Историк Сергей Лебедев: МАСОНЫ И ВОКРУГ НИХ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «МОРЕ» 1901-1917 Текст (Начало).

Jul 03, 2014 18:22


Начало читайте ЗДЕСЬ
Предыдущую часть см. ЗДЕСЬ

Сергей Лебедев

МАСОНЫ И ВОКРУГ НИХ
FREEMASONS AND THEIR BACKGROUND

Масоны и вокруг них
на страницах журнала «Море»
с 1901 по 1917 год.

Библиографический
аннотированный указатель.

Freemasons and their Background
on the pages of the magazine «Sea» from 1901-1917.

Bibliographical Annotation Directory.

Под редакцией Н.В.МАЗУРЕНКО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ВОЛГОГРАД

SAINT-PETERSBURG - VOLGOGRAD
1994

1. Н.Л. Масонство и Французская революция. - Море и его жизнь. - 1905. - № 4. - С.81-88.
-изложение книги Мориса Тальмейера «Франкма​сонство и Французская революция» («La franc-maçonnerie et la revolution Française»), изданной в Па​риже в начале 1904 года; М.Тальмейер также является автором книги «Картины к истории прошлого столе​тия» («Tableaux du siecle dernier»), одобренной Фран​цузской академией;
-разделы публикации: «Недостаточность общепри​нятых объяснений Французской революции», «Масон​ство в XVIII веке во Франции», «Иллюминизм», «Сли​яние иллюминизма с масонством», «Замечания по по​воду сходства некоторых названий и символов», «Роль масонства во Французской революции», «Заключе​ние»;
-с.81 - в ходе событий революции во Франции ма​сонство «оказывается, в сущности, очень темным и непонятным явлением, которого до сих пор еще ни один историк не сумел объяснить»; в 1787 году во Франции насчитывалось 282 города, «имевших каж​дый постоянную масонскую ложу, в Париже их было 81, в Лионе - 16, в Бордо - 7, в Нанте - 5, в Тулузе - 10 и т. д.»; эти все ложи, «и не только французские, но и швейцарские, и бельгийские, находились под руковод​ством одного и того же Великого Мастера»; в ложах состояли Мирабо, Дантон, Робеспьер, Марат, доктор Гильот (автор гильотины);
-с.83 - возникновение секты иллюминатов, осно​ванной профессором права Ингольстадтского коллед​жа около 1776 года; в 1782 году этот профессор Вейсгаупт созвал в Вильгельмсбаде Всемирный Конгресс франкмасонов, где были делегаты от Фракции, Бель​гии, Швеции, Италии, Англии;
-с.84-совпадения названий и символов масонов и Французской революции;
-с.85-революция не была стихийным стечением обстоятельств; заседания секретных комитетов, на ко​торых бывал Мирабо; «Клуб Пропаганды», включав​ший герцога де ля Рошфуко, герцога д'Омона, Лафайета, Мирабо, Андриена Дюпора, Кондорсе, Робес​пьера.



2. Г.Б. (Письма в редакцию). - Море и его жизнь. - 1905. - № 21. - С.394-397.
-по поводу статьи в № 4 журнала «Море» (см. 1905. - № 4. - С.81-88).
-автор письма указывает, что он поддерживает из​ложенный Н.Л. взгляд Мориса Тальмейера «на фран​цузскую революцию как на плод деятельности франк​масонских лож, которым иллюминизм Вейсгаупта дал направление республиканских клубов, имеющих целью повсеместное уничтожение всех государств и всех национальностей»; историки и печать замалчива​ют роль масонов в событиях революции во Франции; «замалчивание роли масонства французскими писате​лями объясняется, вероятно, их принадлежностью к тайному обществу, обеспечивающему им литератур​ный успех… Но чем объяснить подобное же отноше​ние к вопросу, имеющему для России в переживаемое время столь важный интерес, со стороны русской пе​чати, так настойчиво требующей гласности в интере​сах обнаружения истины?»;
-с.396-397 - послесловие от редакции: «Вопрос о роли масонства, конечно, представляется весьма важ​ным, но нельзя же все объяснить его влиянием. Сама деятельность масонов и успех ее задолго определяются благоприятными условиями. Раз отсутствуют порядок и благополучие, то непременно выделятся группы, же​лающие установить то и другое, и в этом отношении масонство имело для себя обширное поле деятельно​сти во Франции, как имеет и теперь. Так же и у нас, постепенно и в разное время образовывались условия, благоприятные для деятельности тайных обществ, и тогда они развивались более или менее удачно. При известных обстоятельствах нет ничего удивительного, что некоторые лица подчиняют свою совесть масон​ству, лишь бы отстранить ближайшие беды, подобно тому, как в сказках продают душу, надеясь впоследст​вии отмыться…».

3. Н.Л. Франкмасонство как орудие английской внешней политики. - Море и его жизнь. - 1905. - № 33-34. - С.579-595; Отд. отт.
-пересказ анонимной работы, выпущенной во Франции в 1905 году, «Тайна франкмасонства» («Le Secret de la Franc-Maçonnerie»);
-разделы: «Введение»; «Происхождение и значение масонства согласно его собственным показаниям»; «Различные мнения о франкмасонстве»; «Более досто​верные источники для сведений о масонстве»; «Отли​чительные черты масонства»; «Франсис Бэкон и Но​вая Атлантида»; «Начало франкмасонства в Англии»; «Распространение масонства вне Англии»; «Голлан​дия»; «Швейцария»; «Испания и Португалия»; «Ита​лия»; «Австрия»; «Швеция»; «Россия»; «Дания»; «Тур​ция»; «Германия и иллюминизм Вейсгаупта»; «Фран​ция. Масонство и Французская революция»; «Франкмасонство во Франции в период от Директо​рии до Третьей Республики»; «Заключение»;
-литература и источники в подстрочнике на каждой странице;
-с.579 - автор отмечает: «Известно, что доминиру​ющее и пагубное влияние масонства во Франции по​будило в последнее время многих серьезных писателей этой страны заняться исследованием истории масон​ства»;
-с.580 - автор приходит к выводу: «Масонство бы​ло задумано и осуществлено английскими государст​венными людьми, которые в течение трех столетий пользуются им как орудием расширения и поддержки могущества Англии и ослабления и разрушения тех го​сударств, которые служат ему преградами»; «Масон​ство - тайное общество, преследующее политические цели. Желая скрыть свои истинные назначения и цель и удовлетворить интерес, возбуждаемый им в обще​стве, оно многократно выступало с разъяснениями, давая о своем происхождении и назначении самые противоречивые и часто фантастические сведения, имеющие целью сбить с толку исследователей, стремя​щихся проникнуть в его тайну».

4. Н.Л. Еще о Французской революции (Библио­графическая справка). - Море. - 1905. - № 48-49. - С.726-732.
-издание в Париже в 1892 году книги маркиза Коста-де-Борегара «Роман о роялисте периода Революции, воспоминания графа де Вирьё» («Le Roman d'un Royaliste sous la Revolution.
Souvenirs du comte de Virieux»); в основе ее лежат мемуары участников собы­тий 1789 года графа де Вирьё и членов его семьи; граф в 23 года стал масоном, в Германии он знакомится с Вейсгауптом, главой иллюминатов; к ним принадлежа­ли герцог Брауншвейгский, герцог Гессенский, на­следник прусского престола Фридрих-Вильгельм; Кон­гресс 1782 года в Вильгельмсбаде, созванный Вейсгауптом; дело с ожерельем королевы Марии-Антуанетты и участие в нем герцога де Рогана и Калиостро; собы­тия во Франции между 1782 и 1789 годами, деятель­ность масонских лож; начало революции; попытки Вирьё спасти короля и его семью, неудача замысла, смерть графа.

5. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Траурная ложа у масо­нов. (К истории масонства в России). - Море. - 1906. - № 6. - С.205-211.
-Отд. отт.: /СПб., 1906/, 7 с;
-работа написана на материале рукописей Румянцевского музея;
-описание обряда по случаю кончины члена масон­ской ложи, так называемая «траурная ложа»; характер символической церемонии, масонские стихи, песни; символика траурной ложи: черный цвет одежды, чер­ный флер на шляпах, черные чехлы на жертвеннике, столах, столбах, черный гроб, три зажженные свечи, пламень от спирта с благовониями, чаша с солью, ветвь акации, «орнаменты усопшего» (знаки масон­ские) на крышке гроба; «Слово» на кончину адмирала Самуила Карловича Грейга, скончавшегося 15 октября 1788 года, - мастера стула ложи «Нептун»;
-с.211 - «Примечание» от редакции: «Можно ду­мать, что образование замкнутых морских союзов и кружков поведет к новому оживлению деятельности масонских лож»;
-Рецензия: Н.Л. О масонстве в России. - Море. - 1906. - № 7-8. - С.282-284.

6. Н.Л. О масонстве в России. - Море. - 1906. - № 7-8. - С.282-284.
-отклик на статью Тиры Соколовской «Траурная ложа у масонов. (К истории масонства в России)» (Море. - 1906. - № 6. - С.205-211);
-автор в противоположность Тире Соколовской от­мечает: «Многочисленные труды как масонских, так и немасонских иностранных писателей XVIII и XIX сто­летий не оставляют никакого сомнения в том, что ор­ден этот принимал и принимает деятельное участие в политике и играл преобладающую роль в государст­венных переворотах двух последних столетий»; масон­ские всемирные конгрессы; учения тамплиеров и розенкрейцеров и введение их в масонские ложи; статья основана прежде всего на публикациях Лео Таксиля (Leo Taxil) и близких ему по духу «разоблачи­телей масонства»: Баррюэля, Робинзона и других.

7. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонство в теории и в жизни. (К характеристике русского масонства XVIII ве­ка и начала XIX). - Море. - 1906. - № 11-12. - С. 392-397; № 13-14. - С.479-491.
-Отд. отт.: СПб., 1906, 18 с;
-нравственные идеалы масонства, его учение; декаб­рист Г.С.Батеньков, профессор М.Мудров (с 1822 года мастер стула ложи «Гиппократа», предполагаемой к открытию); А.И.Деденев, его ода и стихи на масон­ские темы (ложа «Елизаветы к Добродетели»); граф М.Ю.Виельгорский, писатель А.П.Степанов, С.С.Ланской, граф Л.К.Разумовский, живописец Олешкевич, сенатор И.В.Лопухин, Н.И.Новиков; члены кружка Шварца; князья К.Н.Трубецкой, Н.Н.Тру­бецкой, генерал-аншеф Ю.В.Долгорукий, М.М.Хе­расков, Тургенев; С.И.Гамалея, граф Чернышев; в публикации приведены отрывки масонских стихов, пе­сен, од; рассматриваются сюжеты: масонская благо­творительность и их участие в работе учебных заведе­ний; покровительство масонами животных, в том чис­ле и кошек; вводятся новые архивные рукописные материалы собрания Румянцевского музея.

8. М.С. (Письмо). К редакции. - Море. - 1906. - № 13-14. - С.491.
-«На днях я имел беседу с Алексеем Сергеевичем Сувориным. Коснувшись масонства, маститый журна­лист мне сказал, что, перебирая как-то груды писем к нему от разных лиц, он наткнулся на письмо к нему покойного профессора Владимира Сергеевича Соловь­ева, писанное в 1894 г. Владимир Соловьев, между прочим, приводил в письме слова своего отца, знаме­нитого историка Сергея Соловьева, который выражался: «Со времен Великой французской Республики ис­тория не делается сама собой; ее делают масоны, но русские масоны - самые наивные люди». Конечно, этот взгляд С. Соловьева передается много с десятых рук, и поэтому нельзя поручиться за то, что он сооб­щается с буквальною точностью. Но важен смысл это­го взгляда. А по этому взгляду, русские масоны были людьми наивными, т. е. не занимались государствен­ной политикой, а составляли нравственное братство. При этом наивностью по меньшей мере наивно назы­вать таких благотворителей и высоко чутких людей, ка­кими были, например, И.В.Лопухин, Гамалея и др., и о которых подробно излагается в статье Т.О.Соко­ловской «Масонство в теории и в жизни». Выражаясь точно, нужно про русское масонство сказать так: оно не было никогда орудием государственной политики»;
-[Б.П.]. От редакции: «Едва ли теперь существуют на­ивные люди, не сознающие различия между внешностью и внутренним содержанием масонства. Относящиеся сюда соображения вскоре будут напечатаны у нас».

9. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Патент на основание масонской ложи «Нептуна» в Кронштадте. (1779 г.). - Море. - 1906. - № 15. - С.518-519, илл.
-публикация документа от 12 сентября 1779 года за подписями князя Гавриила Гагарина («всея России ве­ликого мастера»), Георгия Дрозенберга («великого На­ционального Наместного мастера»), Алексея Сабурова (второго великого надзирателя), Ивана Бёбера (вели­кого секретаря); документ представляет из себя па­тент, разрешающий открыть в Кронштадте ложу «Не­птуна»;
-с.519 - Примечания редакции: «Ложа «Нептуна к Надежде» в 1817 году вошла в состав Великой Ложи Астрея, а указом императора Александра I графу Ко­чубею 12 августа 1822 г. закрыта вместе с другими рус­скими ложами. Причиной этому послужил доклад бывшего прусского министра Гаугвица (вышедшего из масонства) об опасности масонства. Влияние масон­ства сказывалось в России в позднейшее время и до последних дней. Есть основание думать, что оно про­являлось и по отношению флота. Восстановление ло­жи «Нептуна», под прикрытием замкнутого союза, о возможности чего у нас сообщалось, при отсутствии воплощения Астреи, конечно, затруднится».

10. Н.Л. В чем заключается истинное масон­ство? - Море. - 1906. - № 16-17. - С.548-554.
-Отклик на статьи в журнале «Море» Т. О. Соколов­ской о масонстве, с оценкой которого автор не согла­сен; происхождение масонства, разные точки зрения об этом: от Адама, от пифагорейцев, от эссеев, от по­строения Храма Соломона, от Ордена Рыцарей Храма; начало масонства в Англии в 1717 году; ремесленный союз каменщиков, превратившийся в философско-ми­стическое общество; роль в этом сочинений Комения (Каменского), Бэкона, Дюпюи и собраний розенкрейцеров; роль масонов в событиях Француз­ской революции; масонство и его запрещение Александ­ром I в России; масонство во Франции, Англии, Швей­царии, Америке; автор делает упор на «политическую роль масонства в мировой истории двух последних сто­летий»; проблема трех первых, иоанновских, степеней и степеней высоких; иллюминаты и масонство; разрыв между Великим Востоком Франции и английским ма­сонством «на почве внутренних обрядовых несогласий»; автор ссылается на работы Лео Таксиля и Доменика Марджиотта; «Тайна - вот, по нашему мнению, самая опасная и отрицательная сторона масонства, которую с гораздо большим основанием можно поставить ему в упрек, чем склонность к обрядности и символике… Тай­на, составляющая сущность масонства, заставляет отно­ситься к нему с недоверием даже там, где оно проявля­ется, при поверхностном взгляде, только с хорошей сто­роны, как, например, в России»; «Мы гораздо более склонны предполагать, что грандиозная политическая организация, какою является масонство, имела в виду вовлечь и Россию в сферу своего политического влияния, пользуясь, посредством тайны, ее окружающей, безупреч­ною репутацией некоторых масонов для прикрытия своих истинных целей».

11. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонство и Великая Французская революция. - Море. - 1906. - № 21 22. - С.772-775.
-рецензия на публикацию 1906 года в мартовских книжках «Русской старины» и «Русского вестника» в пересказе работы М. Тальмейера «Франкмасонство и Французская революция» («Lafranc-maçonnerie et la revolution française», 1904 г.); пересказ ее был и в жур­нале «Море и его жизнь» (1905, № 4); критический разбор этой работы; проблема связей масонства с розенкрейцерами и иллюминатством; «За­мечу еще, что ни розенкрейцерство, ни возникшее для борьбы с ним иллюминатство не есть чистое масон­ство. Последнее желало достигнуть всеобщего блажен­ства на земле постепенным усовершенствованием каж­дой отдельной личности; розенкрейцеры и иллюмина­ты, каждые по-своему желая добиться земного Эдема, приняли за девиз иезуитское правило цели, оправды­вающей средства, и действительно, для достижения ее они не останавливались в нерешительности при выбо­ре тех или других средств. Основные законы масон­ского ордена запрещали вмешиваться в политику. Од­нако во Франции в конце XVIII века и в XIX столе­тии, во время крупных социальных переворотов, масоны не оставались праздными зрителями совер­шавшихся на их глазах великих событий, как бы игно­рируя свои законы, и если нельзя утверждать с поло­жительностью, как это делает с достохвальным рвени­ем Тальмейер, что именно масоны явились творцами Французской революции, то нужно во всяком случае установить, что они относились к революционным движениям с сочувствием»; сочувствие Великого Вос­тока Франции революции 1848 года.

12. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Иоаннов день - ма­сонский праздник. - Море. - 1906. - № 23-24. - С.846-863.
-24 июня - день Святого Иоанна Крестителя (Лет­ний Иоаннов день, или день Иоанна Предтечи) - главный и общемасонский праздник; Святой Иоанн почитался покровителем ордена франкмасонов, он - «указатель пути к истине, верный путеводитель к све­ту»; иоанновские степени: ученика, товарища, масте­ра; выдержки из переписки масонов графа М.Ю.Виельгорского, С.С.Ланского; отрывки из масонских песен, речей, стихов П.Голенищева-Кутузова; цере­мониал «обряда торжествования ложи Иоанна», ложи «Нептуна» (1779 г.) и ложи «Нептуна» (нач. XIX в.); праздник отмечался ложами: «Великая директориальная ложа Владимира к Порядку», «Петра к Правде (Истине)», «Великая Ложа Астреи», «Елизаветы», «Умирающего Сфинкса»; упоминаются И.П.Елагин, Е.Е.Эллизен, князь Гагарин, Лабзин; «Петр Великий с Лефортом были посвящены в Орден Храма»; апостол Андрей и орден Святого Андрея, Андреевский флаг; ритуал дня Иоанна; богослужение в церкви; орденские одежды, украшения; масонские гимны, стихи, харак­тер пения; процессия масонская; масонская цепь; ре­чи в ложе; Иоанновский червонец, кружка для бед­ных; публикация опирается на материалы масонских архивов Румянцевского музея.

13. Н.Л. Измена в королевской династии. (Справ­ка из Истории Франции). - Море. - 1906. - № 25-26. - С.890-899.
-семейные противоречия внутри французского ко­ролевского дома - один из факторов, вызвавших в конце XVIII века падение монархии во Франции; воз­обновление при Людовике XIV тайного общества Но­вых Рыцарей Храма - «Малое Воскресение Храмов­ников»; изгнание Людовиком XIV этого общества из королевского двора; его состав: герцог Грамон, маркиз де Биран, граф Таллар; в 1705 году Филипп, герцог Орлеанский, собрал остатки членов общества, «кото­рое отказалось от своей первоначальной цели для по­литики»; подделка иезуитом Боннани списка «великих мастеров Рыцарей Храма после Молэ, начиная с его непосредственного преемника, Лармения»; были под­деланы и протоколы прений мнимых собраний хра­мовников; поездка новых французских тамплиеров в Лиссабон, где действовал орден Рыцарей Храма; здесь французов разоблачили, но общество продолжало су­ществовать до Французской революции, возможно, это было Общество Бычачьей Головы (закрылось в 1792 г.); смерть великого мастера де-Коссе-Бриссака, возобновление ордена под руководством франкмасона Фабрэ-де-Палапра при участии доктора Ледрю; появ­ление при участии братьев Фабрэ, Арваля и Леблона «драгоценных святынь»: меча, митры и шлема Молэ, а также остатков «костей» Молэ с могильного костра; орден Новых Рыцарей Храма существовал при Людо­вике XIV и продолжал существовать при регентстве Филиппа II Орлеанского, являвшегося главой тайного общества, которое слилось затем с франкмасонами; «Петр Великий посетил Париж в 1717 году, т. е. имен­но во время регентства Филиппа II Орлеанского. Ког­да говорят о масонском предании, будто император Петр Алексеевич был посвящен в Рыцари Храма, то разумеют, вероятно, орден «Малого Воскресения Храмовников»; роль Филиппа II Орлеанского и Филиппа Эгалите - прямого участника революции 1789 года - в падении династии Бурбонов; регентство Карла Бурбонского (1723-1726 гг.), «масона и друга Англии»; Филипп II Орлеанский - член секты янсенистов; при нем появились во Франции первые масонские ложи (1721 г.); орден Новых Рыцарей Храма - предтеча ан­глийского масонства до учреждения масонских лож во Франции; Филипп Эгалите (род. в 1747 г.) - Людовик Филипп Жозеф, герцог Орлеанский (правнук Филип­па II Орлеанского и отец французского короля Людо­вика Филиппа) - сначала носил титул герцога де-Монпансье, с 1752 г. - герцога Шартрского, а затем титул герцога Орлеанского; он с 1772 года (5 апреля) был гроссмейстером всех франкмасонских лож Фран­ции; участие герцога Орлеанского в событиях 1789 го­да в Париже, его связи с Дантоном, Неккером, Камилем Демуленом, Мирабо; степень рыцаря Кадош, об­ряд этой степени; казнь Филиппа Эгалите по решению Комитета народного спасения на эшафоте.

14. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Еще к вопросу о ма­сонстве во время Французской революции. (Письмо в редакцию). - Море. - 1906. - № 31-32. - С.1125- 1129.
-отклик на предыдущую статью;
-о масонстве во Франции в XVIII веке; 8 августа 1793 года Великий Восток объявил своим ложам о сложении великим мастером герцогом Орлеанским своего звания; он отрекся от него 24 февраля 1793 го­да; «Масонские общества, бесспорно, подготовили по­чву для развития Французской революции: они спо­собствовали развитию и распространению идей о че­ловеческом достоинстве в каждом человеке, о братстве и равенстве, они подтачивали привычку слепого пови­новения властям, являвшимся лишь ставленниками Великого Архитектора Миров и ответственным пред ним за свои деяния; они обличали нравы растлевшего общества, разжигали умы, волновали мысль. Не буду­чи активными творцами и деятелями революции, ма­соны солидарны с нею в своих воззрениях»;
-с.1127-1129 - «Примечания редакции» - публи­кация письма Н.Л. о причине казни Филиппа Орле­анского, отношение масонства к политике и «вероис­поведным делам».

15. СОКОЛОВСКАЯ Тира. К масонству в преж­нем русском флоте. (Исторический набросок). - Мо­ре. - 1906. - № 36. - С.2083-2086.
-масонство на флоте при Александре I; о ложе «Не­птуна к Надежде» в Кронштадте (осн. в 1813 г.); спи­сок моряков-членов в 1820-1821 годах, ее связи с Се­меновской историей (1820 г.); наблюдение за ложей полиции по настоянию Александра I в 1820-1822 го­дах; ложи в сухопутных войсках; ложа «Георгия Побе­доносца»; масонство Поздеева, Гамалеи, Павла Голенищева-Кутузова, Ланского, Виельгорского, графа Федора Толстого; моряки в различных ложах начала XIX века: в «Великой Ложе Астрея», ложе «Нептуна» (1779 г.); ложа «Нептуна» в Москве (нач. XIX в.).

16. СОКОЛОВСКАЯ Тира. О масонстве в преж­нем русском флоте. - Море. - 1907. - № 8. - С.216-253.
-Отд. отт.: СПб., (1907), 39 с;
-масоны во времена Петра I, Елизаветы, Екатери­ны II, Павла I, Александра I; публикация документов: бумаги и списки ложи «Трех Секир», «Нептуна» (1779), «Нептуна к Надежде» (1813), другие материалы лож; моряки русского флота в ложах; ложи иоанновские, андреевские; различные системы масонства; бла­готворительность масонов в александровское время; гонения на масонов и запрещение их деятельности; работа написана на материалах рукописного отдела Московского Румянцевского музея, Рукописного со­брания Публичной библиотеки, Общества любителей древней письменности.

17. Н.Б. Значение франкмасонства для флота. - Море. - 1907. - № 11-12. - С.312-327, илл.
-Отд. отт.: СПб., (1907), 16 с;
-масонство как «политическая организация» полу­чила начало в Англии в XVII веке, у истоков ее стояли Елиа Ашмол (Эшмоул) и Бэкон, вступившие в один из кружков строителей; Хирам, символика и обрядность масонов, степени; масонство, иллюминаты и мартинисты; масо­ны при Петре I проникли в Россию; запрещение лож в 1822 году; «в современной масонской литературе име­ются указания на изолированные и потаенные ложи в России»; масонство и русско-японская война; «влия­ние масонства, широко распространившегося в Рос­сии», на русский флот; С.К.Грейг, кончина императора и генерал-адмирала Павла I и масонство; ложа «Нептуна к Надежде» в Кронштадте, масоны в Крон­штадте в 1860-х годах; масоны и английское влияние в России; масонство и Французская революция; Прус­сия; масоны влияют на младотурок, на страны Скан­динавского полуострова; деятельность масонов в Пер­сии, Афганистане, Японии, во Франции, в Соединен­ных Штатах Америки, в Египте, на Балканах; масоны и финансовые круги; «некоторые полагают, что для борьбы с масонством необходимо учредить также тай­ные общества, но это совершенно напрасно: никакое тайное общество не может принести в этом случае пользы, так как более опытная старинная организа­ция франкмасонства непременно проведет в него своих людей и сумеет парализовать противников в их же собственном кругу. Борьба франкмасонов с иезуи­тами дает этому разительный пример, так как, в луч­шем случае, приводит к распределению сфер влия­ния».

18. СОКОЛОВСКАЯ Тира. К истории масонства в России. - Море. - 1907. - № 11-12. - С.368-369.
-о публикациях в журнале «Русская старина» (1907, № 3), о ложе «Астрея», о ложах в Литве («Литовской Провинциальной ложе», «Славянского Орла» и «До­брого Пастыря»); варшавский «Великий Восток»; о масонстве императора Александра I.

19. СОКОЛОВСКАЯ Тира. Масонские ковры. (Страничка из истории масонской символики). - Мо­ре. - 1907. - № 13-14. - С.417-434, илл.
-Отд. отт.: (СПб., 1907), 18 с, илл.;
-расшифровка символов и знаков, обрядность в ло­жах; масонские ритуалы; ковры и их функция в ложе; характер рисунка ковра, символика изображения пред­метов на ковре, надписи на ковре; отрывки из стихов и песен; легенда об Адонираме (Гираме); ковры раз­личных степеней посвящения; четыре рисунка масон­ских ковров и их объяснение; изготовление ковров; убранство лож; ученические, товарищеские, мастер­ские ковры; изображения на них: лопатки, молотки, лестницы, мозаичный пол, столбы, «дикий камень», кубический камень, треугольник венерабля, отвес пер­вого сюрвельяна, перпендикуляр второго сюрвельяна, место для метра, окно, солнце, луна, семисвечник, стена шиповатая, звезда пламенеющая, угольник, линия, циркуль, слезы, гроб, подсвечник, алтарь с пре­столом.

Окончание читайте ЗДЕСЬ

заговоры, история масонства, Беклемишев, Таксиль, журналы, Французская революция, Суворин, тамплиеры, Иоаннов день, масонский заговор, масонские ложи, иллюминаты, Николай Мазуренко, Соловьев, Соколовская, флот, Нептун, масоны, «Море», Сергей Лебедев, масонство, политика, Тальмейер, вольные каменщики

Previous post Next post
Up