Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ: О памятниках зайцам у Петропавловской крепости (Часть 1).

Jul 08, 2014 18:25





Изучая историю Заячьего острова,
на котором сегодня расположена
знаменитая Петропавловская крепость,
мы пришли к совершенно очевидному выводу:
зайцы в этой местности
увековечены недостаточно мощно и ёмко !



Скульптор Владимир Алексеевич Петровичев

Имеется лишь один небольшой памятник Зайчику, созданный скульптором Владимиром Петровичевым и архитектором Сергеем Петченко. Его установили там в юбилейном 2003 году у Иоанновского моста на волнорезе.



Памятник Зайчику
на волнорезе Иоанновского моста


Почти все знают, что заяц относится к числу «грызунов». То бишь грызет он чего-то там своими острыми зубками, любит очень морковку. Но более известен заяц в России в определенных кругах под кличкой «Косой»…



Заяц.
Художник Дюрер. 1500-е годы.

КТО ТАКОЙ ?

БЕЗ РАЗДВОЕННЫХ КОПЫТ

Архимандрит Никифор в своей «Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии в 4-х выпусках», изданной в 1891 году, отмечает:
«ЗАЯЦ (Лев. XI, 6, Втор. XIV, 7) по-евр. арнебеф - четвероногое животное из разряда грызунов… жвачку имеет, но только кажущуюся, потому что имеет обыкновение тереть свои зубы один о другой, отчего и кажется, что он как бы жует жвачку. Раздвоенных копыт не имеет. Водится во всех частях света, кроме Австралии… Восточные народы, за исключением арабов, удерживались от употребления в пищу заячьего мяса. Цезарь упоминает, что это животное не было употребляемо в пищу древними жителями Британии». (1)



Памятник Зайчику
на волнорезе Иоанновского моста

Как известно, в 1996 году на страницах «Смены» петербуржцы потребовали установить в городе Памятник Слону, которого уже много лет не было (нет и сегодня!) в городском зоопарке. Вспомним, что в городе множество Памятников Бронзовым и даже Медным Коням - с Людьми, правда, но вот Слона нет ни одного. Не было даже Памятника Зайцу !
Я решил заполнить монументальную лакуну и для вразумления читателей «Смены» написал заметку «Памятник ушастому зайчику»,  которую подписал именем своего школьного приятеля Льва Парасона. Вот ее эпохальные строки.



Памятник Зайчику
на волнорезе Иоанновского моста

УНИКАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ

ДУША ЗАЙЦА ПРОСИТ

Слоновый памятник потребует много бронзы. Что-то из публикаций вашей газеты я не вижу, чтобы таможенники города с энтузиазмом откликнулись на предложение передать тонну-другую для памятника слону. По всей видимости, этот недрагоценный металл для них дорог. Но вот килограмм тридцать-то они могли бы выделить для зайца на Заячьем острове - там, где Петропавловская крепость ?.. Работы над изображением зайчика немного. Его, конечно, можно водрузить и на пьедестале из гранита, упрятав в укромное место на острове среди мрачных бастионов. Но я предлагаю зайца посадить на колени шемякинской скульптуры между безобразными крючьями - якобы руками - туда, куда ежедневно садится «интурист» и фотографируется на память о своем общении с градом Святого Петра. По радио все поют про Заячий остров - лучше бы делом занялись: памятником зайчику. (2)



Поздравительная открытка.
1900-е годы.

Откуда же в самом центре Санкт-Петербурга появился Заячий остров и что он там делает ?



Краевед Михаил Иванович Пыляев (1842-1899)

Незабвенный и приветливый историк двух столиц Михаил Иванович Пыляев в своем фундаментальном «Старом Петербурге» сообщает: «Островок, на котором Петр создал крепость, назывался Енисари, т.е. Заячий. Вместе с этим государь предназначил быть и городу на соседнем острове Койвисари (Березовом), а на другом острове Хервисари (Оленьем), где теперь биржа, воздвигнул батарею. Спустя год, на этом мысе, называемом «Стрелкою», были построены первые ветряные мельницы; и затем летом здесь сожигались увеселительные огни, или фейерверки». (3)



Строительство Петропавловской крепости
в начале XVIII столетия

В свою очередь, другой не менее знаменитый городской летописец Петр Николаевич Столпянский в работе «Петербург. Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх» 1918 года отмечал: «…ко времени переписной книги 1500 года вовсе не было реки Средней Невки, Малой Невки, Крестовки, Карповки и Ждановки, и дельта Невы состояла, действительно, из трех островов:
1) Сандуй - соединенные острова Крестовский, Елагин, Каменный,
2) Фомин остров - соединенные Аптекарский, Петровский острова и нынешняя Петербургская Сторона и
3) Васильев остров - нынешний Васильевский с Голодаем.
Все эти факты из истории самой дельты Невы подтверждают нашу догадку, что маленький Заячий островок, Енисари мог, действительно, быть оторванным каким-то геологическим переворотом от своей матери - Фомина острова».



Стрелка Петропавловской крепости

Таким образом, небольшой кусочек нынешней петербургской суши, «где был город заложен», - нынешний Заячий остров - стал ареной невиданных катаклизмов Природы. Он стал игрушкой в руках разрушительных землетрясений, будучи детищем неумолимых сдвигов «почвенных масс» и изменений геологической коры. В результате землетрясений, наводнений-потопов и разрушений нынешний Заячий остров отделился от Фомина острова - гигантского полуматерика, лежавшего к северу от него.
Как же на острове появились зайцы ? Возможно, они переправлялись вплавь на остров с «Большой Земли» ? А может быть, божьи зверюшки схоронились во время катаклизма в какой-нибудь теплой ямке-норушке, где спокойно пережили всю катастрофу ? Не исключена другая версия: какой-то древний допотопный чухонец из племени мазаев заботливо перевозил их на своем «утлом челне» - возможно, то был первый эколог, живший на территории современного Санкт-Петербурга ? К сожалению, имени его мы не знаем.
С Заячьим островом связано множество самых разных любопытных легенд, преданий и воспоминаний. Одна из них такова.



Закладка Санкт-Петербургской крепости Петром I в 1703 году.
Мифологическое изображение. Гравюра.

ТАЙНА ТОПОНИМА

ЗАЯЦ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДЕЛ
В ГРОЗНЫЕ ЦАРСКИЕ ОЧИ И ТРЕБОВАЛ МОРКОВКИ

Царь Петр постоянно бывал на острове, ибо интересовался ходом возведения Санкт-Петербургской крепости. Однажды, осматривая работы, он вдруг увидел выбежавшего на него большого белого зайца, который подскочил к его ботфорту и, встав на здание лапки, пристально поглядел в грозные царские очи.  Надо сказать, что перед этим Петр разнес в пух и прах строителей, распорядившись нещадно их наказать. От неожиданной встречи с зайцем грозный царь опешил. А тот, не понимая, что происходит в «человеческой жизни», когда ему надоело ждать, стал лапками стучать по царскому ботфорту, прося, по всей видимости, у Петра сочную морковку. Морковки, понятно, не было.  Как известно, рост царя превышал два метра, но Петр несмотря на это нагнулся, взял зайца в руки, погладил его и засунул к себе в ботфорт, а находившимся рядом с ним провинившимся и ожидавшим наказания строителям сказал:  - На сей раз прощаю. Смотрите же у меня ! Зайца отдам царевнам - пускай играют и кормят морковкой, не голодать же ему подле крепостных стен ! (4)



Петр I Великий на строительстве Петербурга.
Неизвестный художник. 1830-е годы.

На страницах газеты «Смена» 29 января 1999 года я предложил установить на Заячьем острове Памятник зайцу, изложив вышеприведенную легенду и поддержав инициативу Л.Парасона. (5)
Я предложил и возможный конкретный вариант внешнего вида нового монумента: на небольшом пьедестале устанавливается огромный, метра в три, каменный царский ботфорт, из которого вылезает наполовину «своего тела» заяц. Фигура зайца должна иметь мордочку, лапки и непременные длинные и торчащие уши. Если сам ботфорт - тело памятника - делается из разных сортов полированного гранита, то бюст зайца предлагалось отлить из металла, который необходимо обязательно посеребрить. Как тактично вписать в мемориальную композицию красную морковку, мы не знали, но ее наличие можно было опустить, ибо деталировка данного символа, который никогда не рос подле крепостных стен, даст измельчение монументальной пластики, возможно, внеся диссонанс в «композиционное единство».








Памятник Зайцу у Иоанновского моста.
Рисунки и эскиз архитектора Сергея Петченко. 2000 год.

Каблук и подошву самого полированного каменного ботфорта я предлагал выполнить из металла, который отметит изящность стежков суровой нити и сапожных гвоздей, с помощью которых крепилась эта нижняя часть обуви к кожаному голенищу. Известно также, что серно-кислые петербургские дожди делают свое черное дело, и через некоторое время серебряная поверхность скульптуры может потускнеть. Вот почему мною предлагалось при технологии изготовления заячьей скульптуры, водруженной на ботфорт, продумать состав покрытия: его можно было сделать из специальной нетускнеющей эмали. Здесь возникало поле для опытов, химикам - карты в руки.



Памятник Зайчику
на волнорезе Иоанновского моста

И вот 8 мая 2003 года, когда отмечалось 300-летие Санкт-Петербурга, на свае возле Иоанновского моста торжественно открыли небольшой, но всенародно любимый Памятник Зайцу Арсению - «герою Заячьего острова», на котором находится Петропавловская крепость, и где в 1703 году был заложен Санкт-Петербург. Автор модели Зайчика Арсения - петербургский скульптор Владимир Петровичев, вписал скульптуру в окружающее пространство архитектор Сергей Петченко. (6)



Западная оконечность Заячьего острова.
Фото 2000-х годов.

Создатели монумента значительно упростили предлагавшийся мною вариант, оставив лишь фигурку зайца, скрестившего лапки у пузка и высоко вверх приподнявшего длинные уши. Он смотрит вдаль и сидит на ледорезе.



Мощение западной оконечности Заячьего острова.
Фото 2008 года.

Иногда скульптуру называют «памятником Зайцу, спасшемуся от наводнения». У мемориального Зайца есть имя собственное - Арсений: это анаграмма финского эквивалента топонима «Заячий остров» «Енисари».
Скульптура находится на водной территории, подведомственной Мостотресту, который с энтузиазмом воспринял ее установку как элемент, безусловно украшающий и гуманизирующий всю окружающую градостроительную обстановку, которая усложнена пугающими бастионами Петропавловской крепости.



Заяц-наблюдатель.
Эскиз памятника для Петропавловской крепости.
Архитектор Денис Лаврентьев, скульптор Нина Спивак.
2008 года.

Памятник зайчику Арсению, спасающемуся от наводнения, стал в 2003 году символом Заячьего острова и очень полюбился ребятишкам и гостям нашего города: почти все, проходя по мосту, кидают ушастому зверьку монетки, чтобы еще раз побывать в этом чудесном петербургском месте. Однажды некий богатый гость (говорят, певец Томас Андерс), когда бросал монеты, уронил в воду у Зайца дорогущие часы, которые затем искали и нашли с помощью водолазов.



Зайцы устанавливают пушку.
Эскиз памятника для Петропавловской крепости.
Архитектор Денис Лаврентьев, скульптор Нина Спивак. 2008 года.

Однако были в истории небольшой скульптуры зверька и печальные моменты. В январе 2005 года он подвергся удару стихии: невиданное зимнее наводнение выворотило сваю моста, на которой был укреплен Арсений, и во избежание пропажи монумента сотрудники Музея истории Санкт-Петербурга демонтировали фигуру Зайца. При этом скульптуру уронили и отломали ей ушко. Владимиру Петровичеву удалось восстановить скульптуру Зайца у Иоанновского моста к празднику Дня города в мае 2005 года.



Сигнальная пушка у Елисеевского магазина.
Фото 1997 года.

В другой раз в Зайку врезался то ли катер, то ли скутер, и он утонул. К счастью, скульптура не пострадала, и через некоторое время зверёк вновь уверенно запрыгнул на свой необычный деревянный постамент. Надо также сказать большое спасибо охранникам Петропавловской крепости, которые каждый раз помогали спасать металлического зверька и бдительно охраняют его и сегодня.



Зайцы устанавливают пушку.
Эскиз памятника для Петропавловской крепости. План.
Архитектор Денис Лаврентьев, скульптор Нина Спивак. 2008 год.

Завод «Монументскульптура» обещал отлить у себя более прочную его копию - из бронзы, а не из более хрупкого силумина, как сейчас.
Столь замечательные, ласковые и добрые зверьки, как зайцы, давшие имя острову, по нашему мнению, должны быть отмечены еще одним памятником, который можно установить на западной оконечности Заячьего острова.



Памятник Заяцу на волнорезе у Иоанновского моста.
Фото 2003 года.

Небольшой памятник видится таким: игривые и деловые зайцы перетаскивают пушку, стоящую на лафете. Ведь несмотря на свое ласковое и вполне безобидное название Заячий остров долгое время был военной крепостью, ощетинившейся орудиями. Со времен императора Петра Великого здесь находятся бастионы, здесь хранили ядра и порох.



Декорации на западной оконечности Заячьего острова в день приема участников
XIII-го Санкт-Петербургского международного экономического форума.
Фото 2009 года.

Трудолюбивых бронзовых зайцев, перетаскивающих пушку, должно быть двенадцать - по числу месяцев в году и количеству знаков Зодиака. На орудие можно положить треуголку, напоминающую о далеком XVIII столетии, когда зайцы покинул свой остров, уступив его под застройку Петропавловской крепости.
Сегодня из крепостного орудия с одного из бастионов ежедневно стреляют в полдень. Новый памятник, центром композиции которого станет бронзовая пушка, которую пытаются установить и навести двенадцать зайцев, в теплое время года может использоваться в качестве оригинального фонтана, из которого всякий желающий будет палить водяным разрядом. Зимой выстрел можно будет производить холостым зарядом из конфетти, как это делали лет десять назад у «Елисеевского магазина» - пушкарь в пышном камзоле стрелял там каждый вечер ровно в 18.00.



У памятника Зайцу летом




Памятник «Зайцы устанавливают пушку» сразу же станет любимейшей достопримечательностью Санкт-Петербурга, рядом с которой будут обязательно фотографироваться «на память» не только жители города, но и туристы.




У памятника Зайцу зимой

Студент Академии художеств, будущий архитектор Денис Лаврентьев уже создал проект памятника. На эскизах изображены 13 зайцев: 12 тащат пушку, а 13-й наблюдает за ними. Студентка Академии - будущий скульптор Нина Спивак вылепила фигуру зайца-наблюдателя.
- Центром композиции должна стать бронзовая пушка, - рассказывают они. - Молодожены смогут палить из нее водным зарядом, подобно фонтану, или конфетти. К настоящей сигнальной пушке их ведь никто не пустит ! И все туристы будут знать, что в самом сердце Петербурга есть Заячий остров, где установлен памятник Зайчатам !

P.S.

Если городские власти из Смольного не захотят на радость горожанам, российским и зарубежным туристам, а также детям и молодоженам, устанавливать скульптурный памятник «Зайцы перетаскивают пушку» на западном побережье Заячьего острова, то вместо этого нужно настоятельно требовать и попросить у Музея истории города, расположенного в Петропавловской крепости, и его директора  Александра Николаевича Колякина подле безобразнейшей фигуры Шемячкина разбить грядку и засадить ее морковкой. Она может понадобиться, если на Заячьем острове случайно появятся проголодавшиеся зайцы !



Петербургский историк
Сергей Борисович Лебедев
с «монументом» Верной Вороне

ЧАСТЬ 2 читайте ЗДЕСЬ

Иоанновский мост, Томас Андерс, Заячий остров, Столпянский, 300-летие Санкт-Петербурга, Лев Парасон, памятник слону, Сергей Петченко, памятник зайцу, Шемякин, Петропавловская крепость, заяц Арсений, зайцы, «Монументскульптура», наводнения, Музей истории Санкт-Петербурга, Петр I, Владимир Петровичев, Нина Спивак, памятник Петру I, Михаил Пыляев, Сергей Лебедев, «Смена», памятники, Денис Лаврентьев

Previous post Next post
Up