Мал городок, да удал! Наверняка что-то подобное подумали татаро-монголы про крошечный Торжок. Да, кончилось в итоге для горожан все плохо. «Хлебные ворота» Новгородской земли пали, город был сожжен, а жители его перебиты. Но многие авторы считают, что именно упорство новоторжцев заставило завоевателей задуматься: а стоит ли связываться с горячими новгородскими парнями? Если эта крепостица в 8,5 ГА оказалась такой, выражаясь по-американски, занозой в одном месте, то чего ожидать от «мегаполисов» - Новгорода, Пскова?
Как отмечалось в прошлой публикации, сами по себе крепости Новгородского княжества не представляли собой чего-то принципиально отличного от твердынь остальных русских земель, которые были с легкостью завоеваны ордынцами. Торжок также не был построен из драконьего стекла и валирийской стали. Что же позволило ему продержаться так долго?
То, чего «не было», или предыстория «кровавой колонизации» Поволжья
Напомним, войска Батыя подошли к Торжку в конце февраля 1238 года и начали осаду, которая продлилась целых две недели. Новоторжцы рассчитывали на помощь от Господина Великого Новгорода, которой так и не последовало.
В Новгородской первой летописи читаем:
«И изнемогоша люди во граде, а из Новагорода им не бысть помощи, но уже бо в то время нужное кто же бо о собе стал в недоумении и в страсе; и тако погании взяша град, и исекоша вся от мужска полу и до женьска, иереиска чин все и черноризчискои, а все изообнажено и поругано, горкою и бедною смертию предаша душа своя господеви…».
Археологией также найдена масса подтверждений данному летописному сообщению. Это еще одна ремарка ненормальным, у которых никакого нашествия не было, или националистическим разжигателям ненависти в определенных регионах, твердящим о «кровавой колонизации Поволжья» Иваном Грозным и его последователями. Как там в поговорке, чья бы корова мычала? И подобных следов по-настоящему кровавых мясорубок, полностью уничтоженных городов, масса. Причем не жалели даже малых детей, чьи кости и проломленные татарскими шестоперами черепа в изобилии найдены, например, в Городище Хмельницком, Ярославле и других городах. Не удивительно, что по-настоящему коренной народ Поволжья, горные черемисы, проживавшие на правом берегу Волги в составе Казанского ханства, сами перешли на сторону Москвы и позволили построить на своей территории важный опорный пункт Свияжск в 1551 году.
Впрочем, на людей с таким тяжелым «диагнозом» не действуют никакие источники и доводы, не факт, что помог бы даже замечательный персонал психиатрии имени Кащенко. Увы, скудоумным и националистам (в обще-то это одно и то же) можно только посочувствовать.
Все на стены или сколько воинов было в Торжке
Но вернемся к нашим баранам. Что же представлял собой Торжок? К слову, в древности он именовался Новый Торг, поэтому жителей города до сих пор величают новоторжцами. Назван населенный пункт был в честь ярмарки на реке Тверце, на пути из Новгородской земли к Волге. Это было место оживленной торговли между новгородцами и купцами Владимиро-Суздальской земли. Отсюда и негласный статус «хлебных ворот» Великого Новгорода: через Торжок поступал в том числе хлеб из Суздальского ополья. Сетью мелких рек город был соединен с древним Селигерским путем и озером Селигер и, с другой стороны, с важной речной артерией Медведицей.
Как уже упоминалось, территория Торжка составляла всего 8,5 ГА. Данная цифра позволяет примерно рассчитать мобилизационный потенциал этого городского центра. Как правило, жилая площадь древнерусского города занимала 75% от общей, а на одном ГА проживало порядка 150 человек, исходя из особенностей тогдашней демографии и городской застройки. В частности, об этом пишет исследователь древнерусской демографии Кучкин. Вместе с тем мобилизационная способность любого города тогда насчитывала приблизительно 2% от населения. Ведь войной занимались исключительно ратники княжьих дворов и городских боярских корпораций. Об этом нам сообщают и письменные источники, и археология.
Хорошо, представим, что для защиты города привлекли и экстренно обучили азам какое-то количество обычных горожан, и получим 5% вместо 2. Путем нехитрых вычислений получаем порядка 50 именно воинов. Все же население Торжка не дотягивало и до тысячи человек. Даже если все они встали на стены, чтобы поливать врага горячей смолой и другими массами, которые сегодня активно бурлят в вышеупомянутых националистических элементах, все равно это не выглядит серьезным противовесом полчищам Батыя.
Город маленький, да рельеф удаленький
Укрепления же Торжка, точнее их остатки, неплохо изучены археологами. Это была типичная деревоземляная крепость, состоявшая из насыпных валов, тянувшихся по их гребням срубных городень и редких башен. Более подробно такой тип укреплений описан в прошлой публикации.
При этом Торжок делился на укрепленный замок - своего рода детинец, и посад. Кремлевский вал имел высоту примерно 6 сажен и тянулся на 150 сажен. С трех сторон городскую цитадель огибала река Тверца, а с четвертой был глубокий ров. Таким образом, свою роль сыграла выгодная интеграция города в окружающий рельеф. Как ни странно, крошечные размеры Торжка тоже оказались проблемой для завоевателей.
Описание того, как именно монголы брали города, оставил папский легат Плано Карпини в своей «Истории монгалов»:
«Укрепления они завоевывают следующим способом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же Татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь…».
Обсмакованный писателем Чивилихиным рассказ Карпини про то, как монголы вытапливали жир из человеческих трупов и использовали его для приготовления зажигательных снарядов, оставим фантастам. Словом, маленькая площадь Торжка и короткий обвод стен мешали завоевателям одновременно подтянуть большие силы к городу, чтобы обеспечить планомерный обстрел укреплений перемещающимися отрядами конных лучников и ротацию этих соединений. Действуя со своим привычным размахом, степняки просто передавили бы друг друга. Это при том, что синхронно с конными лучниками крепость должны были обстреливать огромные камнеметные машины.
В общем, первая попытка взять Торжок изгоном провалилась и началась двухнедельная осада, во время которой продолжался обстрел укреплений из камнеметных машин и состоялось несколько неудачных штурмов. По данным некоторых летописей, группа горожан умудрилась организовать вылазку и прорваться в леса. Исследователь Хрусталев видит в этом известии, достоверность которого в принципе вызывает сомнение, свидетельство «крайне низкой плотности войск осаждавших». Дескать, монгольское войско сдулось. На деле же сил у Батыя было предостаточно, а если эпизод с вылазкой и имел место, то вероятнее всего горожанам также помогло скрыться выгодное положение крепости и особенности окружающего рельефа. Так или иначе, 5 марта стены города удалось пробить таранами и «поганые взяша град».
#историяроссии #история #татаромонгольскоенашествие #торжок #монголы #батый #нашествиебатыя #татаромонгольскоеиго #военнаяистория