ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
22 октября ст. ст. - 3 ноября н. ст. 1899 г.
Лампа накаливания А.Н.Лодыгина.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ИГРУШКА
Наука давно знала, что проволока, введенная в цепь элементов гальванических, накаливается и ярко светится; но очень долго никому и в голову не приходило, что этим можно воспользоваться для освещения. Наконец, нашему соотечественнику г.Ладыгину (а не Эдисону, как большинство публики уверено) пришла высокоталантливая мысль заключить накаливаемую проволоку в стеклянный колпачок, где почти нет воздуха, и где, следовательно, эта проволока не будет скоро сгорать.
Изобретатель лампочки накаливания
Александр Николаевич Лодыгин.
Идея получила быстрое развитие и практическое применение в Америке, а оттуда скоро привезена была и в Европу. Осветив Европу, лампочка накаливания через несколько лет, наконец, попала и на родину ее изобретателя - в Россию.
Вначале ей у нас не повезло: на нее смотрели как на роскошь, а не как на обычный источник света. Наконец, три года назад началось нашествие иностранцев, и улицы Петрограда [так!] стали рыть, перерывать, копать и закапывать; было время, когда все наши улицы были покрыты траншеями, рвами, точно ждали неприятеля и готовили баррикады…
Чего проще: прежде посылали в свечную лавку за керосином, а теперь послал письмо в одно из многочисленных электрических Обществ - желаю, мол, купить у вас электрической энергии на столько-то рублей - и дело в шляпе… Сейчас же прилетит к вам представитель этого Общества, любезнейший человек, благовоспитаннейший, словом, восторг, а не агент; не давая вам опомниться, забросает вас словами - амперы, вольты, уатты - и… и немедленно спрячет вас к себе в карман, т.е. заставит подписать контракт.
Мемориальная доска,
установленная на доме № 1 по Одесской улице.
Умственно составлен этот договор. Все в нем предусмотрено, все определено: и цена за электрическую энергию, проводку, и сроки платежа, и наказания, налагаемые на вас, абонента. Одно только забыто - конечно, совершенно случайно, по недосмотру - ответственность Общества за его неисправности.
Вы позвали к себе двух-трех знакомых посидеть вечерок; они собрались и, оживленно беседуя, попивают в столовой чай… Вдруг, о ужас! наступает в ярко освещенной столовой мрак кромешный… весь дом погрузился в тьму египетскую.
И ведь это иногда, как было на днях с абонентами Бельгийского акционерного Общества «Электрическое освещение Петербурга», не один раз в один и тот же день…
ОБЫВАТЕЛЬ
ИЗ ГАЛЕРНОЙ ГАВАНИ
Местные «злобы дня».
В настоящее время производится капитальный ремонт Офицерского моста через Шкиперский проток на Гаваньской улице. Этот мост уже давно пришел в необычайно ветхое состояние: верхний настил почти совершенно сгнил, сгнили все подпорки, благодаря чему мост получил зигзагообразную форму. Все сваи, на которых держится мост, были найдены в сносном состоянии и могут выдержать еще довольно долгое время. Но движение по мосту происходило непрерывно, так как он является единственным сообщением заречной части гавани с ее центром. Мост ремонтируется исключительно благодаря местной администрации, которая сумела получить от управы необходимые на ремонт средства.
Закончив ремонт одного моста, следует подумать и о другом - Горбатом мосте, имеющем очень важное значение на случай пожара, так как благодаря этому мосту сокращается вдвое путь в заречную гавань. К сожалению, вокруг него улицы не замощены…
Песня Гаваньского поля, служившего в течение многих лет приютом различным бродягам, в настоящее время спета.
Городские землемеры разбили все поле на участки. На днях начнется устройство 22 и 23 линий, которые пройдут от Большого проспекта до Среднего вплоть до возводимого на Гаваньском поле Ольгинского приюта. Устройство мостовой и панели будет начато в самом непродолжительном времени. Вместе с тем упорядочится и дорога, ведущая через поле от Среднего проспекта Васильевского острова к Малому проспекту в Гавани. Она будет вымощена, по бокам будут устроены панели, а по обеим сторонам дороги будут посажены деревья.
На 27-й линии, славящейся своей непролазной грязью, будет устроена с весны будущего года прекрасная мостовая. Прокладка сточных труб уже закончилась в нынешнем году.
Таким образом, Галерная гавань уже начинает принимать более благоустроенный вид.
Петербургский листок, 1899,
№ 290, 22 октября (3 ноября).
Финская церковь Святой Марии.
Фото 1900-х годов.
ОБРУСЕНИЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ
Несмотря на то, что Петербург существует уже почти 200 лет и скоро будет праздновать свой двухвековой юбилей, его не только нельзя еще считать вполне благоустроенным городом, но даже, строго рассуждая, нельзя признать и русскою столицею в идеальном смысле, как «белокаменную» Москву.
Слишком много еще остается в Петербурге нерусского, начиная хотя бы с его названия…
Ижорцы
из окрестностей Санкт-Петербурга в XIX столетии.
Петербургские окрестности, равно как и уезды Петербургской губернии, не представляют коренного сплошного русского населения, а образуют хаотическое смешение разных племен и народностей, хотя и с несомненным преобладанием русского элемента.
Аурамойзет и савакот
из окрестностей Санкт-Петербурга в XIX столетии.
Там и здесь в районе Петербургской губернии разбросаны такие, например, племена, как эсты или чудь, ижорцы, воть и финны айрамойсетского и савакотского племени, финны-протестанты (в Шлиссельбургском уезде), наконец, немцы-колонисты, облепившие северную столицу целыми селениями.
Немецкие колонисты
из окрестностей Санкт-Петербурга в XIX столетии.
Хотя великого основателя Петербурга и упрекают в создании для русского государства немецкой столицы, но значительная тяжесть этого упрека по справедливости должна пасть на преемников гениального преобразователя России. Петр действительно открыл широкий доступ немцам в Россию, но позволял им селиться и заниматься ремеслами и торговлей только в самой столице, а отнюдь не за чертою ее.
План Новосаратовской колонии.
1885 год.
Последнее право предоставлено было немцам лишь Екатериною II, которая позволяла переселяться в Петербургскую «губернию» всем иностранцам, за исключением евреев, и даже отвела для них особые места с нарезкою значительных земельных наделов на каждую семью. Так, отведены были земли под колонии: Ново-Саратовскую на правом берегу Невы, Средне-Рогатскую (по дороге в Царское Село), Ижорскую и др., причем земли раздавалось по 35 десятин на семью, и еще выдавалось по три тысячи рублей денег на обзаведение. При императоре Александре I, когда было отведено 20 000 десятин земли между Ораниенбаумом и Красною Горкою для иностранцев, которые разорились от войн и желали бы найти убежище в России, число колонистов еще более возросло. А так как условия поселения давали им преимущества материального благосостояния сравнительно с местным населением, то колонисты сверх дарованных земель стали прикупать новые участки на деньги. Так образовалась, например, колония Гражданка по дороге из Лесного в Мурино и мн. др.
Хотя часть колонистов еще при Екатерине выслана была в Екатеринославскую губернию, а затем переселяема была и в другие губернии, но инородческое население в окрестностях Петербурга плодилось и множилось бесконечно. Какой мог быть тут язык и национальные черты и нравы?
На карте Петербургской губернии вы хотя и видите множество населенных мест с русскими названиями, но смысла и происхождения этих названий вы никогда не доберетесь, если не знаете превращения финских имен в русские, по которому Kolomaeki стали Коломягами, Ohajioki - Охтою, Muurina - Муриным и пр…
Здание Петершуле. Фото 1890-х годов.
В самой столице есть масса людей, здесь родившихся, выросших и воспитавшихся в Петровской или Анненской школе [Петершуле и Анненшуле], но неизменно читающих «St. Petersbourger Zeitung» и ведущих торговые книги на немецком языке.
Здание Анненшуле -
Училища при Лютеранской церкви Святой Анны
на Кирочной улице, дом № 8-а.
Прибавьте к этому примесь национальностей, менее влияющих на замедление процесса обрусения Петербурга, и, наконец, наплыв массы евреев, и вы согласитесь, что Петербургу много еще потребуется потратить времени и энергии для того, чтобы сделаться чисто русскою столицею и губерниею.
РУСЛАН
Петербургская газета,
1899, № 290, 22 октября
Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ
Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
СВИРЕПЫЙ УЧИТЕЛЬ ПОСТАВИЛ САТИРИКУ
ТРОЙКУ ЗА АНИЧКОВ МОСТ
Покончив с вопросом об участии в сборнике, Михаил Евграфович [Салтыков-Щедрин] сделался очень веселым и разговорчивым и начал добродушно подсмеиваться над гимназией, в которой училась его дочь и директором которой состоял А.Я.Герд. «Какие у них там темы для сочинений даются, - говорил он, обращаясь ко мне и кивая на А.Я., - не угодно ли написать сочинение «о пустыне и море»! Да ни одна из учениц не видела отродясь никакой пустыни, а вместо моря видела только «Маркизову лужу» (устье Невы) - вот и сочиняй. А то не угодно ли описать Аничков мост!..» И Михаил Евграфович рассказал анекдот о том, как будто бы ученицы целого класса явились на Аничков мост изучать его для сочинения и тем крайне смутили стоявших у моста городовых. «Я сам уж попробовал написать сочинение для вашего свирепого учителя, - продолжал Михаил Евграфович, обращаясь к А.Я.Герду, - и ничего, слава богу, получил за свое сочинение тройку!».
Невский проспект.
Иллюстрация к роману «Анна Каренина».
Художник Орест Георгиевич Верейский. 1979-1981 годы.
Я.В.АБРАМОВ.
Памяти М.Е.Салтыкова.
Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Окончание ("Десять лет назад")
читайте
ЗДЕСЬ