Начало читайте
ЗДЕСЬПредыдущую часть см.
ЗДЕСЬ Сергей Лебедев
МАСОНЫ И ВОКРУГ НИХ
FREEMASONS AND THEIR BACKGROUND
Масоны и вокруг них
на страницах журнала «Море»
с 1901 по 1917 год.
Библиографический
аннотированный указатель.
Freemasons and their Background
on the pages of the magazine «Sea» from 1901-1917.
Bibliographical Annotation Directory.
Под редакцией Н.В.МАЗУРЕНКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ВОЛГОГРАД
SAINT-PETERSBURG - VOLGOGRAD
1994
1. Н.Л. Масонство и Французская революция. - Море и его жизнь. - 1905. - № 4. - С.81-88.
-изложение книги Мориса Тальмейера «Франкмасонство и Французская революция» («La franc-maçonnerie et la revolution Française»), изданной в Париже в начале 1904 года; М.Тальмейер также является автором книги «Картины к истории прошлого столетия» («Tableaux du siecle dernier»), одобренной Французской академией;
-разделы публикации: «Недостаточность общепринятых объяснений Французской революции», «Масонство в XVIII веке во Франции», «Иллюминизм», «Слияние иллюминизма с масонством», «Замечания по поводу сходства некоторых названий и символов», «Роль масонства во Французской революции», «Заключение»;
-с.81 - в ходе событий революции во Франции масонство «оказывается, в сущности, очень темным и непонятным явлением, которого до сих пор еще ни один историк не сумел объяснить»; в 1787 году во Франции насчитывалось 282 города, «имевших каждый постоянную масонскую ложу, в Париже их было 81, в Лионе - 16, в Бордо - 7, в Нанте - 5, в Тулузе - 10 и т. д.»; эти все ложи, «и не только французские, но и швейцарские, и бельгийские, находились под руководством одного и того же Великого Мастера»; в ложах состояли Мирабо, Дантон, Робеспьер, Марат, доктор Гильот (автор гильотины);
-с.83 - возникновение секты иллюминатов, основанной профессором права Ингольстадтского колледжа около 1776 года; в 1782 году этот профессор Вейсгаупт созвал в Вильгельмсбаде Всемирный Конгресс франкмасонов, где были делегаты от Фракции, Бельгии, Швеции, Италии, Англии;
-с.84-совпадения названий и символов масонов и Французской революции;
-с.85-революция не была стихийным стечением обстоятельств; заседания секретных комитетов, на которых бывал Мирабо; «Клуб Пропаганды», включавший герцога де ля Рошфуко, герцога д'Омона, Лафайета, Мирабо, Андриена Дюпора, Кондорсе, Робеспьера.
2. Г.Б. (Письма в редакцию). - Море и его жизнь. - 1905. - № 21. - С.394-397.
-по поводу статьи в № 4 журнала «Море» (см. 1905. - № 4. - С.81-88).
-автор письма указывает, что он поддерживает изложенный Н.Л. взгляд Мориса Тальмейера «на французскую революцию как на плод деятельности франкмасонских лож, которым иллюминизм Вейсгаупта дал направление республиканских клубов, имеющих целью повсеместное уничтожение всех государств и всех национальностей»; историки и печать замалчивают роль масонов в событиях революции во Франции; «замалчивание роли масонства французскими писателями объясняется, вероятно, их принадлежностью к тайному обществу, обеспечивающему им литературный успех… Но чем объяснить подобное же отношение к вопросу, имеющему для России в переживаемое время столь важный интерес, со стороны русской печати, так настойчиво требующей гласности в интересах обнаружения истины?»;
-с.396-397 - послесловие от редакции: «Вопрос о роли масонства, конечно, представляется весьма важным, но нельзя же все объяснить его влиянием. Сама деятельность масонов и успех ее задолго определяются благоприятными условиями. Раз отсутствуют порядок и благополучие, то непременно выделятся группы, желающие установить то и другое, и в этом отношении масонство имело для себя обширное поле деятельности во Франции, как имеет и теперь. Так же и у нас, постепенно и в разное время образовывались условия, благоприятные для деятельности тайных обществ, и тогда они развивались более или менее удачно. При известных обстоятельствах нет ничего удивительного, что некоторые лица подчиняют свою совесть масонству, лишь бы отстранить ближайшие беды, подобно тому, как в сказках продают душу, надеясь впоследствии отмыться…».
3. Н.Л. Франкмасонство как орудие английской внешней политики. - Море и его жизнь. - 1905. - № 33-34. - С.579-595; Отд. отт.
-пересказ анонимной работы, выпущенной во Франции в 1905 году, «Тайна франкмасонства» («Le Secret de la Franc-Maçonnerie»);
-разделы: «Введение»; «Происхождение и значение масонства согласно его собственным показаниям»; «Различные мнения о франкмасонстве»; «Более достоверные источники для сведений о масонстве»; «Отличительные черты масонства»; «Франсис Бэкон и Новая Атлантида»; «Начало франкмасонства в Англии»; «Распространение масонства вне Англии»; «Голландия»; «Швейцария»; «Испания и Португалия»; «Италия»; «Австрия»; «Швеция»; «Россия»; «Дания»; «Турция»; «Германия и иллюминизм Вейсгаупта»; «Франция. Масонство и Французская революция»; «Франкмасонство во Франции в период от Директории до Третьей Республики»; «Заключение»;
-литература и источники в подстрочнике на каждой странице;
-с.579 - автор отмечает: «Известно, что доминирующее и пагубное влияние масонства во Франции побудило в последнее время многих серьезных писателей этой страны заняться исследованием истории масонства»;
-с.580 - автор приходит к выводу: «Масонство было задумано и осуществлено английскими государственными людьми, которые в течение трех столетий пользуются им как орудием расширения и поддержки могущества Англии и ослабления и разрушения тех государств, которые служат ему преградами»; «Масонство - тайное общество, преследующее политические цели. Желая скрыть свои истинные назначения и цель и удовлетворить интерес, возбуждаемый им в обществе, оно многократно выступало с разъяснениями, давая о своем происхождении и назначении самые противоречивые и часто фантастические сведения, имеющие целью сбить с толку исследователей, стремящихся проникнуть в его тайну».
4. Н.Л. Еще о Французской революции (Библиографическая справка). - Море. - 1905. - № 48-49. - С.726-732.
-издание в Париже в 1892 году книги маркиза Коста-де-Борегара «Роман о роялисте периода Революции, воспоминания графа де Вирьё» («Le Roman d'un Royaliste sous la Revolution.
Souvenirs du comte de Virieux»); в основе ее лежат мемуары участников событий 1789 года графа де Вирьё и членов его семьи; граф в 23 года стал масоном, в Германии он знакомится с Вейсгауптом, главой иллюминатов; к ним принадлежали герцог Брауншвейгский, герцог Гессенский, наследник прусского престола Фридрих-Вильгельм; Конгресс 1782 года в Вильгельмсбаде, созванный Вейсгауптом; дело с ожерельем королевы Марии-Антуанетты и участие в нем герцога де Рогана и Калиостро; события во Франции между 1782 и 1789 годами, деятельность масонских лож; начало революции; попытки Вирьё спасти короля и его семью, неудача замысла, смерть графа.
5. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Траурная ложа у масонов. (К истории масонства в России). - Море. - 1906. - № 6. - С.205-211.
-Отд. отт.: /СПб., 1906/, 7 с;
-работа написана на материале рукописей Румянцевского музея;
-описание обряда по случаю кончины члена масонской ложи, так называемая «траурная ложа»; характер символической церемонии, масонские стихи, песни; символика траурной ложи: черный цвет одежды, черный флер на шляпах, черные чехлы на жертвеннике, столах, столбах, черный гроб, три зажженные свечи, пламень от спирта с благовониями, чаша с солью, ветвь акации, «орнаменты усопшего» (знаки масонские) на крышке гроба; «Слово» на кончину адмирала Самуила Карловича Грейга, скончавшегося 15 октября 1788 года, - мастера стула ложи «Нептун»;
-с.211 - «Примечание» от редакции: «Можно думать, что образование замкнутых морских союзов и кружков поведет к новому оживлению деятельности масонских лож»;
-Рецензия: Н.Л. О масонстве в России. - Море. - 1906. - № 7-8. - С.282-284.
6. Н.Л. О масонстве в России. - Море. - 1906. - № 7-8. - С.282-284.
-отклик на статью Тиры Соколовской «Траурная ложа у масонов. (К истории масонства в России)» (Море. - 1906. - № 6. - С.205-211);
-автор в противоположность Тире Соколовской отмечает: «Многочисленные труды как масонских, так и немасонских иностранных писателей XVIII и XIX столетий не оставляют никакого сомнения в том, что орден этот принимал и принимает деятельное участие в политике и играл преобладающую роль в государственных переворотах двух последних столетий»; масонские всемирные конгрессы; учения тамплиеров и розенкрейцеров и введение их в масонские ложи; статья основана прежде всего на публикациях Лео Таксиля (Leo Taxil) и близких ему по духу «разоблачителей масонства»: Баррюэля, Робинзона и других.
7. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонство в теории и в жизни. (К характеристике русского масонства XVIII века и начала XIX). - Море. - 1906. - № 11-12. - С. 392-397; № 13-14. - С.479-491.
-Отд. отт.: СПб., 1906, 18 с;
-нравственные идеалы масонства, его учение; декабрист Г.С.Батеньков, профессор М.Мудров (с 1822 года мастер стула ложи «Гиппократа», предполагаемой к открытию); А.И.Деденев, его ода и стихи на масонские темы (ложа «Елизаветы к Добродетели»); граф М.Ю.Виельгорский, писатель А.П.Степанов, С.С.Ланской, граф Л.К.Разумовский, живописец Олешкевич, сенатор И.В.Лопухин, Н.И.Новиков; члены кружка Шварца; князья К.Н.Трубецкой, Н.Н.Трубецкой, генерал-аншеф Ю.В.Долгорукий, М.М.Херасков, Тургенев; С.И.Гамалея, граф Чернышев; в публикации приведены отрывки масонских стихов, песен, од; рассматриваются сюжеты: масонская благотворительность и их участие в работе учебных заведений; покровительство масонами животных, в том числе и кошек; вводятся новые архивные рукописные материалы собрания Румянцевского музея.
8. М.С. (Письмо). К редакции. - Море. - 1906. - № 13-14. - С.491.
-«На днях я имел беседу с Алексеем Сергеевичем Сувориным. Коснувшись масонства, маститый журналист мне сказал, что, перебирая как-то груды писем к нему от разных лиц, он наткнулся на письмо к нему покойного профессора Владимира Сергеевича Соловьева, писанное в 1894 г. Владимир Соловьев, между прочим, приводил в письме слова своего отца, знаменитого историка Сергея Соловьева, который выражался: «Со времен Великой французской Республики история не делается сама собой; ее делают масоны, но русские масоны - самые наивные люди». Конечно, этот взгляд С. Соловьева передается много с десятых рук, и поэтому нельзя поручиться за то, что он сообщается с буквальною точностью. Но важен смысл этого взгляда. А по этому взгляду, русские масоны были людьми наивными, т. е. не занимались государственной политикой, а составляли нравственное братство. При этом наивностью по меньшей мере наивно называть таких благотворителей и высоко чутких людей, какими были, например, И.В.Лопухин, Гамалея и др., и о которых подробно излагается в статье Т.О.Соколовской «Масонство в теории и в жизни». Выражаясь точно, нужно про русское масонство сказать так: оно не было никогда орудием государственной политики»;
-[Б.П.]. От редакции: «Едва ли теперь существуют наивные люди, не сознающие различия между внешностью и внутренним содержанием масонства. Относящиеся сюда соображения вскоре будут напечатаны у нас».
9. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Патент на основание масонской ложи «Нептуна» в Кронштадте. (1779 г.). - Море. - 1906. - № 15. - С.518-519, илл.
-публикация документа от 12 сентября 1779 года за подписями князя Гавриила Гагарина («всея России великого мастера»), Георгия Дрозенберга («великого Национального Наместного мастера»), Алексея Сабурова (второго великого надзирателя), Ивана Бёбера (великого секретаря); документ представляет из себя патент, разрешающий открыть в Кронштадте ложу «Нептуна»;
-с.519 - Примечания редакции: «Ложа «Нептуна к Надежде» в 1817 году вошла в состав Великой Ложи Астрея, а указом императора Александра I графу Кочубею 12 августа 1822 г. закрыта вместе с другими русскими ложами. Причиной этому послужил доклад бывшего прусского министра Гаугвица (вышедшего из масонства) об опасности масонства. Влияние масонства сказывалось в России в позднейшее время и до последних дней. Есть основание думать, что оно проявлялось и по отношению флота. Восстановление ложи «Нептуна», под прикрытием замкнутого союза, о возможности чего у нас сообщалось, при отсутствии воплощения Астреи, конечно, затруднится».
10. Н.Л. В чем заключается истинное масонство? - Море. - 1906. - № 16-17. - С.548-554.
-Отклик на статьи в журнале «Море» Т. О. Соколовской о масонстве, с оценкой которого автор не согласен; происхождение масонства, разные точки зрения об этом: от Адама, от пифагорейцев, от эссеев, от построения Храма Соломона, от Ордена Рыцарей Храма; начало масонства в Англии в 1717 году; ремесленный союз каменщиков, превратившийся в философско-мистическое общество; роль в этом сочинений Комения (Каменского), Бэкона, Дюпюи и собраний розенкрейцеров; роль масонов в событиях Французской революции; масонство и его запрещение Александром I в России; масонство во Франции, Англии, Швейцарии, Америке; автор делает упор на «политическую роль масонства в мировой истории двух последних столетий»; проблема трех первых, иоанновских, степеней и степеней высоких; иллюминаты и масонство; разрыв между Великим Востоком Франции и английским масонством «на почве внутренних обрядовых несогласий»; автор ссылается на работы Лео Таксиля и Доменика Марджиотта; «Тайна - вот, по нашему мнению, самая опасная и отрицательная сторона масонства, которую с гораздо большим основанием можно поставить ему в упрек, чем склонность к обрядности и символике… Тайна, составляющая сущность масонства, заставляет относиться к нему с недоверием даже там, где оно проявляется, при поверхностном взгляде, только с хорошей стороны, как, например, в России»; «Мы гораздо более склонны предполагать, что грандиозная политическая организация, какою является масонство, имела в виду вовлечь и Россию в сферу своего политического влияния, пользуясь, посредством тайны, ее окружающей, безупречною репутацией некоторых масонов для прикрытия своих истинных целей».
11. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонство и Великая Французская революция. - Море. - 1906. - № 21 22. - С.772-775.
-рецензия на публикацию 1906 года в мартовских книжках «Русской старины» и «Русского вестника» в пересказе работы М. Тальмейера «Франкмасонство и Французская революция» («Lafranc-maçonnerie et la revolution française», 1904 г.); пересказ ее был и в журнале «Море и его жизнь» (1905, № 4); критический разбор этой работы; проблема связей масонства с розенкрейцерами и иллюминатством; «Замечу еще, что ни розенкрейцерство, ни возникшее для борьбы с ним иллюминатство не есть чистое масонство. Последнее желало достигнуть всеобщего блаженства на земле постепенным усовершенствованием каждой отдельной личности; розенкрейцеры и иллюминаты, каждые по-своему желая добиться земного Эдема, приняли за девиз иезуитское правило цели, оправдывающей средства, и действительно, для достижения ее они не останавливались в нерешительности при выборе тех или других средств. Основные законы масонского ордена запрещали вмешиваться в политику. Однако во Франции в конце XVIII века и в XIX столетии, во время крупных социальных переворотов, масоны не оставались праздными зрителями совершавшихся на их глазах великих событий, как бы игнорируя свои законы, и если нельзя утверждать с положительностью, как это делает с достохвальным рвением Тальмейер, что именно масоны явились творцами Французской революции, то нужно во всяком случае установить, что они относились к революционным движениям с сочувствием»; сочувствие Великого Востока Франции революции 1848 года.
12. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Иоаннов день - масонский праздник. - Море. - 1906. - № 23-24. - С.846-863.
-24 июня - день Святого Иоанна Крестителя (Летний Иоаннов день, или день Иоанна Предтечи) - главный и общемасонский праздник; Святой Иоанн почитался покровителем ордена франкмасонов, он - «указатель пути к истине, верный путеводитель к свету»; иоанновские степени: ученика, товарища, мастера; выдержки из переписки масонов графа М.Ю.Виельгорского, С.С.Ланского; отрывки из масонских песен, речей, стихов П.Голенищева-Кутузова; церемониал «обряда торжествования ложи Иоанна», ложи «Нептуна» (1779 г.) и ложи «Нептуна» (нач. XIX в.); праздник отмечался ложами: «Великая директориальная ложа Владимира к Порядку», «Петра к Правде (Истине)», «Великая Ложа Астреи», «Елизаветы», «Умирающего Сфинкса»; упоминаются И.П.Елагин, Е.Е.Эллизен, князь Гагарин, Лабзин; «Петр Великий с Лефортом были посвящены в Орден Храма»; апостол Андрей и орден Святого Андрея, Андреевский флаг; ритуал дня Иоанна; богослужение в церкви; орденские одежды, украшения; масонские гимны, стихи, характер пения; процессия масонская; масонская цепь; речи в ложе; Иоанновский червонец, кружка для бедных; публикация опирается на материалы масонских архивов Румянцевского музея.
13. Н.Л. Измена в королевской династии. (Справка из Истории Франции). - Море. - 1906. - № 25-26. - С.890-899.
-семейные противоречия внутри французского королевского дома - один из факторов, вызвавших в конце XVIII века падение монархии во Франции; возобновление при Людовике XIV тайного общества Новых Рыцарей Храма - «Малое Воскресение Храмовников»; изгнание Людовиком XIV этого общества из королевского двора; его состав: герцог Грамон, маркиз де Биран, граф Таллар; в 1705 году Филипп, герцог Орлеанский, собрал остатки членов общества, «которое отказалось от своей первоначальной цели для политики»; подделка иезуитом Боннани списка «великих мастеров Рыцарей Храма после Молэ, начиная с его непосредственного преемника, Лармения»; были подделаны и протоколы прений мнимых собраний храмовников; поездка новых французских тамплиеров в Лиссабон, где действовал орден Рыцарей Храма; здесь французов разоблачили, но общество продолжало существовать до Французской революции, возможно, это было Общество Бычачьей Головы (закрылось в 1792 г.); смерть великого мастера де-Коссе-Бриссака, возобновление ордена под руководством франкмасона Фабрэ-де-Палапра при участии доктора Ледрю; появление при участии братьев Фабрэ, Арваля и Леблона «драгоценных святынь»: меча, митры и шлема Молэ, а также остатков «костей» Молэ с могильного костра; орден Новых Рыцарей Храма существовал при Людовике XIV и продолжал существовать при регентстве Филиппа II Орлеанского, являвшегося главой тайного общества, которое слилось затем с франкмасонами; «Петр Великий посетил Париж в 1717 году, т. е. именно во время регентства Филиппа II Орлеанского. Когда говорят о масонском предании, будто император Петр Алексеевич был посвящен в Рыцари Храма, то разумеют, вероятно, орден «Малого Воскресения Храмовников»; роль Филиппа II Орлеанского и Филиппа Эгалите - прямого участника революции 1789 года - в падении династии Бурбонов; регентство Карла Бурбонского (1723-1726 гг.), «масона и друга Англии»; Филипп II Орлеанский - член секты янсенистов; при нем появились во Франции первые масонские ложи (1721 г.); орден Новых Рыцарей Храма - предтеча английского масонства до учреждения масонских лож во Франции; Филипп Эгалите (род. в 1747 г.) - Людовик Филипп Жозеф, герцог Орлеанский (правнук Филиппа II Орлеанского и отец французского короля Людовика Филиппа) - сначала носил титул герцога де-Монпансье, с 1752 г. - герцога Шартрского, а затем титул герцога Орлеанского; он с 1772 года (5 апреля) был гроссмейстером всех франкмасонских лож Франции; участие герцога Орлеанского в событиях 1789 года в Париже, его связи с Дантоном, Неккером, Камилем Демуленом, Мирабо; степень рыцаря Кадош, обряд этой степени; казнь Филиппа Эгалите по решению Комитета народного спасения на эшафоте.
14. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Еще к вопросу о масонстве во время Французской революции. (Письмо в редакцию). - Море. - 1906. - № 31-32. - С.1125- 1129.
-отклик на предыдущую статью;
-о масонстве во Франции в XVIII веке; 8 августа 1793 года Великий Восток объявил своим ложам о сложении великим мастером герцогом Орлеанским своего звания; он отрекся от него 24 февраля 1793 года; «Масонские общества, бесспорно, подготовили почву для развития Французской революции: они способствовали развитию и распространению идей о человеческом достоинстве в каждом человеке, о братстве и равенстве, они подтачивали привычку слепого повиновения властям, являвшимся лишь ставленниками Великого Архитектора Миров и ответственным пред ним за свои деяния; они обличали нравы растлевшего общества, разжигали умы, волновали мысль. Не будучи активными творцами и деятелями революции, масоны солидарны с нею в своих воззрениях»;
-с.1127-1129 - «Примечания редакции» - публикация письма Н.Л. о причине казни Филиппа Орлеанского, отношение масонства к политике и «вероисповедным делам».
15. СОКОЛОВСКАЯ Тира. К масонству в прежнем русском флоте. (Исторический набросок). - Море. - 1906. - № 36. - С.2083-2086.
-масонство на флоте при Александре I; о ложе «Нептуна к Надежде» в Кронштадте (осн. в 1813 г.); список моряков-членов в 1820-1821 годах, ее связи с Семеновской историей (1820 г.); наблюдение за ложей полиции по настоянию Александра I в 1820-1822 годах; ложи в сухопутных войсках; ложа «Георгия Победоносца»; масонство Поздеева, Гамалеи, Павла Голенищева-Кутузова, Ланского, Виельгорского, графа Федора Толстого; моряки в различных ложах начала XIX века: в «Великой Ложе Астрея», ложе «Нептуна» (1779 г.); ложа «Нептуна» в Москве (нач. XIX в.).
16. СОКОЛОВСКАЯ Тира. О масонстве в прежнем русском флоте. - Море. - 1907. - № 8. - С.216-253.
-Отд. отт.: СПб., (1907), 39 с;
-масоны во времена Петра I, Елизаветы, Екатерины II, Павла I, Александра I; публикация документов: бумаги и списки ложи «Трех Секир», «Нептуна» (1779), «Нептуна к Надежде» (1813), другие материалы лож; моряки русского флота в ложах; ложи иоанновские, андреевские; различные системы масонства; благотворительность масонов в александровское время; гонения на масонов и запрещение их деятельности; работа написана на материалах рукописного отдела Московского Румянцевского музея, Рукописного собрания Публичной библиотеки, Общества любителей древней письменности.
17. Н.Б. Значение франкмасонства для флота. - Море. - 1907. - № 11-12. - С.312-327, илл.
-Отд. отт.: СПб., (1907), 16 с;
-масонство как «политическая организация» получила начало в Англии в XVII веке, у истоков ее стояли Елиа Ашмол (Эшмоул) и Бэкон, вступившие в один из кружков строителей; Хирам, символика и обрядность масонов, степени; масонство, иллюминаты и мартинисты; масоны при Петре I проникли в Россию; запрещение лож в 1822 году; «в современной масонской литературе имеются указания на изолированные и потаенные ложи в России»; масонство и русско-японская война; «влияние масонства, широко распространившегося в России», на русский флот; С.К.Грейг, кончина императора и генерал-адмирала Павла I и масонство; ложа «Нептуна к Надежде» в Кронштадте, масоны в Кронштадте в 1860-х годах; масоны и английское влияние в России; масонство и Французская революция; Пруссия; масоны влияют на младотурок, на страны Скандинавского полуострова; деятельность масонов в Персии, Афганистане, Японии, во Франции, в Соединенных Штатах Америки, в Египте, на Балканах; масоны и финансовые круги; «некоторые полагают, что для борьбы с масонством необходимо учредить также тайные общества, но это совершенно напрасно: никакое тайное общество не может принести в этом случае пользы, так как более опытная старинная организация франкмасонства непременно проведет в него своих людей и сумеет парализовать противников в их же собственном кругу. Борьба франкмасонов с иезуитами дает этому разительный пример, так как, в лучшем случае, приводит к распределению сфер влияния».
18. СОКОЛОВСКАЯ Тира. К истории масонства в России. - Море. - 1907. - № 11-12. - С.368-369.
-о публикациях в журнале «Русская старина» (1907, № 3), о ложе «Астрея», о ложах в Литве («Литовской Провинциальной ложе», «Славянского Орла» и «Доброго Пастыря»); варшавский «Великий Восток»; о масонстве императора Александра I.
19. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонские ковры. (Страничка из истории масонской символики). - Море. - 1907. - № 13-14. - С.417-434, илл.
-Отд. отт.: (СПб., 1907), 18 с, илл.;
-расшифровка символов и знаков, обрядность в ложах; масонские ритуалы; ковры и их функция в ложе; характер рисунка ковра, символика изображения предметов на ковре, надписи на ковре; отрывки из стихов и песен; легенда об Адонираме (Гираме); ковры различных степеней посвящения; четыре рисунка масонских ковров и их объяснение; изготовление ковров; убранство лож; ученические, товарищеские, мастерские ковры; изображения на них: лопатки, молотки, лестницы, мозаичный пол, столбы, «дикий камень», кубический камень, треугольник венерабля, отвес первого сюрвельяна, перпендикуляр второго сюрвельяна, место для метра, окно, солнце, луна, семисвечник, стена шиповатая, звезда пламенеющая, угольник, линия, циркуль, слезы, гроб, подсвечник, алтарь с престолом.
Окончание читайте
ЗДЕСЬ