Фильм «Мой брат - единственный ребенок в семье»
(«Mio fratello è figlio unico»). Италия, 2007.
Режиссер - Даниэле Лукетти. В главных ролях - Элио Джермано,
Риккардо Скамарчио.
О левом вооруженном подполье в Европе «свинцовых» 1970-х годов
написано множество книг и снято множество фильмов (например, замечательный
немецкий фильм «Комплекс Баадер-Майнхоф»). Теперь мы хорошо знаем,
что в том поколении были свои герои. Но герои погибли; что же можно сказать о тех,
кто выжил? В конце концов, ведь именно эти выжившие определяют сейчас
политическую и культурную ситуацию в Европе. Что мы знаем о них?
В этом итальянском фильме центральное место занимает не герой-революционер,
а его младший брат. Сразу нужно сказать, что фильм - очень качественный, и из
него можно почерпнуть даже несколько больше, чем, видимо, предполагалось его
создателями. Замечательны лаконичные и яркие зарисовки разных социальных групп:
священники, неофашисты, молодые левые радикалы, фабричные рабочие, пенсионеры.
Легкое, отчаянное настроение фильма хорошо соответствует изображаемой эпохе.
Каждая деталь не случайна, каждое ружье на стене в конце концов выстрелит.
Все социальное мастерски подается через призму индивидуальной психологии, и
сюжет не вырождается в аллегорию или банальную агитку. Некоторая конспективность
фильма объясняется тем, что он имеет литературную основу - роман Антонио Пеннакки
(Antonio Pennacchi)
«Il
fasciocomunista» (2003). Так как Пеннакки дал
главному персонажу романа свое имя, дату и место рождения, можно предположить,
что роман в некоторой степени автобиографичен. Экранизацией своей книги (в
особенности ее концовкой) Пеннакки остался недоволен: может, она слишком
откровенно выпячивает то, на чем автору не хотелось бы заострять внимание?
Действие происходит с 1962 г. по середину 1970-х гг. в Латине, небольшом городке
неподалеку от Рима. Два брата из рабочей семьи Бенасси: старший, Манрико - молодой,
уверенный в себе, привлекательный, несколько эгоистичный, всеми любимый левый
активист; младший, Аччио (прозвище, означающее «Подлый») - невзрачный,
не определившийся в жизни подросток. Рассказ ведется от лица Аччио. Он любит
старшего брата, но мучительно переживает свою собственную второсортность,
очевидную при их сравнении. Старшему достается всеобщее признание, любовь
родителей, девушек, толпы, а младшему - ничего. «Мой брат - единственный
ребенок в семье!» - как бы восклицает несчастный Аччио. Ситуация
усугубляется тем, что вместо того, чтобы строить собственную жизнь, он пытается
конкурировать со старшим братом в той области, где заведомо ему проигрывает, -
в политике. Он бросает семинарию, в которой учился по настоянию родителей, и из
чувства протеста против левых убеждений брата вступает в неофашистскую партию
(реально существовавшая партия MSI,
Movimento Sociale
Italiano).
Эпатируя близких, подросток заявляет:
- Фашист в семье всегда пригодится. Как доктор.
Латина - образцовый фашистский город, который Муссолини выстроил на месте
осушенного болота. После войны он стал обычной провинциальной дырой, но сама
архитектура там продолжает наводить на мысли об утерянной славе Италии.
- Дуче придумал рациональную архитектуру. Знаешь, что это значит?
- То, что он всегда прав.
- Верно.
Наставник мальчика, фашист Марио, - пожалуй, единственный человек в городе,
кто тепло относится к Аччио. По ходу действия мы видим итальянских неофашистов -
это мелкие торговцы-лоточники, по-своему искренние, но недалекие, напыщенные и в
целом не вызывающие симпатии. Руководители движения вообще ведут себя как
настоящие мафиози. Мальчик быстро разочаровывается в фашистских идеях. Он предает
своего наставника: когда тот попадает в тюрьму, начинает беззастенчиво пользоваться
его женой и его деньгами. Освободившийся Марио лезет в драку со своим бывшим
протеже, но внезапно - так получилось - умирает от разрыва сердца. Нельзя не
заметить, что хотя Аччио и не желал его смерти, для него все как-то само собой
сложилось наилучшим образом.
Отойдя от фашизма, Аччио вслед за братом вступает в леворадикальное молодежное
движение, где наравне почитают Ленина, Троцкого, Сталина и Мао. Он влюбляется в
девушку своего брата, однако, пока брат жив, у него нет никаких шансов. После
провала народных выступлений 1968-го года Манрико примыкает к
«Красным бригадам», уходит в подполье. В этот период Аччио благоразумно
держится на расстоянии от политики вообще и, в частности, от деятельности брата,
хотя и живет у его друзей и на его деньги. Катастрофа происходит, когда младший
брат - так получилось - выдает старшего полиции, и в перестрелке Манрико гибнет.
По сути, здесь повторяется та же история, что и с Марио, только в другом антураже.
Рассказывая об обстоятельствах смерти брата, Аччио пытается представить себя не
предателем, а просто наивным дурачком. Тем не менее он и сам понимает, что, как
бы там ни было, в этот момент он потерпел в жизни полное, абсолютное поражение.
Из него не вышло ни священника, ни фашиста, ни революционера. Его брат навечно
останется легендарным героем рабочего класса, а он сам - паразитом, ничтожеством,
недоумком, не заслуживающим ничего, кроме презрения. Все потеряно. Это конец.
Но тут внезапно оказывается, что в новой ситуации имеются свои плюсы. Теперь,
когда нет старшего брата, и родители, и любимая женщина волей-неволей вынуждены
обращать на Аччио внимание. Он по-настоящему стал «единственным ребенком в
семье», получил право первородства, и он не замедлит им воспользоваться.
Фильм кончается тем, что Аччио снова осторожно пробует себя в политике: он организует
городские семьи, живущие в разваливающихся домах, на самозахват новостроек.
Подспудно проводится мысль, что этот эпизод - единственное осмысленное политическое
действие за весь фильм, в отличие от забастовок и терактов, которыми занимались
Марио и Манрико. Но почему самозахват удается, почему какой-нибудь чиновник не
вызовет полицию и не выкинет семьи обратно на улицу? Очевидно, чиновник боится,
что после этого «Красные бригады» прострелят ему колени. Аччио всего
лишь паразитирует на борьбе своего брата: используя страх властей перед
«террористами», добивается мелких уступок для народа, и этим,
видимо, закладывает основы своей будущей политической карьеры. Когда-то он
скептически говорил Манрико:
- Но ты действительно думаешь, что рабочие пойдут за тобой? Рабочий класс - это
мужики вроде нашего отца. Ты когда-нибудь видел его с ружьем?
Естественно, Аччио в данном случае лукавил. Даже их мать, престарелая
домохозяйка, чистейший «собес», обожала Манрико и сочувствовала его
политической деятельности; а их отец в силу возраста вполне мог держать ружье во
время последней войны. Но теперь этот вопрос раз и навсегда решен в пользу Аччио.
Рабочие пойдут именно за ним, хоть и хорошо понимают, что он - предатель и
ничтожество, просто потому, что Манрико больше нет, и идти им больше не за кем.
Он получит и женщину своего брата - она презирает его, но придет к нему, ей больше
некуда деваться. Люди всегда будут хранить память о героизме старшего брата, но у
младшего, подонка и предателя, теперь появилось важное преимущество: он выжил.
Не в силах заслужить любовь, он будет пользоваться тем, что в нем стали нуждаться.
Каин, где брат твой?
В самом начале фильма маленький Аччио на уроке в семинарии рассказывает историю
Энея, которая, как известно, кончается тем, что Ромул убивает своего брата Рема.
Каин и Авель, Ромул и Рем. На протяжении всего фильма Аччио пытается внушить нам,
что так было и будет всегда: герой гибнет, а подонок выживает. Выживает, чтобы
было кому дать начало новому человечеству, чтобы было кому основать Рим. Герои -
это мимолетное увлечение толпы, а подонки - соль земли, именно они творят реальное
будущее. Аччио пытается написать свою лживую историю, где его брат-революционер
оказывается всего лишь заблуждающимся идеалистом, а его борьба объявляется
бессмысленной и преступной. Ведь, как говорил на ту же тему один английский автор,
История - вовсе не ложь победителей... Это память выживших, из которых большинство не относится ни к победителям, ни к побежденным.
(Дж. Барнс. Предчувствие конца)
Когда герои погибли, им на смену пришли их младшие братья - люди, которые своей
тупостью и трусостью погубили революцию 1968 года, но тем не менее продолжали
страстно желать признания. Стараясь как-то оправдать свое предательство и
никчемность, они разработали целые теории о гибельности любой идеологии, о
тождестве коммунизма с фашизмом, о равноценности всех нарративов, о том, что
только безбрежная толерантность принесет спасение. Это поколение сейчас и правит
Европой. Оно достаточно успешно существует, паразитируя на героизме предшественников,
но само не способно ни на подвиги, ни даже на крупные преступления, а только на
потоки изощренной лжи и на маленькие подлые войны.