ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
19 сентября ст.ст. - 1 октября н.ст. 1899 года
Перестроенный Съезжий дом 2-й Адмиралтейской части.
Полицейский участок Казанской части. Музей сыскной полиции.
В ЦЕНТРЕ ПРЕСТУПНОГО ПЕТЕРБУРГА
На Офицерской улице почти у самой площади Мариинского театра высится большое желтое здание с каланчой. Каждый его видел, каждый его знает. Каланча доминирует над зданием Казанской части, а в доме, выходящем фасадом на Офицерскую улицу, помещается «Сыскное отделение канцелярии градоначальника»…
Эта инстанция - сыскное отделение, учреждение, реорганизованное нынешним градоначальником ген. Клейгельсом почти до полной неузнаваемости, поставленное им на такую высоту, что оно в настоящее время смело может соперничать с подобными же учреждениями Парижа и Лондона. Ген. Клейгельс начал с того, что назначил начальником сыскного отделения М.Ф.Чулицкого, бывшего 10 лет товарищем прокурора в Петербурге, а его помощником - С.И.Инихова, кандидата московского университета, состоявшего несколько лет приставом одной из частей столицы…
В сыскном отделении
Войдя в подъезд Офицерской улицы, вы поднимаетесь по широкой, светлой, удивительно чистой лестнице во 2-й этаж. В 1-м этаже расположены квартиры г-д Чулицкого и Инихова, а во втором вы оказываетесь на площадке лестницы, служащей продолжением длинного коридора, который тянется и налево, и направо… Если вы пройдетесь по левому коридору до его конца, то увидите там две комнаты, запирающиеся массивными дверями с большими засовами и крошечными оконцами посередине. Это - арестантские: мужская и женская. Обе комнаты высокие, светлые, выкрашенные коричневой масляной краской. Никакой мебели, кроме простых деревянных скамеек, в них нет: арестованные… проводят здесь только по несколько часов, пока о них производится следствие чиновниками «сыскного отделения», а затем их отправляют ночевать в Казанскую часть.
Далее, т.е. ближе к площадке лестницы, по тому же коридору помещается антропометрическое отделение, в свое время подробно описанное в нашей газете. Еще далее - большая комната со столами, на которых расставлены металлические «дуги» с листками, могущими быть названными «curriculum vitae» «неблагонадежного Петербурга»… Каждый, кто когда-нибудь привлекался в «сыскное отделение», записан здесь с полным перечислением всех своих проступков и понесенных за них наказаний… Эти curriculum vitae составлялись в течение 25-ти лет, и теперь «сыскное отделение» является обладателем до 300 000 листков!..
Полицейский патруль на улицах Санкт-Петербурга.
Фото 1900-х годов.
Стол находок
Все, что жители Петербурга теряют на улицах, в вагонах конно-железных дорог, в садах или общественных учреждениях - все это направляется в сыскное отделение, где существует специальный «стол находок»… Этот «стол» занимает три комнаты в первой части коридора у самой площадки лестницы: в одной комнате сложены более или менее громоздкие вещи, в другой - мелкие, а в третьей помещается заведующий «столом» и его шесть подчиненных… Персонал, как видно, не маленький!.. В отделение громоздких вещей надо подниматься по железной винтовой лестнице. Это небольшая комната, на полу которой лежат узлы очень почтенных размеров, а по стенам развешаны пальто самых разнообразных фасонов и достоинств. Гораздо интереснее комната, в которой хранятся более мелкие вещи. Здесь можно найти изящные портфели и связки книг, и подставки для фотографических аппаратов. В углу стоит буковый стул, тоже где-то кем-то забытый! Из более ценных вещей хранятся под замком в особом шкафу золотые и серебряные часы, пакеты с деньгами и процентными бумагами. Дней шесть тому назад найдено, например, кольцо-маркиза с бриллиантами, стоящее по крайней мере рублей двести, а последняя находка - конверт с восемью сторублевыми процентными билетами. Все найденные вещи хранятся здесь 3 месяца, а затем продаются…
Низшие чины
Весь Петербург находится в ведении 4-х чиновников для поручений «сыскного отделения» г-д Коцного, Лукащука, Власкова и Викторова. А каждому из них, в свою очередь, подчинены от 10 до 12 полицейских надзирателей. Все чиновники для поручений имеют по отдельному, очень хорошо обставленному кабинету, выходящему в коридор, направо от площадки лестницы. Здесь производятся дознания по тем делам, которыми не руководят лично начальник отделения или его помощник…
Музей
В той же части коридора, где находятся кабинеты чиновников для поручений, отведено прекрасное помещение для канцелярии, устроена элегантная приемная для публики и имеются два кабинета - начальника и его помощника… В кабинете начальника устроен по его инициативе на средства, данные ген. Клейгельсом, высокоинтересный музей всевозможных орудий преступлений. Музей пока занимает только один шкаф, но на днях рядом с этим шкафом встанет и другой, такой же полный… Чего только нет в этом шкафе! Вот целая коллекция отмычек, вот «фомки» - инструменты, употребляемые для взламывания дверей, вот нагайки с гирями, отобранные у бродяг с Горячего поля, вот гиря, которой была убита Сарра Беккер, вот револьвер системы Смит и Вессон, которым Ольга Палем убила Довнара; вот намагниченные карты; вот рулетка, отобранная в игорном доме; вот папиросные коробки с изображением Лабори; вот коробки из-под карамели, на которых представлен Дрейфус, окруженный терновым венцом. Всех экспонатов этого интереснейшего музея перечислить, конечно, нельзя, но между ними резко выделяется деревянная голова черта, которой ксендз Белякевич пугал в подземелье своих прихожан. Один из этих экспонатов требует к себе на днях судебный следователь. Это - сторублевая бумажка прежнего образца, очень хорошо подделанная от руки по внешнему виду…
Городовой.
Фото 1900-х годов.
Беседа с М.Ф.Чулицким
Несмотря на то, что М.Ф.Чулицкий стоит во главе сыскного отделения всего с января месяца, он уже составил себе полное представление о преступлениях, совершаемых в Петербурге.
- В последнее время, - любезно сообщил мне г.Чулицкий, - в Петербурге все больше и больше развивается шантаж, причем в этой области совершаются иногда удивительные вещи… Я скажу, что все петербургские убийства удивительно бессмысленны… Что касается до местных, петербургских воров, то могу сказать, что некоторые из них отличаются удивительным нахальством…
Конная полиция.
1900-е годы.
У С.И.Инихова
Помощник начальника «сыскного отделения» С.И.Инихов любезно показал мне целую серию фотографий преступников и задержанных личностей. Фотографии эти в свое время снимались тут же, в сыскном отделении. Я видел, между прочим, следующих лиц. Женщину Аггееву, носившую мужской костюм и служившую 18 лет старшим дворником; отставного солдата, совершавшего кражи и грабежи переодетым в женский костюм; некоего Зейделя, обвинявшегося в 187 грабежах; Михайлову, отрезавшую голову Смирновой; Коновалову, убившую своего мужа в то время, как ее мать держала дверь комнаты, в которой происходило убийство… Но самой удивительной фотографией был портрет лица, имевшего до тридцати лет двух детей как мужчина, затем переродившегося в женщину, вышедшего замуж и имевшего еще двух детей как женщина…
Это нечто до такой степени невероятное, что не покажи мне такого портрета помощник начальника «сыскного отделения», я, конечно, никогда не поверил бы в возможность существования подобной метаморфозы!
В.ПР-ОВ.
Петербургская газета,
1899, № 257, 19 сентября
Дом В.Н. фон Дервиз.
12-я линия Васильевского острова, дом № 25.
ПОСЛЕ КРАХА
Имя фон-Дервиза еще на устах всех петербуржцев. Крах многомиллионной фирмы явился чем-то вроде обвала могучего дуба. Он упал и придавил не одно молодое деревце. Но то «невидимые миру слезы». Кто разорился на бирже, кто превратился в нищего - покрыто неизвестностью. На свет выплыло лишь сообщение, что главноуправляющий делами и имениями фон-Дервиза г. Померанцев объявлен несостоятельным должником, и имущество его идет в продажу с молотка. Разгром состояний, да еще с продажею вещей «с молотка» - очень грустное зрелище, но петербуржцы его ужасно любят, и вчера, 18-го сентября, положительно толпы народа ждали момента, когда двери дома № 25 по 12-й линии Васильевского острова откроются и впустят всех жаждущих посмотреть, как живут и разоряются русские миллионеры.
Дом дешевых квартир В.Н. фон Дервиз.
12-я линия Васильевского острова, дом № 27.
Ныне несостоятельный должник г. Померанцев последние десять лет по праву мог считаться выдающимся русским богачом. Его официальное жалованье и вознаграждение как директора правлений многих банков и железных дорог достигало до 400 000 рублей в год. Любопытно ведь посмотреть, как этакого туза раздевают, и последний стул, на котором он сидел, пускают с аукциона!
И народ хлынул в разоренное гнездо. Приходящие чувствовали себя свободнее, чем дома. Силились ввалиться в комнаты, не снимая грязных галош, а уж шапки с головы решительно никто не снимал, хотя в красных углах роскошной квартиры всюду виднелись иконы, и пред ними теплились лампады… Барский особняк, где жил г.Померанцев, невелик. Нижний этаж занимают службы, верхний - жилье. Две гостиных, кабинет, столовая, спальни… Уютно, красиво, много художественных предметов, но ни следа роскоши. Нет парадного зала, нет ни одной вещи, бросающейся в глаза. В белой гостиной, где мебель словно выточена из слоновой кости, большой резной камин. Во всю ширину его - прелестное зеркало. На него гирляндами спущены, точно жемчужины, крошечные электрические лампочки! Всюду картины, писанные масляными красками, и акварельные, почти исключительно русских художников. Масса бронзовых фигур. Но больше всего серебра. Столовое, десертное, блюда, пуншевые вазы, письменные приборы…
М.В.
Петербургский листок,
1899, № 257, 19 сентября (1 октября)
Вид на Смольный монастырь с Охты.
Художник Алексей Боголюбов. 1851 год.
МИМОХОДОМ
…Недавно, переезжая Неву, я разговорился с одним яличником об его житье-бытье. Яличник, говоря о хорошей в этом году работе, жаловался на то, что работа эта слишком трудно дается. Причина этого - значительная против прошлого года высота уровня воды в Неве и частые сильные ветры, вследствие чего яличникам, а иногда даже и переходам приходится держаться то одного берега, то другого, так как в противном случае не хватает сил выплыть против течения. Яличник живет у хозяина за 145 руб. в лето, собственно месяцев за 6-7, причем содержание все хозяйское. Расчет за день с хозяином производится «на совесть», т.е. норма дневной выручки не определена…
Петербургский листок,
1899, № 257, 19 сентября (1 октября)
Вид на Смольный монастырь с Охты.
Художник Алексей Боголюбов. 1870 год.
ОХТЕНСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ
Речной полицией был составлен протокол о том, что на яличном перевозе по речке Охте от Мариинской ул. к заводу Общества финляндского пароходства, содержимом крестьянином Егором Кудрявцевым, не существует после 10 час. вечера перевоза за яликах, причем в темное время на пристани… ялики не освещаются, и в довершение всего на пристанях не имеется выставленной таксы о взимании платы за перевоз… На суде было установлено свидетельскими показаниями, что пристани и ялики не освещались в течение 15 лет, и что таксы и по сие время не существует…
Петербургский листок,
1899, № 257, 19 сентября (1 октября)
Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ
Императрица Елизавета Петровна.
Художник Иоганн Грот.
ГУБЕРНАТОР МОБИЛИЗУЕТ
КАСТРИРОВАННЫХ КОТОВ
Сего ноября 2 дня в указе ея императорского величества из высочайшего ея императорского величества кабинета в казанскую губернскую канцелярию писано: октября 13 дня ея императорское величество указала: сыскав в Казани здешних пород кладеных [кастрированных] самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловле мышей, прислать в С.-Петербурге ко двору ея императорского величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на них прогоны и на корм сколько надлежит немедленно.
Украденный злоумышленниками с Малой Садовой улицы
в день инаугурации губернатора Северной столицы России
Георгия Полтавченко
силуминовый памятник кошке (коту) Василисе
- бренд Северной столицы России.
Того ради: по указу ея императорского величества и по определению генерал-лейтенанта кавалера и Казанской губернии губернатора Артемья Григорьевича Загряжского с товарищем велено об оном в Казани в народ публиковать, и публиковано, и выставлены листы. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшего отправления объявили в губернскую канцелярию, конечно, от публикования в три дни, опасаясь на необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам; тако ж к имеющимся в Казанском уезде вальтмейстерам и в ближние к Казани провинции и в город Уржум о публиковании и о сыску таковых же котов в самом скором времени и о присылке в губернскую канцелярию послать указы.
Указ Императрицы
ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.
1745 год.
Чугунный кот Елисей - бренд Северной столицы России,
установленный на Малой Садовой улице
и ржавеющий под петербургским небом на глазах тысяч людей,
расположился у обваливающийся стены Елисеевского магазина -
таково сегодня отношение к нему властей Центрального района!
Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ
ОКОНЧАНИЕ читайте
ЗДЕСЬ