Виртуальный сепаратизм

Apr 21, 2014 23:47

Намедни спрашивали, как поведёт себя Закарпатье в случае юридического прекращения существования украинского государства? Ну, спрашивали-то издалека, а я вот нахожусь как раз там, где нахожусь, и первое, что тянет ответить в связи с общегосударственым масштабом антисепаратистской кампании - «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», если повторить словами классика.

Потому как даже единственный в любом городе страны настоящий свидомый (тот, что не любит москалей) украинец готов гордо ходить по улицам с флагом и бороться за каждую пядь земли, за исключением шельфа у о. Змеиный. К примеру, подсел на днях ко мне в кафе знакомый мужик - когда-то служил в органах, и там по человеческим качествам был не самым худшим представителем. Правда, знакомы были чуть больше чем шапочно - во времена его «могущества» вряд ли трепались бы за одним столиком в кафе. А тут - «кажись, мы знакомы», можно и с простыми смертными пообщаться, благо после выхода на пенсию у таких настаёт сто лет одиночества.

К чему этот пример? Вначале я удивился, а зачем товарищ одет в камуфляж и что за мода ходить и спать в нём в мирном городе в мирное время? Только подумал, как знакомый спросил, патриот ли я? Конечно, патриот, только надо выяснить, каковы принципы патриотизма и какое значение мы вкладываем в понятие... начал было я, но само звучание слова «патриот» отбило у собеседника необходимость искать смыслы - он обрадовался и стал рассказывать, что он скорешился с местным «Правым сектором» (вот зачем камуфляж) и помогает ему словом и делом.

Что «Правый сектор» крутая организация по контролю за справедливостью. Преследует нехороших коррупционеров и зрадникив. Не трогает честных предпринимателей и прижучивает нечестных. (Походу спросил меня, честен ли в этом отношении, но я ответил, что сейчас это принципиально неважно, поскольку и так в минусе). Вспоминал он, как сам мог стать из замов главой в органах (без уточнения) Мухосранска (образно, здесь всё образно), но сказали - нужно выложить 30 штук у.е. и у него таких денег не было. Вот с этим непотребством ПС как бы борется, объяснял.

Через пару дней после этой встречи Коломойский, кстати, согласится помогать Ярошу - не случится ли разрыв шаблонов у нашего любителя ПС? Пока же мы сидим в кафе, и мимо проходят ещё двое в камуфляже - оказывается, его знакомые, весь местный актив «Правого сектора» условного Мухосранска, наверное. Потом начал рассказывать, как он переживает за страну, ибо Путин после Крыма вытворяет такое на Донбассе. Путин совсем обезумел… Но, пытаюсь я возражать, а американцы премьеров у нас назначают… О, американцы, перебил он, это наши друзья, сдерживают русских, которых он ненавидит, хоть и сам русский, выступают за единство, так сказать, краины.

Кроме того, что вызывает интерес довольно суженная и упрощённая картина мира, и внутренние психологические причины как мотив присоединения к разным праворадикалам, интересно и то, что пока мозг будоражит сепаратизм на другом конце страны, Реcпублика Подкарпатcкая Руcь и его премьер-министр Петр Гецко штампуют заявления у него под носом. Республика эта уже успела признать независимость Одесской Республики, Харьковской, Донецкой, Луганской, равно как и референдум в Крыму. По идее, правосеки должны сейчас гоняться за Гецко с топором по склонам Карпат.

И действительно, потом мелькала инфа, что уже за голову Гецко некие «патриоты Закарпатья» обещали 25000 гривен. После неформальной смены власти - неформальные подходы: кем только не сколачиваемые отряды для борьбы с сепаратизмом и вознаграждения а-ля Коломойский за головы врагов. Хотя, насколько я успел посмотреть, решения принимаются неким Сетевым Русинским Движением, хотя и виртуальное пространство не менее нервирует власти со слабой легитимностью. А ещё было в «далёком» феврале - сразу после переворота в Киеве - заявление Закарпатской патриотической организации «карпатороссов», где предлагалось среди прочего уйти в небытие «Правому сектору» в Закарпатье. Если бы не интернет, я вряд ли узнал бы об этом заявлении, а ПС в вялотекущем режиме существует у нас поныне.

Обычно национал-демократические политики реагируют на такие вызовы эффективно: начинают истерику. Как после письма 39 венгерских организаций Закарпатья к руководству страны с намёками на автономию свежереволюционный губернатор Лунченко - назвал заявления провокацией во имя дестабилизации. Раньше преступная власть была менее истерична и её со стороны Венгрии постоянно троллили насчёт расширения прав национальных меньшинств, ну а «Йоббик» вообще имел здесь представительство. До тех пор, пока депутат Европарламента от Венгрии Бейла Ковач (от партии «Йоббик») не высказался в русле, что «референдум в Крыму абсолютно законен» - его осудили со всех демократических сторон и попросили из области.

Кстати, интересно было глянуть, как закарпатские читатели отреагировали на статью на сайте UA-Reporter.com, где речь шла о заявлении Бейлы Ковача по Крыму. Одним из первых комментариев было пожелание «дай боже, щоб мадяри Закарпаття забрали». Конечно, такие настроения вызывают возмущение других читателей: следующий называет его придурком, при этом называя себя венгром, но таким, который из двух зол выбрал бы меньшее - зачем Венгрия, когда «Йоббик» синхронизирует свои действия с Путиным, поэтому Чехия или Словакия вообще бы были просто идеальны.

Ну а потом ещё один венгр с Берегсаса (по его собственным утверждениям) на русском языке утверждает, что «простые люди венгерской национальности осуждают сепаратистские действия России и готовы с оружием защитить нашу Украину!!!» (Добавляет в конце «Слава Украине!»). Остальные его жалеют как глупца, читатель на украинском советует щирому патриоту набрать памперсов и идти в военкомат.

Конечно, выдержка не может являться некой идеальной презентацией, но спектр мнений действительно широк. Обычно Закарпатье-таки приспосабливается в конце концов к самому актуальному навязываемому тренду, и провенгерские симпатики и венгрофобы, русины-автономисты на пророссийских позициях и их антагонисты, выступающие против «российского панславизма», ну и собственно щирые украинцы, для которых русинов не существует в природе, в результате продолжают жить вместе.

Как мы помним, в Закарпатье на местном референдуме 1991-го более 70% населения высказалось за автономный статус региона в составе Украины. Однако и сейчас среднестатический житель области может не представить, каким образом будет совмещено в единую идею развития области множество разных представлений различных национальных общин, соединяет часть из них разве что привычное - «нет экспансии галичан».

В далёком 2008-ом в венгерских изданиях, близких к «Фидес» и оказывающих непосредственное влияние на поведение одной из закарпатских венгерских партий, «КМКС», нещадно критиковался тот конгресс русинов в Мукачево, где объявили о возможном провозглашении закарпатской русинской республики в случае, если Закарпатский областной совет до 1-го декабря (2008-го) не объявит Закарпатье автономией Украины на основе референдума 1991-го года. Поскольку правоконсервативный политический тренд в самой Венгрии был в 2008-ом ещё русофобский, да и глава «КМКС» Миклош Ковач также был патологическим русофобом, мнения в правой прессе в Венгрии совпадали тогда с позицией оранжевого Киева, согласно которым «выразитель автономной мысли Димитрий Сидор, председатель Сойма и православный священник», по заданию российской внешней разведки и фонда «Русский мир» ослаблял украинское государство изнутри». (Перевёл в своё время статью на Иносми: Русины хотят государство в государстве). С тех пор политические ветры поменялись, пришедшие к власти правоконсерваторы налаживают связи с Россией, в условиях нынешнего украинского кризиса венгры стараются не привлекать внимание - разве что недавним письмом 39 венгерских закарпатских организаций. Попутно официально отмежёвываясь от заявлений «Йоббик». (Тем временем перестал быть главой КМКС одиозный Миклош Ковач). Ну и несколько лет уже венгерский «сепаратизм» ограничивается требованием культурной автономии для Притиснянского района.

Впрочем, и Великая Венгрия вместе с Закарпатьем вполне мирно может существовать в параллельном виртуальном пространстве вместе с Великой Украиной и Подкарпатской Русью, даже Великая Румыния может примоститься где-то в уголке. В нашем городке словно так все и живут - скребут на хлеб насущный, складывают копейку к копейке, пребывая в параллельных мирах - что выясняется при разговорах. Кому надо, той впевнений, що країна настільки сильна духом, що буде тільки розвиватися і розширюватися.
{C}
Previous post Next post
Up