ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
22 августа ст.ст. - 3 сентября н.ст. 1896 г.
Уличные торговцы у памятника Петру I.
1900-е годы.
В СПБ. КОММЕРЧЕСКОМ СУДЕ.
ИСКОВЫЕ ДЕЛА.
По определениям С.-Петербургского Коммерческого Суда от 2-го и 13-го августа сего 1896 года разрешены продолжения торговых дел, оставшихся после смерти следующих лиц: 1) Спб. 1 гильдии купца Готгарда (Богдана) Федоровича Небо, торг. под фирмою «Небо и Комп.», бывшим его приказчиком сыну умершего Эдгару Богдановичу Небо и рижскому гражданину Экземпу Эмилию Вильгельму фон-Барклай-де-Толли. Под наблюдением потомственного почетного гражданина Романа Федоровича Небо впредь до учреждения опеки над малолетним сыном и попечительства над несовершеннолетнею дочерью умершего Небо…
«Ведомости СПб. Градоначальства
и Столичной Полиции», 1896, № 192
Сальный Буян.
Художник А.П.Остроумова-Лебедева. 1903 год.
ОПЯТЬ ГОРОДСКИЕ БУЯНЫ
С легкой руки ревизионной комиссии о буянах снова заговорили. Городская ревизия нашла полную непригодность буянов для тех целей, которые они теперь выполняют. В самом худом состоянии предстал ревизии Сельдяной буян, где было обнаружено огромное количество гнилых сельдей, вызванное недостаточностью складочных мест и отсутствием ледников. Ревизионная комиссия не могла оставить этого дела без внимания и передала его на разрешение Санитарной комиссии. Санитарная комиссия, посетив Сельдяной буян, должна была убедиться в его плачевном виде, результатом чего и было заседание Санитарной комиссии, обсуждавшее… те меры, которые нужно применить для улучшения буяна. Биржевой комитет также рассматривал буянный вопрос и предложил в интересах импортеров изменить назначение буянов, сделав Сельдяной - Сальным, а Сальный - Сельдяным. Постепенно вопрос об упорядочении буянов дошел и до Городской управы, и вчера, 21- го августа, состоялось по этому поводу заседание, на которое были приглашены представители Ревизионной и Санитарной комиссий. Управа, выслушав мнение Санитарной комиссии о расширении Сельдяного буяна и мнение Биржевого комитета о перемене назначения буянов, не нашла возможным решить этот вопрос, не осмотрев предварительно Сального буяна. Сегодня, 22-го августа, Городская управа произведет осмотр этого буяна… К этому нужно добавить, что в Ревизионную комиссию поступило заявление великобританского посольства, в котором высказывается жалоба на дурное состояние Сельдяного буяна.
«Петербургский листок»,
1896, № 231
Местность рядом с Сельдяным буяном.
Фрагмент плана Санкт-Петербурга
начала XX столетия.
Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ
Пески.
Дегтярный переулок и улица Моисеенко.
«БЕГЛЫЙ КАТОРЖНИК»
СБЕЖАЛ ОТ ДЯДИ
И БЫЛ СХВАЧЕН У ЛЮБОВНИЦЫ
Самыми страшными людьми в то время для полиции могли представляться бежавшие из Сибири, но и то, подчас от избытка усердия и от действительного недостатка страшных лиц для полиции, выходили курьезные qui pro quo (путаницы).
Однажды поздно вечером я получаю от своего частного пристава пакет с надписью «секретное и весьма нужное», открываю: в нем передавалось мне приглашение прибыть к 7 часам утра в такой-то дом на Песках для заарестования бежавшего из Сибири каторжника. В то же утро в назначенный час я приезжаю; застаю отряд городовых, расставленных цепью около небольшого деревянного домика, полицмейстера, частного пристава, жандармского офицера; все это ходит на цыпочках и говорит шепотом, дабы не испугать скрытого в доме каторжника. И вот, когда все собрались, приступают храбро к дому; звонят - не отворяют; стучат - тоже не отворяют; пристав с своим жирным лицом принимает озабоченную физиономию. Решают, что надо ломать дверь; слесарь и столяр налицо. Но ломать не приходится.
Каторжник,
приговоренный к смертной казни.
Дверь отворяется изнутри. Мы входим, и я вижу, как пристав, войдя, с робостью слегка пятится назад, в ожидании, чтобы все вошли и придали ему храбрости. Перед нами, в халате и в ночном неглиже, стояло страшное лицо большого роста, мускулистое, с длинными волосами, да еще растрепанными, бородатая, злая, угрюмая физиономия, и что-то держит в руке, спрятав под халатом; ну, каторжник, да и только!
Пристав, слегка бледный, делает шаг вперед и, знаком приблизив к себе на всякий случай двух городовых, спрашивает у страшного незнакомого:
- Что у вас в руке?
- А вам какое дело? - отвечает страшный неизвестный.
- Отдайте!
Мы все стали и ждем: вот сейчас увидим пистолет. Пристав храбро протягивает руку.
- Извольте, - спокойно отвечает страшный незнакомец.
И, о, ужас! Оказывается, кожаный портсигар. Физиономия храброго пристава моментально представилась нам глупою.
- Кто вы?
- Не ваше дело.
Пристав начинает сердиться.
- Как вы смеете так отвечать полиции?
- А вы как смеете врываться ночью в частный дом, где живут честные люди? Здесь живет женщина, вы ее можете до смерти испугать, она беременная.
- Мы исполняем предписание высшего начальства, - отвечает пристав.
Приступают к обыску. Ищут бумаги. Нападают на кухаркины счета, записочки на женское имя.
- Все больше любовные, - меланхолично замечает пристав.
- Вот еще важные документы, - говорит с серьезным видом опасный человек, подавая бумажки.
- Что это? - спрашивает пристав.
- Прачкины счета, - был ответ секретного незнакомца.
Обыск продолжается.
- Позвольте мне исполнить долг естественной надобности? - спрашивает незнакомец.
Пристав совещается с полицмейстером и с жандармским офицером, и решаются под конвоем двух городовых допустить каторжника в ретирадное место.
Каторжник.
Я скромно заявляю, что мне кажется, что тут недоразумение: ясно, что это не бежавший из Сибири каторжник.
- А лицо-то у него какое! - с убежденным ужасом отвечает мне пристав.
- Лицо разбуженного человека, нечесаного и немытого, и больше ничего, - говорю я.
Решили войти в комнату, где спала женщина. Таинственный жилец протестовал, что ее могут до смерти испугать.
Я тоже протестовал, предложив послать к ней горничную, чтобы ее разбудили и предупредить, а затем достаточно одному приставу к ней войти, а не всем. Так и сделали. Ничего не оказалось, кроме довольно красивой женщины в ночной рубашке. В конце концов обобрали бумажки, сложили, велели под конвоем незнакомцу одеться и повезли его в закрытой карете в секретный номер в доме обер-полицмейстера.
Санкт-Петербургский обер-полициймейстер
граф Петр Андреевич Шувалов (1827-1889).
В то же утро я поехал к графу Шувалову высказать ему сомнения моей совести.
- Ce sont vos premieres armes (Это ваше первое оружие - фр.), - сказал мне граф в виде приветствия.
- Qui, monsieur le comte, - ответил я, - mais je crains qu'elles ne soient de carton (Да, ваша светлость, но я опасаюсь, чтобы оно не оказалось картонным - фр.).
Я объяснил графу мои сомнения. Он рассмеялся и сказал мне, что показания полицмейстера и пристава совсем иного характера. Несравненно более драматического.
- И если это не бежавший каторжник, - заключил граф по-французски, - во всяком случае это подозрительная личность.
Через три дня я был снова у графа. И что же оказалось?
- Вы были правы в ваших сомнениях, - сказал мне граф. - Вчера явился ко мне какой-то почтенный на вид старик и заявляет мне, что у него сбежал уже десятый день племянник, военный инженер такой-то, что он чудак и уже в третий раз сбегает с квартиры и поселяется у своих любовниц. Мне пришла мысль, - продолжал граф, - показать ему нашего таинственного арестанта; его приводят, - и старик, как увидел, вскрикнул: «Миша!» - и прямо в его объятия. Оказалось, что этот каторжник был действительно военный инженер, не только скрывавший свою фамилию, но и надевший, Бог весть для чего, штатское платье.
Князь Владимир Петрович МЕЩЕРСКИЙ.
Воспоминания.
Пески.
Церковь Шестоковской иконы Божией Матери.
Старорусская улица, 8 -
перекресток 8-ой Рождественской
и Новгородской улиц.
Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ
ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
3 сентября 2004 года
Десять лет я озвучивал фильм,
но это было немое кино
Убитые дети Беслана.
Начало сентября 2004 года.
В Петербурге, как и в других городах России, отменено большинство культурно-массовых мероприятий, запланированных на выходные, на которых возможно скопление большого числа людей. Как передает «Интерфакс», праздничные и иные мероприятия отменяются в целях безопасности горожан в связи с терактом в Беслане.
Журналист Анна Политковская.
Попытки оппозиционных журналистов Анны Политковской («Новая газета») и Андрея Бабицкого (радио «Свобода») прибыть в Беслан на освещение событий теракта не удались: Политковкую слегка отравили уже в самолете, подсыпав ей нечто в чай, и она была увезена в московский госпиталь, а Бабицкого задержали еще в Москве в аэропорту Внуково, обвинив в организации драки с двумя некими гражданами, после того, как в багаже Бабицкого не оказалось бомб, из-за которых сотрудники безопасности аэропорта пытались снять журналиста с посадки.
Журналист Андрей Бабицкий.
Руководство мюзикла «Норд-Ост», которому администрация петербургского «Мюзик-холла» так и не разрешила выступить на своих подмостках несмотря на ранее заключенный договор, продолжало писать письма в Смольный, который, судя по всему, негласно находился в этом конфликте на стороне «Мюзик-холла». Тем временем в прессе появились сообщения о том, что ночью неизвестными была подожжена дверь в квартиру директора «Мюзик-холла» Анжелы Хачатурьян в доме № 8 по Введенской улице. В квартире никого не было, так как там шел ремонт, в результате воспламенения пострадала лишь входная дверь, огонь не распространился в квартиру из-за приезда пожарных.
Архитектор
Александр Сергеевич Никольский (1884-1953)
- автор проекта Кировского стадиона,
зачем-то снесенного при Валентине Матвиенко.
В Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка «Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма», организованная музеем и институтом Современного искусства (ПРО АРТЕ) и отражающая творчество архитекторов-конструктивистов 1920-х - 1930-х годов. Среди наиболее ярких реализованных в материале проектов, с которыми можно было ознакомиться на выставке, - школа на улице Ткачей (архитектор Григорий Симонов), здания районных фабрик-кухонь (архитекторы Армен Барутчев, Иосиф Меерзон, Яков Рубанчик), спортивные сооружения (архитектор Александр Никольский).
Фрегат «Штандарт» из Санкт-Петербурга.
В Дании в морском празднике «Под парусами 1000 лет», посвященном истории датского флота, принял участие фрегат «Штандарт» из Санкт-Петербурга - новодельная копия одноименного корабля Петровских времен. Праздник, проводившийся в городе Одензе, иллюстрировал тысячелетнюю историю датского флота. 14 кораблей участвовали в красочном шоу. Фрегат «Штандарт» играл роль корабля национального героя Дании и Hорвегии адмирала Питера Вессела по прозвищу Торденскьольд, который сражался против шведских «захватчиков», выплывших на поморской ладье под шведским флагом, громко палившей.
Картина Рафаэля «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» («Мадонна Альба») прибыла из Вашингтонской национальной галереи в Эрмитаж, где экспонировалась в течение 5 недель. В музее проводилась акция «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Ранее эта картина уже долгое время «жила» в Зимнем дворце, так как в 1836 году полотно было приобретено по указанию императора Николая I, однако в 1928 году продано за границу в числе других 27 работ и оказалось в коллекции американского миллиардера Эндрю Мэллона. Позже картина Рафаэля была подарена им Национальной галерее в Вашингтоне. Ранее галерея предоставляла возможность петербуржцам увидеть два других полотна, некогда находившихся в собрании Эрмитажа, - «Благовещение» Яна ван Эйка и «Венеру перед зеркалом» (в 1997 и 2002 годах соответственно).
Венера перед зеркалом.
Художник Тициан.