Feb 18, 2013 00:27
Всем известно, что национал-большевизм строится как союз крайне левых с
крайне правыми - условно говоря, марксистов с националистами. Однако интересно,
что в конце XIX - начале XX в. сторонние наблюдатели-социологи характеризовали
сам марксизм, в особенности его большевистскую, ленинскую версию, как синтез
крайне левой и крайне правой идеологий. До появления марксизма «левой»
идеологией считался либерализм - учение победившей буржуазии, а его «правым»
оппонентом был консерватизм, выражавший интересы наследников старого режима
(аристократии, духовенства и т.д.). «Левые» всячески превозносили интеллект,
а «правые» подчеркивали значение внеинтеллектуальных (так сказать,
иррациональных) факторов. Философы-материалисты эпохи Просвещения относились к
«левому» лагерю, а создатели современной диалектики Шеллинг и Гегель -
к «правому». Марксизм в своей философии «диалектического материализма»
синтезировал обе эти идеологические позиции, причем в самой их радикальной форме.
То же самое, что и в философии, произошло и в политике: требуя всеобщего равенства,
марксисты оказались левее самых левых либералов, а требуя ликвидации частной собственности
и централизованного планирования экономики - правее самых правых консерваторов. Все это
было крайне необычно и поражало воображение социологов. К. Мангейм, исследуя марксистский
образ мышления, восхищенно писал в 1929 г.:
В результате всех этих факторов создается чрезвычайно гибкая концепция теории...
Марксистское мышление родственно консервативному тем, что оно не отрицает иррациональную
сферу, не пытается скрыть ее, как это делает бюрократическое мышление, и не
рассматривает ее, подобно либерально-демократическому мышлению, чисто интеллектуально,
будто она является рациональной. Марксистское мышление отличается от консервативного
тем, что в этой относительной иррациональности оно видит моменты, которые могут быть
постигнуты посредством рационализации нового типа...
Перед социологом и в данном случае возникает вопрос, какое историко-социальное бытие
и какие условия породили этот своеобразный способ мышления, представителем которого
является марксизм. Как объяснить эту особую способность соединять крайний иррационализм
с крайним рационализмом таким образом, чтобы из этого соединения возникла новая
(«диалектическая») рациональность?
С социологической точки зрения это - теория поднимающегося класса, который не стремится
к мгновенным успехам и, следовательно, не является путчистским, класса, который по
свойственной ему революционизирующей тенденции должен быть постоянно зорок и бдителен
перед лицом не допускающих предвидение констелляций.
К. Мангейм. Идеология и утопия
Нет ничего удивительного в таком позиционировании марксизма относительно старых
«левых» и «правых» учений. Марксизм, «теория поднимающегося
класса», представляет собой выявленную истинность всех предшествующих идеологий,
и все то ценное, что есть в них, в марксизме не только сохраняется, но и находит, наконец,
свою истинную форму, совпадает со своим понятием. Марксисты восприняли и лучшие черты
буржуазии - строгую дисциплину мышления, предприимчивость, энергичность; и в то же время
лучшие черты традиционной аристократии - самоотверженность, идеалистический пафос
служения. Марксизм сохраняет в себе все ценное, что было наработано человечеством
за прошлые века. Именно поэтому он и представляется, если смотреть со стороны, единством
крайних политических и философских позиций, доведенных до предельной степени
бескомпромиссности.
рассудок и тотальность