ИСТОРИКИ СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ, НИКОЛАЙ МАЗУРЕНКО: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛИСТОК И АНЕКДОТ. 3 СЕНТЯБРЯ.

Sep 03, 2014 15:55






ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
22 августа ст.ст. - 3 сентября н.ст. 1896 г.



Уличные торговцы у памятника Петру I.
1900-е годы.

В СПБ. КОММЕРЧЕСКОМ СУДЕ.
ИСКОВЫЕ ДЕЛА.
По определениям С.-Петербургского Коммерческого Суда от 2-го и 13-го августа сего 1896 года разрешены продолжения торговых дел, оставшихся после смерти следующих лиц: 1) Спб. 1 гильдии купца Готгарда (Богдана) Федоровича Небо, торг. под фирмою «Небо и Комп.», бывшим его приказчиком сыну умершего Эдгару Богдановичу Небо и рижскому гражданину Экземпу Эмилию Вильгельму фон-Барклай-де-Толли. Под наблюдением потомственного почетного гражданина Романа Федоровича Небо впредь до учреждения опеки над малолетним сыном и попечительства над несовершеннолетнею дочерью умершего Небо…
«Ведомости СПб. Градоначальства
и Столичной Полиции», 1896, № 192












Сальный Буян.
Художник А.П.Остроумова-Лебедева. 1903 год.

ОПЯТЬ ГОРОДСКИЕ БУЯНЫ
С легкой руки ревизионной комиссии о буянах снова заговорили. Городская ревизия нашла полную непригодность буянов для тех целей, которые они теперь выполняют. В самом худом состоянии предстал ревизии Сельдяной буян, где было обнаружено огромное количество гнилых сельдей, вызванное недостаточностью складочных мест и отсутствием ледников. Ревизионная комиссия не могла оставить этого дела без внимания и передала его на разрешение Санитарной комиссии. Санитарная комиссия, посетив Сельдяной буян, должна была убедиться в его плачевном виде, результатом чего и было заседание Санитарной комиссии, обсуждавшее… те меры, которые нужно применить для улучшения буяна. Биржевой комитет также рассматривал буянный вопрос и предложил в интересах импортеров изменить назначение буянов, сделав Сельдяной - Сальным, а Сальный - Сельдяным. Постепенно вопрос об упорядочении буянов дошел и до Городской управы, и вчера, 21- го августа, состоялось по этому поводу заседание, на которое были приглашены представители Ревизионной и Санитарной комиссий. Управа, выслушав мнение Санитарной комиссии о расширении Сельдяного буяна и мнение Биржевого комитета о перемене назначения буянов, не нашла возможным решить этот вопрос, не осмотрев предварительно Сального буяна. Сегодня, 22-го августа, Городская управа произведет осмотр этого буяна… К этому нужно добавить, что в Ревизионную комиссию поступило заявление великобританского посольства, в котором высказывается жалоба на дурное состояние Сельдяного буяна.
«Петербургский листок»,
1896, № 231



Местность рядом с Сельдяным буяном.
Фрагмент плана Санкт-Петербурга
начала XX столетия.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО




ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ



Пески.
Дегтярный переулок и улица Моисеенко.

«БЕГЛЫЙ КАТОРЖНИК»
СБЕЖАЛ ОТ ДЯДИ
И БЫЛ СХВАЧЕН У ЛЮБОВНИЦЫ

Самыми страшными людьми в то время для полиции могли представляться бежавшие из Сибири, но и то, подчас от избытка усердия и от действительного недостатка страшных лиц для полиции, выходили курьезные qui pro quo (путаницы).
Однажды поздно вечером я получаю от своего частного пристава пакет с надписью «секретное и весьма нужное», открываю: в нем передавалось мне приглашение прибыть к 7 часам утра в такой-то дом на Песках для заарестования бежавшего из Сибири каторжника. В то же утро в назначенный час я приезжаю; застаю отряд городовых, расставленных цепью около небольшого деревянного домика, полицмейстера, частного пристава, жандармского офицера; все это ходит на цыпочках и говорит шепотом, дабы не испугать скрытого в доме каторжника. И вот, когда все собрались, приступают храбро к дому; звонят - не отворяют; стучат - тоже не отворяют; пристав с своим жирным лицом принимает озабоченную физиономию. Решают, что надо ломать дверь; слесарь и столяр налицо. Но ломать не приходится.



Каторжник,
приговоренный к смертной казни.

Дверь отворяется изнутри. Мы входим, и я вижу, как пристав, войдя, с робостью слегка пятится назад, в ожидании, чтобы все вошли и придали ему храбрости. Перед нами, в халате и в ночном неглиже, стояло страшное лицо большого роста, мускулистое, с длинными волосами, да еще растрепанными, бородатая, злая, угрюмая физиономия, и что-то держит в руке, спрятав под халатом; ну, каторжник, да и только!
Пристав, слегка бледный, делает шаг вперед и, знаком приблизив к себе на всякий случай двух городовых, спрашивает у страшного незнакомого:
- Что у вас в руке?
- А вам какое дело? - отвечает страшный неизвестный.
- Отдайте!
Мы все стали и ждем: вот сейчас увидим пистолет. Пристав храбро протягивает руку.
- Извольте, - спокойно отвечает страшный незнакомец.
И, о, ужас! Оказывается, кожаный портсигар. Физиономия храброго пристава моментально представилась нам глупою.
- Кто вы?
- Не ваше дело.
Пристав начинает сердиться.
- Как вы смеете так отвечать полиции?
- А вы как смеете врываться ночью в частный дом, где живут честные люди? Здесь живет женщина, вы ее можете до смерти испугать, она беременная.
- Мы исполняем предписание высшего начальства, - отвечает пристав.
Приступают к обыску. Ищут бумаги. Нападают на кухаркины счета, записочки на женское имя.
- Все больше любовные, - меланхолично замечает пристав.
- Вот еще важные документы, - говорит с серьезным видом опасный человек, подавая бумажки.
- Что это? - спрашивает пристав.
- Прачкины счета, - был ответ секретного незнакомца.
Обыск продолжается.
- Позвольте мне исполнить долг естественной надобности? - спрашивает незнакомец.
Пристав совещается с полицмейстером и с жандармским офицером, и решаются под конвоем двух городовых допустить каторжника в ретирадное место.



Каторжник.

Я скромно заявляю, что мне кажется, что тут недоразумение: ясно, что это не бежавший из Сибири каторжник.
- А лицо-то у него какое! - с убежденным ужасом отвечает мне пристав.
- Лицо разбуженного человека, нечесаного и немытого, и больше ничего, - говорю я.
Решили войти в комнату, где спала женщина. Таинственный жилец протестовал, что ее могут до смерти испугать.
Я тоже протестовал, предложив послать к ней горничную, чтобы ее разбудили и предупредить, а затем достаточно одному приставу к ней войти, а не всем. Так и сделали. Ничего не оказалось, кроме довольно красивой женщины в ночной рубашке. В конце концов обобрали бумажки, сложили, велели под конвоем незнакомцу одеться и повезли его в закрытой карете в секретный номер в доме обер-полицмейстера.



Санкт-Петербургский обер-полициймейстер
граф Петр Андреевич Шувалов (1827-1889).

В то же утро я поехал к графу Шувалову высказать ему сомнения моей совести.
- Ce sont vos premieres armes (Это ваше первое оружие - фр.), - сказал мне граф в виде приветствия.
- Qui, monsieur le comte, - ответил я, - mais je crains qu'elles ne soient de carton (Да, ваша светлость, но я опасаюсь, чтобы оно не оказалось картонным - фр.).
Я объяснил графу мои сомнения. Он рассмеялся и сказал мне, что показания полицмейстера и пристава совсем иного характера. Несравненно более драматического.
- И если это не бежавший каторжник, - заключил граф по-французски, - во всяком случае это подозрительная личность.
Через три дня я был снова у графа. И что же оказалось?
- Вы были правы в ваших сомнениях, - сказал мне граф. - Вчера явился ко мне какой-то почтенный на вид старик и заявляет мне, что у него сбежал уже десятый день племянник, военный инженер такой-то, что он чудак и уже в третий раз сбегает с квартиры и поселяется у своих любовниц. Мне пришла мысль, - продолжал граф, - показать ему нашего таинственного арестанта; его приводят, - и старик, как увидел, вскрикнул: «Миша!» - и прямо в его объятия. Оказалось, что этот каторжник был действительно военный инженер, не только скрывавший свою фамилию, но и надевший, Бог весть для чего, штатское платье.
Князь Владимир Петрович МЕЩЕРСКИЙ.
Воспоминания.



Пески.
Церковь Шестоковской иконы Божией Матери.
Старорусская улица, 8 -
перекресток 8-ой Рождественской
и Новгородской улиц.

Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ




ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
3 сентября 2004 года

Десять лет я озвучивал фильм,
но это было немое кино



Убитые дети Беслана.
Начало сентября 2004 года.

В Петербурге, как и в других городах России, отменено большинство культурно-массовых мероприятий, запланированных на выходные, на которых возможно скопление большого числа людей. Как передает «Интерфакс», праздничные и иные мероприятия отменяются в целях безопасности горожан в связи с терактом в Беслане.



Журналист Анна Политковская.

Попытки оппозиционных журналистов Анны Политковской («Новая газета») и Андрея Бабицкого (радио «Свобода») прибыть в Беслан на освещение событий теракта не удались: Политковкую слегка отравили уже в самолете, подсыпав ей нечто в чай, и она была увезена в московский госпиталь, а Бабицкого задержали еще в Москве в аэропорту Внуково, обвинив в организации драки с двумя некими гражданами, после того, как в багаже Бабицкого не оказалось бомб, из-за которых сотрудники безопасности аэропорта пытались снять журналиста с посадки.



Журналист Андрей Бабицкий.

Руководство мюзикла «Норд-Ост», которому администрация петербургского «Мюзик-холла» так и не разрешила выступить на своих подмостках несмотря на ранее заключенный договор, продолжало писать письма в Смольный, который, судя по всему, негласно находился в этом конфликте на стороне «Мюзик-холла». Тем временем в прессе появились сообщения о том, что ночью неизвестными была подожжена дверь в квартиру директора «Мюзик-холла» Анжелы Хачатурьян в доме № 8 по Введенской улице. В квартире никого не было, так как там шел ремонт, в результате воспламенения пострадала лишь входная дверь, огонь не распространился в квартиру из-за приезда пожарных.



Архитектор
Александр Сергеевич Никольский (1884-1953)
- автор проекта Кировского стадиона,
зачем-то снесенного при Валентине Матвиенко.

В Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка «Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма», организованная музеем и институтом Современного искусства (ПРО АРТЕ) и отражающая творчество архитекторов-конструктивистов 1920-х - 1930-х годов. Среди наиболее ярких реализованных в материале проектов, с которыми можно было ознакомиться на выставке, - школа на улице Ткачей (архитектор Григорий Симонов), здания районных фабрик-кухонь (архитекторы Армен Барутчев, Иосиф Меерзон, Яков Рубанчик), спортивные сооружения (архитектор Александр Никольский).



Фрегат «Штандарт» из Санкт-Петербурга.

В Дании в морском празднике «Под парусами 1000 лет», посвященном истории датского флота, принял участие фрегат «Штандарт» из Санкт-Петербурга - новодельная копия одноименного корабля Петровских времен. Праздник, проводившийся в городе Одензе, иллюстрировал тысячелетнюю историю датского флота. 14 кораблей участвовали в красочном шоу. Фрегат «Штандарт» играл роль корабля национального героя Дании и Hорвегии адмирала Питера Вессела по прозвищу Торденскьольд, который сражался против шведских «захватчиков», выплывших на поморской ладье под шведским флагом, громко палившей.

Картина Рафаэля «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» («Мадонна Альба») прибыла из Вашингтонской национальной галереи в Эрмитаж, где экспонировалась в течение 5 недель. В музее проводилась акция «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Ранее эта картина уже долгое время «жила» в Зимнем дворце, так как в 1836 году полотно было приобретено по указанию императора Николая I, однако в 1928 году продано за границу в числе других 27 работ и оказалось в коллекции американского миллиардера Эндрю Мэллона. Позже картина Рафаэля была подарена им Национальной галерее в Вашингтоне. Ранее галерея предоставляла возможность петербуржцам увидеть два других полотна, некогда находившихся в собрании Эрмитажа, - «Благовещение» Яна ван Эйка и «Венеру перед зеркалом» (в 1997 и 2002 годах соответственно).



Венера перед зеркалом.
Художник Тициан.



Эрмитаж, историк Сергей Лебедев, Николай I, терроризм, Зимний дворец, террористы, выставки, спорт, террор, историк Николай Мазуренко, Петербургский век, праздники, Петербургский анекдот, десять лет назад, Николай Мазуренко, Смольный, СМИ, флот, Музей истории Санкт-Петербурга, пресса, полиция, Сергей Лебедев, анекдоты, архитектура, Петербургский листок, «Новая газета»

Previous post Next post
Up