Или слабо?
Ну построили мы глиссирующий катер-плоскодонку с упрощёнными обводами (
https://istra-boats.livejournal.com/6079.html). Ну раскритиковали нас за это по полной программе (
https://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=2201070&t=2201070&fbclid=IwAR0Hm9up7x2wtNPJpqzGZ03SmU4BO_r727cOpatFRynAoxOT891SDQj67xw).
Хорошо, вот вам парусная лодка-швертбот со сложными обводами. Давайте посмотрим, как это можно сделать...
Стройкой этой лодки занимался от... и до... наш товарищ и коллега Джим Хоккинс. Что же он выбрал для себя?
Он выбрал швертбот «15,5ft Nancy's China» от конструктора Сэма Девлина (
https://devlinboat.com). Посмотрим, что Сэм и его коллеги пишут о своих лодочных проектах:
На протяжении более 40 лет Сэм Девлин был пионером в технике изготовления деревянных лодок и строил лодки, сохраняя традиционный ретро-стиль. Он занялся конструированием таких лодок, яхт и швертботов испытывая огромное чувство любви, которое он получил сызмальства, когда мальчишкой помогал строить такие лодки своему отцу. Его отец проектировал рыбацкие лодки и буксиры, а также иные маломерные суда на которых занимались промыслом лосося в Такоме ещё в 1934 году.
Когда Сэм Девлин, будучи совсем молодым человеком, открыл для себя способ постройки лодок, известный нам как СиС (Сшей и Склей), он навсегда стал сторонником этого метода и стал использовать всё то американское наследие, к которому смог дотянуться. Сегодня, фанера, эпоксидная смола, стекловолокно и электроинструменты позволяют проектировать любые, самые сложные суда, в том числе имеющие ретро-обводы.
Для всех нас, кто любит деревянные лодки, Сэм Девлин предлагает всё необходимое для создания красивой и современной лодки. Множество десятков завершенных технических документов строительства, сотни учебных планов и концептуальных чертежей, сотни готовых лодок - всё это есть на территории США и Канады. Благодаря дилетантам, любителям-строителям, а также профессионалам в более чем 85 странах мира, его лодки воплощаются в реальность и бороздят как внутренние водные пути, так и международные воды.
Вот такой швертбот. Обратите внимание, что предполагается аж три типа парусного вооружения.
А теперь обратимся к рассказу самого Джима Хоккинса. Почему он обратил внимание на этого конструктора и выбрал этот швертбот в варианте гафельного вооружения...
Попробовав силы на постройке скифа по «15 проектам Курбатова», я понял что пора построить что-то по-серьёзнее и для путешествий.
По наивности полагая, что лодки до 5 метров вполне достаточно для недельных комфортных походов нескольких человек, стал искать в этом размере.
Принципиальными были условия: трейлерность, малая осадка, не плоскодонка, наличие каюты, классический внешний вид. Поэтому - каютный швертбот.
Доподлинно не помню, как нашёл сайт Девлина.
https://devlinboat.com/Точно совершенно, что дважды проштудировал тему на форуме КиЯ о ссылках на проекты, добросовестно открывая и изучая все ссылки.
Когда набрёл на Нэнси, понял - вот она!
https://devlinboat.com/nancys-china-15/ Все параметры подходят. Ещё и с тремя видами парусов (шпринт, бермудский и гафель). Конечно Гафель!
И цена проекта была на тот момент очень демократична в сравнении с многими другими - 75$.
Смущали два момента - кинжальный шверт и балласт в 150 кг. Но в итоге преимущества, свойственные этой яхте, перевесили.
Решил, что балласт можно сделать вынимаемым, а шверт, если что переделаю на качающийся. Купил. Онлайн, чертежи в PDF.
Ну, что? Поехали!
Шпангоуты и переборки. Вырезали точь-в-точь по чертежам и прикидываем на конструкцию.
СиС - СиСом, но стапель для этой лодки необходим.
Корпус в высокой степени готовности.
Корпус заламинирован эпоксидной смолой и стеклотканью.
Зашпатлевали и загрунтовали. Впереди покраска.
Корпус готов!
Заказанные паруса прибыли. Паруса поставлены, яхта готова к эксплуатации.
Серьёзно? Моделька? Да, вы с ума сошли! Никаких моделек.
Поехали по-настоящему...
Стапель.
Установка шпангоутов и переборок на стапеле.
Разметка бортов.
Сшивка корпуса.
Фанера 9 мм довольно упрямая штука. Шить корпус приходится вязальной проволокой 1,3 мм. В местах сильно изогнутых обводов она явно слабовата, приходится делать двойной, иначе рвётся. А вообще, лучше взять для такой толщины фанеры проволоку около 2мм.
Большая лодка или маленькая?
Швертовый колодец.
Швертовый колодец установлен.
Вот они - эпоксидные галтели. При методе СиС, всё склеивается на галтели.
Переворот (впереди еще много переворов).
Оклейка корпуса.
Выклейка скега.
Скег установлен.
Шпатлёвка. Без этого никак.
Первый слой краски.
Второй слой.
На днище положена необрастайка. Трудности? Ничего подобного. Просто делаем отличную лодку!
Вот так всё должно выглядеть! А всё так и выглядит.
А вот пошла внутрянка...
Продолжение...
Внутренние объёмы не должны подвергаться воздействию атмосферы и микроорганизмов.
А это - внутренние рундучки. Объёмы водоизмещающего корпуса не должны пропадать втуне.
Зашивка бака. Уже видна рубка. Какая она будет?
А вот такая.
Да, это вход в каюту. Выдержит ли палубный настил рубки вес взрослого мужчины?
Выдержит!
Что же это такое? Вёсла. Вёсла? Смотрим дальше.
Вот - они.
С другого ракурса.
Вот так делаются вёсла.
Результат. Хотите такие же? Обращайтесь.
Вход в рубку. Перед нами - брандер-щит.
Почти готовый корпус.
А вот это называется - пайолы. Обратите внимание: они - легкосъёмные. На деревянных защелках. Видно?
Вот теперь - видно.
Вот они - крепления для пайол. Всё просто.
Ну ведь красиво и удобно, не правда ли?
Вот, корпус в сборе.
Изучая чертежи, я увидел, что лодка максимально упрощена и удешевлена для строителя. Сэм Девлин закладывает в проект основополагающие принципы маломерного судна. То есть то, что определяет её характеристики на ходу, управляемости и в плане прочности. Остальное в очень широком диапазоне строитель добавляет сам. Очень здорово. На старом сайте Девлина были фото Нэнси, в которой её сложно узнать, так разгулялся строитель.
При всём при этом, Сэм слывёт перестраховщиком прочности (в его местности озёра, похожие на Ладогу), в его лодках максимальные толщины материалов.
Строительство не вызвало каких-то сложностей. Несмотря на то, что с СиС я был вовсе не знаком. Конечно же несколько раз посмотрел старое видео Сэма на эту тему.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Wuoy1dGOxFI&feature=emb_logo Строил практически один сезон (осень-зима-весна). Если бы не занимался "улучшениями" проекта, спокойно уложился бы в шесть месяцем неспешной работы. Я сделал несколько изменений в проекте. Руль с подъёмным пером, скег, добавил блоки плавучести в кокпите, люк-слайдер, заваливающуюся мачту. Самое главное, что всё согласовывал с Сэмом. Он на удивление позитивный дядька. И ни одного вопроса не оставил без ответа.
В описании лодки Сэм пишет о ней, как о прекрасном стабильном судне, которое управляется самыми кончиками пальцев. Совершенно так и есть!
Я был удивлён тем, как здорово Нэнси ходит даже при почти отсутствующем ветре. Превосходно лавируется!
При том, что я ухудшил поворачиваемость, добавив скег и сделав руль подъёмным. Могу себе представить какова она в оригинале с полубалансирным рулём.
Ой, а рулевое устройство? Раз зашёл об этом разговор...
Давайте посмотрим:
Самое начало.
Уже видно перо руля.
Есть рулевое.
А теперь - рангоут!
Рядом с мачтой - чиксы. А что такое чиксы?
А вот они...
А это усы.
А вот так состыковается гик к мачте. А сама мачта установлена в стандерсе. Или в табернакле. Стандерс (табернакль) - устройство завала мачты.
Нет ничего проще гафельного вооружения. Но всё-таки некоторые сложности имеются.
Что же делать с дельными вещами? С блоками, например. Можно сделать самим.
Не надо пугаться. Все подобные штуки не обязательно делать самому. Можно купить в магазине.
Лодку заставили немного подышать свежим воздухом, примерив парусный гардероб.
Ещё немного о масштабе...
Поехали!!!
Приехали.
Пошли!
Идём полным ходом!
Лавировка.
Швартовка.
Конечно, это небольшая лодка. Сидеть в каюте можно только полулёжа, опираясь на локоть. И четверым в кокпите тесно. Но двое могут спокойно спать в каюте (мы с сыном проверяли, спали). И длина кокпита тоже позволяет лежать на банках, например, загорая или просто дремать.
Минусы кинжального шверта и балласта в 150 кг никуда не делись. Шверт утяжелённый, весит 20кг, поднимать его не просто. А балласт усложняет транспортировку.
На воде выявился ещё один неприятный момент. Она довольно валкая, если пытаться пройти по потопчинам в нос. Делая это, надо максимально наклоняться в сторону ДП (диаметральной плоскости). Иначе она кренится так, что хватаешься за ванты.
Но это всё ей прощаешь за отличный ход. И когда ветер поднадавит хорошенько, очень радуешься тем самым 150 кг балласта. Именно они не дают лодке лечь на воду парусами и долго не брать рифов.
Совершенно заслуженно Сэм называет Нэнси своим прорывным дизайном. Это очень позитивная, хоть и маленькая лодка. Я бы с радостью построил её снова.
Особенно интересна мне версия без каюты. Думаю она ещё проворнее и удобнее. Там ведь можно лучше разместить экипаж.
В своё время я провёл небольшой сравнительный анализ. Так вот обводы Нэнси процентов на 80 совпадают со знаменитым Heaven 12 1/2 Херешофа.
Думаю поэтому она так сбалансирована. Сэм, как и Херешоф, в своё время нашёл близкие к идеалы пропорции для лодки этого размера и назначения.
Многие недостатки «Нэнси» Сэм учёл уже в следующей по размеру лодке
Aider 17. Там и качающийся шверт, и перо руля подъёмное, и кокпит самоотливной.
Я строил лодку с большим увлечением. Тем приятнее, что Девлин предложил её к публикации в Woodenboat и теперь именно она на странице проекта на сайте конструктора.
После знакомства с качествами этой лодки, я очень пристально присматриваюсь к проектам Девлина. Возможно построю что-то ещё. Побольше...
Ветка на форуме «Катера и Яхты», где Джим Хоккинс демонстрирует все этапы строительства и отвечает на массу вопросов:
https://forum.katera.ru/index.php?/topic/48840-piko-kreiser-155ft-nancys-china/ Сайт конструктора:
https://devlinboat.com/ Страничка самой лодки:
https://devlinboat.com/product/nancys-china-15-plans/ Сайт Джим Хоккинса:
https://www.jimhokkinshardware.com/Здесь можно заказать дельные вещи из морской бронзы.