Nov 08, 2012 22:58
Читая «Хлыст» Эткинда, понимаешь, к чему все шло в России
перед революцией. Если бы не большевики, тогда могла бы появиться некая
самобытная форма мистического фашизма. Там почетное место заняло
бы хлыстовство (а оно уже имело самый бесстыдно-откровенный прецедент
политического использования в фигуре Распутина): хлыстовство принимали за выражение
мистических чаяний, якобы изначально присущих русскому народу, принимали за
проявление тайной народной жизни с ее стремлением к коллективному телесному
экстазу, к падению в безбрежную досмысловую стихию, символизируемую
«чаном» сектантских радений. Там нашел бы свое место и мрачный миф
«русской идеи», под которой тогда понимались ницшеанские мечтания
интеллигенции о радикальной трансформации всего человеческого организма,
прежде всего - человеческого пола, с целью получить некоего сверхчеловека-выродка.
Там продолжился бы и бесконечный идущий от Соловьева «роман с богом»,
где постоянно усиливалась и наливалась дурным соком тема извращенного эротизма.
Все иррациональное, темное, что только существовало в народе и интеллигенции,
соединилось бы в кошмарном синтезе. Это был бы сильный соблазн: отринув
тягостные оковы разума, упасть в «чан» и, забыв себя, раствориться
в бесконечной первобытной ночи...
Как и сейчас, политический режим был тогда бездарен и отвратителен, а имущие
слои видели все свои интересы только на Западе и ради западных кредитов готовы
были ежедневно перемалывать русское население на фронтах империалистической войны.
Для властей такая идеология: антинародная, но туманно-националистическая;
основанная на архаичных мифах, но отсылающая к последним модным течениям
западной мысли - стала бы находкой. Она позволила бы наконец придать режиму
Романовых тот ореол народности, которого так отчаянно добивался Николай II.
Позволила бы, игнорируя Россию реальную, обращаться поверх нее к выдуманной
новыми идеологами «истинной», «тайной» хлыстовской России,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Эта идеология позволила бы увековечить отсталость, архаику, дикость, возведя
их в национальный абсолют, опоэтизировав их. Символисты - творцы новых мифов -
были потрясающе талантливы, не чета нынешним убогим «политтехнологам».
Ленин, с прозрачной рациональностью его мысли и четко понимаемой целесообразностью,
с его самоотверженностью, подкрепленной полным отсутствием
«запасных аэродромов» за рубежом, явился совершенно неожиданным
спасителем страны от этого душного мракобесия, от этого окончательного
и страшного тупика, куда готова была упереться русская история.
тупики и лабиринты