, лишь уточнил откуда мы и что тут делаем. Краткая беседа указала, что он не знает где Россия, но уверен что где-то между Суданом и Эфиопией. На том и расстались. Когда сели обратно в машину, и начали отъезжать, в салоне вновь разнеслось "Улыбаемся и машем!".
И на голос весело полетели термос, пивная банка и полпачки печенья!
Я, кстати, уверен, что тёмину крылатую фразу спер кто-то из сценаристов озвучания, когда я рассказывал эту историю одной весьма одаренной блондинке в буфете "Останкино". Кругом жулики и ворьё.