Мой первый сценарий

Jun 01, 2015 00:37

Сценарий написан в процессе обучения на курсе сценарной мастерской Александра Молчанова «Сценарий за неделю» 25-31 мая 2015 г.

СЦЕНАРИЙ «БОТИНКИ ИСАКА»

ИНТ. КВАРТИРА ЖЕНЩИНЫ КОМНАТА - ДЕНЬ

ЖЕНЩИНА стоит у серванта, её взгляд останавливается на фотографии мужчины лет 55 в чёрной рамке. Она открывает дверцу бара и достаёт бутылку шампанского с необычной этикеткой.
Видна прихожая, в которой стоит молодая женщина (ДОЧЬ) и девочка лет 5 (ВНУЧКА).
ЖЕНЩИНА ещё раз смотрит на фотографию мужчины, замирает на секунду. В кадре одновременно фотография, лицо ЖЕНЩИНЫ в полупрофиль, рука с бутылкой шампанского.

ЖЕНЩИНА смотрит на ДОЧЬ, лицо ЖЕНЩИНЫ видно в профиль.

ЖЕНЩИНА
Первое Рождество без него… Трудно поверить

ДОЧЬ
Мамочка, приезжай сегодня к нам

ЖЕНЩИНА
Он каждый год находил новое шампанское. Все 28 лет… Находил и радовался

ДОЧЬ
Радовался! Мы тоже… Приходи к нам сегодня, Серж приезжает из Вены вечером.

ЖЕНЩИНА
Я всё думаю… А вдруг он придёт сюда и не найдёт никого… Глупо, я знаю…

Прижимает пальцы к губам

ДОЧЬ (стараясь бодро улыбаться)
Мамочка, ты же знаешь, папа найдёт нас везде!

Приседает, обнимает свою дочку (ВНУЧКУ), смотрит снизу на мать (ЖЕНЩИНУ)

ДОЧЬ
Ты ведь знаешь, сверху видно всё…

ЖЕНЩИНА (отворачивается, говорит в сторону)
Да…

ЖЕНЩИНА (повернувшись к ДОЧЕРИ)
Возьми эту бутылку, всё будет как он хотел

Подходит к ДОЧЕРИ, подаёт ей бутылку двумя руками, смотрит неотрывно на бутылку в руках

ДОЧЬ берёт бутылку из её рук, наклоняется и укладывает её в один из больших пакетов на полу.

ДОЧЬ
Спасибо, мама. Мы ждём тебя сегодня, ты помнишь?

ВНУЧКА глядит на ЖЕНЩИНУ задрав высоко голову

ЖЕНЩИНА слабо улыбается, глядя в одну точку. Дотрагивается ладонями одновременно до плеча ДОЧЕРИ и головы ВНУЧКИ.

ЖЕНЩИНА
Да, мои дорогие… Вы идите, я приду, приду…

ДОЧЬ подхватывает нарядные пакеты. ЖЕНЩИНА открывает дверь, ДОЧЬ и ВНУЧКА выходят, ВНУЧКА несколько раз оглядывается на ЖЕНЩИНУ, высоко задирая голову.

НАТ. УЛИЦА РОЗ - КОНЕЦ ДНЯ

Улица небольшая, мощёная, по обеим сторонам магазинчики с освещёнными витринами, в конце улицы виден храм, небольшой и красивый.

ИСАК, ЖИВЧИК, КРОЛИК - три мальчика - беспризорника
ИСАК одет в пальто, оно ему великовато, зимнее, довольно хорошего покроя, но весьма поношенное, потёртый воротник; брюки ему коротковаты, на ногах очень стоптанные ботинки, видно, что подошва на грани отрывания.
ЖИВЧИК и КРОЛИК тоже одеты потрёпанно, на головах вязаные шапки, сдвинутые на затылок, куртки, чёрные потрёпанные джинсы. Видно, что КРОЛИК копирует одежду и повадки ЖИВЧИКА.

Имён мальчиков мы не знаем, они нужны для различия.

На улице зимняя погода, идёт очень редкий снег, тротуар покрыт тонким слоем снега, и снежинки иногда падают на героев.
У ИСАКА тёмные волнистые волосы, слегка отросшие и перепутанные. Видно, что он стрижётся сам, но волосы всё равно выглядят красиво. Он без шапки, в волосах снежинки.

ИСАК стоит, глядя на идущих мимо людей с пакетами и другими признаками наступающего праздника. Люди улыбаются, большинство идут парами или по нескольку человек вместе.

ЖИВЧИК и КРОЛИК стоят поодаль, разглядывая людей с особым вниманием, иногда переглядываясь.

ЖИВЧИК (ИСАКУ)
Эй, что ты там уставился как баран? Пойдём на площадь, там сейчас есть чем поживиться!

ИСАК поворачивает к нему голову и отрицательно качает головой

ЖИВЧИК (с насмешкой)
Ну конечно! Ждёшь, что Боженька тебе принесёт пирожное с цукатами
(машет рукой в сторону Храма)

ЖИВЧИК и КРОЛИК смеются

ИСАК снова смотрит на них, отворачивается

ЖИВЧИК
Эй, кого ты думаешь разжалобить своей физиономией? Никому до тебя сейчас нет дела!

Взгляд ИСАКА движется вдоль улицы, по всем магазинчикам и упирается в Храм, поднимаясь выше до самого верха, где крест

ЖИВЧИК толкает КРОЛИКА плечом, они переглядываются

ЖИВЧИК
Эй, ну что ты как столб стал, замёрз уже! Давай к площади, покараулишь, мы тебе рождественского гуся поймаем!
(смеются)
Ножку или крылышко, а?
(снова смеются)

ИСАК сглатывает слюну, снова оглядывается на них

ЖИВЧИК демонстративно поворачивается в другую сторону, КРОЛИК копирует его манёвр.

ЖИВЧИК (оглядываясь на ИСАКА)
Эй ты, забыл, что твой Бог говорит - помогай своим товарищам, а то останешься без обеда! Смотри, у нас к столу пять раз не приглашают!

ЖИВЧИК и КРОЛИК делают вид, что уходят

ИСАК ещё раз взглядывает на Храм, потом взгляд возвращается вдоль магазинов вниз, на стоптанные башмаки.

Нехотя поворачивается и идёт за ними.

ИНТ. КОМНАТА ЖЕНЩИНЫ - КОНЕЦ ДНЯ

ЖЕНЩИНА перебирает вещи, фотографии, какие-то вещицы.
Слышен звон от Храма.

НАТ. ПЛОЩАДЬ - ВЕЧЕР

Трое мальчиков идут среди гуляющих, ЖИВЧИК внимательно приглядывается к лоткам с продуктами.
Становятся с трёх сторон от торговца. ЖИВЧИК хватает выставленного на обозрение большого жареного гуся и бежит. Торговец кричит и бежит за ним. КРОЛИК, пригнувшись, бросается к нему под ноги. Торговец падает, об него кто-то спотыкается, образуется куча упавших.
ИСАК хватает с края прилавка небольшой пирог и бежит среди снующих людей. На него никто не обращает внимания, но его взгляд очень испуганный, он бежит, не глядя по сторонам, как бы в трансе.

НАТ. БОКОВАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР

ИСАК бежит по этой улице, сжимая в руке пирог.

У крыльца одного из домов в арочном углублении стены стоит ЖИВЧИК, держа гуся завёрнутым в обрывок афиши. Он тяжело дышит и довольно скалится.

ЖИВЧИК увидев ИСАКА негромко кричит
Эй, ты страус ходячий! Иди сюда, недотёпа!

Резко коротко свистит ему вслед

ИСАК ускоряет бег, на его лице написано мучение

ИСАК поскальзывается и падает на покрытый тонким слоем снега тротуар. Ботинок окончательно рвётся. ИСАК встаёт, отряхивает одежду, молча смотрит на негодный ботинок. Второй ботинок тоже сильно порван. Он пробует идти, но ботинки разъезжаются.
ЖИВЧИК издалека смотрит на него
Фигура ИСАКА удаляется, он идёт босиком.

НАТ. УЛИЦА РОЗ - ВЕЧЕР

ЖЕНЩИНА идёт по улице с пакетом, поглядывает в витрины.

ИСАК стоит на том же месте, что и раньше. Доедает пирог. Поднимает глаза на Храм, его губы шевелятся. Поворачивает голову, мы ясно видим его лицо, блестящие тёмные глаза. Глаза расширяются, он смотрит на кого-то.

В толпе прохожих мы видим высокого ПОЛИЦЕЙСКОГО с усами, у него сосредоточенное лицо. Он идёт и ведёт кого-то за руки, посматривая вниз. Мы не видим кого. ИСАК настороженно смотрит на него, втягивает голову в воротник, переступает несколько раз босыми ногами.

В Храме слышен звон.

ЖЕНЩИНА поднимает голову, смотрит в направлении Храма. Спокойное лицо, грустные глаза, едва заметная полуулыбка.

ИСАК поднимает голову на звук звона. Затем снова переводит взгляд на полицейского, подобравшись всем телом.
Становится видно, что полицейский ведёт за руки двух маленьких девочек в шубках, одна немного повыше другой, это его дочки. У одной в руке тряпичная кукла, у другой - большая коробка с бантом. Полицейский смотрит то на одну, то на другую, не замечая окружающее. Девочка с куклой внимательно смотрит на ноги ИСАКА, потом поднимает голову на его лицо. Пройдя ещё немного, девочка снова оглядывается на ИСАКА, высоко задирая голову.

ЖЕНЩИНА идёт мимо ИСАКА, глядя вверх, налетает на него. Отступает на полшага назад. ИСАК от неожиданности тоже отскакивает, видно, что он испуган.

ИСАК
Извините, мадам, я не хотел…

Делает шаг в сторону.

ЖЕНЩИНА раздражённо
Посреди дороги - конечно, ты мешаешь проходу. Шёл бы домой, уже вечер, родители ждут.

Смотрит на его непокрытые волосы. Её взгляд всё ещё отсутствующий, но она начинает приглядываться и видит босые ноги ИСАКА

ЖЕНЩИНА
Господи, ребёнок, да ты босой! Что ты здесь делаешь? На улице?

ИСАК медленно подбирая слова
Видите ли… мадам… я молился Богу. Он не оставил меня сегодня…

ЖЕНЩИНА
Так холодно. Ты давно здесь стоишь?

ИСАК
Он дал мне хлеб… пирог… насущный… Он разрешил… иначе тот человек догнал бы меня… Бог позволил… мадам

ЖЕНЩИНА
Тебе нельзя здесь так стоять… Это холодно… Ты где живёшь?

ИСАК
Теперь я молюсь Богу, чтобы он послал мне ботинки. Знаете, перед Рождеством люди выбрасывают иногда вполне приличные ботинки.

По улице идут ЖИВЧИК и КРОЛИК. ЖИВЧИК замечает ЖЕНЩИНУ, беседующую с ИСАКОМ, рукой останавливает КРОЛИКА, они останавливаются и смотрят на беседующих.

Видят, как ЖЕНЩИНА и ИСАК входят в двери магазина.

ИНТ. МАГАЗИН ОБУВИ - ВЕЧЕР

В магазине много покупателей, все продавцы заняты. ЖЕНЩИНА придерживает ИСАКА за плечо.

ПРОДАВЩИЦА замечает странную пару и идёт к ним, настороженно глядя

ПРОДАВЩИЦА
Простите, мадам, эти разгильдяи орудуют по праздникам у магазинов, мы не успеваем отгонять, все заняты. Сейчас вызовем…

ЖЕНЩИНА (перебивает, делает отрицательный жест рукой)

ЖЕНЩИНА
Нет, что вы, всё в порядке. Вы могли бы помочь нам?

ПРОДАВЩИЦА (высоко поднимает брови, слегка кривит губы)
Да, я к вашим услугам

Стоит от них на некотором расстоянии

ИСАК смотрит в пол. Его ноги на светлом полу заметно грязные.

ЖЕНЩИНА
Нам надо пару ботинок, размер… мм…
(ИСАКУ)
какой размер, ты знаешь?

Смотрит на ноги ИСАКА. ПРОДАВЩИЦА внимательно смотрит на ЖЕНЩИНУ.
Небольшая пауза

ПРОДАВЩИЦА
У нас нет… Боюсь, что такого у нас нет…

ЖЕНЩИНА (резко)
Постойте, у вас обувной магазин, нет?

Смотрит на полки с товаром.

ЖЕНЩИНА
Обувь на мальчика есть у вас? Или это женский магазин?

ПРОДАВЩИЦА пытается к ней подойти поближе, с другой стороны от ИСАКА

ПРОДАВЩИЦА (понизив голос)
Послушайте, они тут всё время… ошиваются… Вам не надо этого делать… Это отребье пользуется добротой таких женщин, как вы. Им нельзя верить.

ЖЕНЩИНА замирает и несколько секунд смотрит в глубь магазина. Пожилой мужчина примеряет сапожки девочке лет 5. Девочка всё время крутится на месте и задирает высоко вверх голову, глядя на висящие вверху шары и серпантин.

ЖЕНЩИНА берёт ИСАКА выше локтя и подталкивает его в торговый зал. Он от неожиданности запнувшись делает два-три шага вперёд.

ЖЕНЩИНА (глядя в лицо ПРОДАВЩИЦЕ)
Нам надо пару тёплых ботинок. И ммм… носки. Тёплые носки.

ПРОДАВЩИЦА ещё не решается пойти. От ступней ИСАКА на полу тёмные следы. ЖЕНЩИНА подталкивает ИСАКА к скамейке для примерки

ЖЕНЩИНА (решительно)
Садись

ИСАК садится, поджимает пальцы ног, слегка сгорбился

ЖЕНЩИНА садится перед ним на корточки, ставит рядом свой нарядный бумажный пакет. Из пакета достаёт большой мужской носовой платок и начинает вытирать ноги ИСАКА. ПРОДАВЩИЦА изумлённо следит за этим.

ЖЕНЩИНА (поднимая голову)
Размер 25, я думаю. Тёплые зимние ботинки.

ПРОДАВЩИЦА отходит в сторону

ЖЕНЩИНА (громко)
И носки. Тёплые носки. Шесть пар!

Мы видим зал, наполненный покупателями. Несколько пар людей, примеряющих обувь детям. Затем видно большое витринное окно, за ним на парапете через дорогу от магазина сидят ЖИВЧИК и КРОЛИК, отламывая куски от украденного гуся, завёрнутого в афишу.

НАТ. УЛИЦА РОЗ - ВЕЧЕР

ЖИВЧИК и КРОЛИК сидят на парапете, отламывают куски гуся, смеются

Замечают ИСАКА в витрине магазина, переглядываются, подходят ближе гусем в руках, продолжая отламывать от него куски, смотрят через стекло.

ЖЕНЩИНА и ИСАК выходят из магазина, он в новых добротных зимних ботинках, теперь брюки не кажутся такими короткими. ЖЕНЩИНА даёт ему пакет с носками. Достаёт из своего пакета что-то в красочной упаковке. Даёт ему в руку.

ЖЕНЩИНА
Возьми, вот носки, носи их. Это кекс, он с цукатами. Ты голодный, наверное, этого мало…

ИСАК так ошеломлён, что не может сказать ни слова, только удивлённо глядит на ЖЕНЩИНУ распахнутыми тёмными глазами.

ЖЕНЩИНА
Я не могу сейчас больше сделать для тебя… прости… Я сама… растерянная…

Смотрит в сторону задумчиво

ИСАК смотрит на неё. Говорит медленно, подбирая слова
Простите, скажите, а вы кто? Вы - жена Бога?

ЖЕНЩИНА смотрит в сторону со слезами.

ЖИВЧИК И КРОЛИК смотрят на них.

В Храме звон, мы видим всю перспективу улицы до конца. ЖЕНШИНА уходит вдаль по улице.

НАТ. БОКОВАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР

ИСАК, ЖИВЧИК и КРОЛИК стоят в углублении стены, где до этого раньше прятался ЖИВЧИК с гусем.

ИСАК раздаёт ЖИВЧИКУ и КРОЛИКУ по две пары новых носков. Они прячут их в карманы. Все улыбаются. Все трое продолжают отщипывать куски от добытого гуся. Мы первый раз видим улыбку ИСАКА. ЖИВЧИК дружественно хлопает его по плечу. На перилах стоит коробка с кексом, мы видим её крупным планом, на ней нарисована Богоматерь в кругу, образованном снежинками.

КОНЕЦ СЦЕНАРИЯ



Дорогой Александр Молчанов! Если Богоматерь - это выход за рамки ограничений условия по религии, тогда на коробке пусть будет маленькая девочка, смотрящая вверх. Все три маленькие девочки, которых мы видим по ходу действия, похожи между собой, одного типа.

Благодарю Александра Молчанова за вдохновляющий курс сценарного искусства и беру намерение продолжить этот захватывающий опыт!

Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служащим культа. - Я сам склонен к обману и шантажу, - говорил он, - сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще, в этих бюрократических домах божьих непомерно раздуты штаты. Я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков. © И.И. и Е.П. «Золотой телёнок»



кино, Молчанов, сценарий

Previous post Next post
Up