ОКОНЧАНИЕ; ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ ЧИТАЙТЕ
ЗДЕСЬНАЧАЛО ЧИТАЙТЕ
ЗДЕСЬ
Знак в память 200-летия Санкт-Петербурга
для классных чинов
управления Санкт-Петербургского Градоначальства
и столичной полиции.
24.04.1903.
В Санкт-Петербурге по инициативе Н.В.Клейгельса был создан Музей Санкт-Петербургской полиции в доме № 91 по Невскому проспекту. Вот что рассказывала о музее «Петербургская газета» 12 января 1901 года:
«ОСМОТР ПОЛИЦЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Прокурор С.-Петербургской судебной палаты действ. стат. сов. И.К. Максимович, прокурор С.-Петербургского окружного суда А.А.Лопухин и председатель С.-Петербургского мирового съезда действ. стат. совет. И.П. Путилов осматривали специальную школу для всех чинов столичной полиции и Музей С.-Петербургской полиции, учрежденные при полицейском резерве в здании Александро-Невской части, окончательно теперь сформированных. При осмотре присутствовал С.-Петербургский Градоначальник ген.-лейт. Н.В.Клейгельс».
Через десять дней «Петербургская газета» вновь вернулась к этому необычному учебно-экспозиционному центру, рассказав о нем в № 21 за 22 января (4 февраля) 1901 года:
«МУЗЕЙ И ШКОЛА ОХРАНЫ ПЕТЕРБУРГА
Петербургское Градоначальство давно было озабочено улучшением охранного состава путем педагогических воздействий и учреждением постоянного музея и школы для вновь поступающих на службу по охране столицы.
Полицейские на Дворцовой площади.
Фото 1900-х годов.
Это доброе дело, начатое Градоначальником г.-л. Н.В.Клейгельсом, получило надлежащее осуществление, и вчера, 21 января, Музей столичной полиции и специальная школа для всех чинов полиции, учрежденных при полицейском резерве (городовые, околоточные и офицеры), были предоставлены для обзора. Ознакомил присутствующих с учреждениями начальник резерва ротмистр В.К.Галль. С.-Петербургский резерв существует ровно 30 лет, полицейское управление в столице считается с 1718 г., когда генерал-полициймейстером был назначен Дивьер. В настоящее время резерв имеет три отдела; так же распределяется конная стража. Последняя занимает в столице три пункта, которые составляют треугольник, и с каждого пункта в любое место стража поспевает в восемь минут. В ведении резерва находятся все пути сообщения столицы, а также извощики, кучера и т.п.
Петербургский городовой.
Фото 1900-х годов.
Обзор после обстоятельного вступления, сделанного начальником резерва, начался со школы, где городовые, околоточные и офицеры знакомятся с тем делом, против которого приходится им охранять мирную столичную публику. Тут фигурируют всевозможные орудия взлома - «фомки», «разрыв-трава» и т.п., образцы шулерских приемов при играх (очень интересна игра всемирная в «ремешок»), запрещенные вещи - финские ножи, свистульки и т.д., образцы проделок «форточников». С санитарным делом городовые знакомятся по ряду образцовых построек, с пожарным делом - по аппаратам различных систем, с проделками торговцев - по образцам весов, гирь, аршинов и т.п., не разрешенных законом к обращению. Здесь же представлены все виды форм полицейской службы и во все время существования таковых начиная с Петра Великого. Оригинальные костюмы полицейских были во времена Бирона: теперь так наряжаются акробаты во время представления. Между прочим, в школе знакомят с теми приемами, которые практикуются арестантами, чтобы заполучить водку или табак.
Разве справишься с таким народом?
Фотография Н.Б.Нордман-Северовой. 1900-е годы.
Арестанты иногда проявляют недюжинные способности фокусников. Складные чайники для кипятка, в которых проносится запрещенное, образцы кусков мыла с водкой и т.д. Выставлены фотографии высокопоставленных лиц, которых должны знать чины полиции в лицо. Из школы перешли в музей. Здесь все, собранное хотя и в недолгий срок, около 8 месяцев, представляет надлежащую иллюстрацию полицейской службы и охраны обывателя во все времена существования Петербурга.
Дореволюционный жетон
«Полицейский десятский».
Посетителей в музее встретили два безмолвных «джентльмена»: алебардист с своим доисторическим оружием - алебардой «на плечо» времен «Очакова и покоренья Крыма» - и современный «джигит - конный полисмэн» в жандармском головном уборе. Манекены сделаны довольно точно. В музее обращают внимание картины Саламаткина, Боскина и друг., иллюстрирующие полицейское сложное дело во всех его жизненных проявлениях. По стенам развешаны образцы оружия и обмундирования. Есть алебарды 1711 г. «охранителей» дома Меншикова, когда по улицам Петербурга свободно бегали волки. Громадный альбом заключает массу интереснейших видов из полицейской службы. Большая коллекция (в 350) фальшивых монет и печатей, предназначенных для паспортов и сбора на погорелое, обращает внимание. Интересно, было время, когда подделывали платину под золото (во время Крымской кампании). Последнее время подделывают серебряные монеты под золотые 15-тирублевики благодаря сходству одной из сторон и частию другой стороны. В музее хранятся образцы газет с возникновения их существования и по времени изменения их внешнего вида. Приобретена чернильница из морского каучука, всегда кажущегося на осязание теплым, на которой изображены художественно фигуры городового, дворника, околоточного. Громадное количество гравюр, образцов афиш за сто лет свидетельствует о большом труде, посвященном их сбору.
Моцион с похмелья.
Художник Р.Жуковский. 1840 год.
Все помещения столичной полиции, ночлежные дома и эпизоды из этой жизни имеются в великолепных фотографиях поручика Старцева. Со временем в школе будет введен класс фотографии и полиция снабжена фотографическими аппаратами для необходимых случаев. Городской стол, в котором регистрируются извощики и кучера, представляет небольшую комнату, но, тем не менее, здесь имеется все под руками. Справки о судимости, о месте жительства, о благонадежности и проч. могут быть сообщены по телефону - достаточно сказать номер возницы. Есть, оказывается, «желтоглазые», которых штрафовали и сажали под арест до 40 раз - они все-таки не исправлялись от своих грубых выходок. Регистрируется до 50 тысяч «управителей лошадей».
Здание приюта Общества попечения об отставных нижних чинах
и оставивших службу вольнонаёмных служащих
Санкт-Петербургской столичной полиции и Управления градоначальника
с церковью Святого Николая
имени Н.В.Клейгельса.
Приют заложен 29-го сентября 1902 года.
Освящение приюта состоялось 26-го октября 1903 года.
Ушаковская улица - улица Зои Космодемьянской, дом № 27.
В конце всего были показаны общежития городовых, их столовая с «артельным» буфетом, где больше двух рюмок водки не полагается, биллиардная, фехтовальная, гимнастическая и проч. В общежитии устроена образная, т.е. помещение вроде часовни, где всегда теплятся лампады, и во время праздников совершаются богослужения. В общежитии показаны приемы обороны во время нападения преступников с оружием. Сделанные примеры показали хорошее ознакомление полицейских с гимнастикой, которой их обучал г.Пытлясинский, а также умение обращаться с оружием. В заключение всего г.Галль высказал, что предполагается к организации велосипедная полицейская команда, преимущественно для пригородов, и что в этом направлении уже сделаны довольно удачные попытки. Всем были розданы на память брошюры «Об основах полицейской службы» и «Руководство для изучения обязанностей городового».
В экспозиции были представлены форма охранителей порядка, их вооружение, из которого они стреляли, рубили и били непослушных сограждан: знаменитые шашки, прозванные в народе селедками, резиновые дубинки. Няряду с этим коллекция имела и орудия преступления: фомки, с помощью которых вскрывались жилища обывателей, топоры, которыми убивали жертв, обманные гири и измерители длины и кубических величин - все они были меньше установленных стандартов.
7 (20) ноября 1901 года «Ведомости С.-Петербургкого Градоначальства и столичной полиции» сообщили: «6-го сего ноября в 2 часа дня воспитанники II-го класса Императорского Училища правоведения во главе с профессором полицейского права С.-Петербургского университета С.В.Ведровым и классным воспитателем прибыли в резерв С.-Петербургской столичной полиции, Невский просп., 91, для осмотра Музея столичной полиции. Воспитанники, между прочим, осматривали: казармы городовых, кухню, пекарню, классы офицеров полиции, околоточных надзирателей и городовых.
Знание Санкт-Петербургского Градоначальства
на Адмиралтейском проспекте, дом № 6,
в котором коммунисты расположили свою ВЧК.
Фото 1990-х годов.
В классе офицеров было обращено внимание на шкап с преступными орудиями и играми, причем разъяснены приемы разного рода мошенничеств, взломов и показаны шулерские карты, а также разного рода приемы, употребляемые арестантами для проноса запрещенных предметов в места заключения. Показан также класс фотографии, произведены антропометрические измерения, показаны приемы самообороны, электрическая пожарная сигнализация, предметы вооружения и снаряжения иностранной полиции и т.д. Объяснения давал начальник полицейского резерва В.Ф. Галле».
Конная полиция.
Фото 1900-х годов.
Многие лица из окружения Николая Васильевича не разделяли его взглядов на подготовку сил охраны порядка для столицы Российской империи: «По словам Бутовского, секретаря Клейгельса, видно, что Клейгельса занимают больше мелочи, - записала 21 июня 1901 года в своем дневнике Александра Викторовна Богданович. - Теперь он занят рассылкой своих изданий, которых явилось несколько экземпляров, между ними: «Резерв петербургской полиции, школа. Музей и т.д.», затем книжечка «Приемы самообороны для полиции». Как-то странно звучит название этой книжки, про которую Плеве сказал, когда Е.В. (Евгений Васильевич Богданович (1829-1914) - муж автора дневника, генерал от инфантерии, староста Исаакиевского собора - С.Л.) его спросил, правда ли, что Клейгельс уходит: «Человек, который издает подобные книжки, не представляется уходящим, значит, у него есть возможность самообороняться, раз он учит других самообороне». Бутовский говорил, что, когда учили городовых приемам самообороны, двое из них пострадало - один сломал себе ногу, другой шею. Про эту затею Бутовский сказал: «Настоящие пустяки».
В заключение приведем строки из болтливых воспоминаний графа Сергея Юльевича Витте, характеризующих Санкт-Петербургского Градоначальника генерал-майора Николая Васильевича Клейгельса следующим образом: «Он всегда держал себя с сознанием своей красоты, и именно красоты гренадерской, связанной с внешним величием».
Санкт-Петербургский Градоначальник
генерал-майор Николай Васильевич Клейгельс.
Фото 1900-х годов.
Итак, вот что писал граф Сергей Юльевич Витте о Клейгельсе, который управлял Санкт-Петербургом в 1895-1904 годах: «Назначение Клейгельса генерал-губернатором в Киеве очень всех удивило, ибо хотя Клейгельс и был недурной градоначальник, по крайней мере не хуже других, которые были ранее его, например генерала фон-Валя, и, несомненно, лучше бывших после него, а в том числе и нынешнего градоначальника Драчевского, но тем не менее он представлял собой человека весьма ограниченного, малокультурного и гораздо более знающего природу жеребцов, нежели природу людей. Но как человек Клейгельс был недурной и довольно комичный своею важностью. В молодости, вероятно, он был красивый гренадер, и, будучи градоначальником, хотя в то время он был уже в пожилых летах, он всегда держал себя с сознанием своей красоты, и именно красоты гренадерской, связанной с внешним величием. Причем, когда он начинал говорить, то говорил с расстановкой, крайне возвышенными словами, часто иностранного происхождения.
Полицейский патруль на улицах Санкт-Петербурга.
Фото 1900-х годов.
Очень часто Клейгельс начинал разговор с сакраментальной фразы: «Хотя я человек известных форм, но…» и т.д. - далее идет какая-нибудь мысль.
Таким образом, большинство петербуржцев знало, о ком идет речь, если кто-нибудь произносил фразу: «Хотя я человек известных форм», - значит, разговор идет о Клейгельсе».
Арест и конвоирование переодетых городовых.
Фото Я.В.Штейнберга. Февраль 1917 года.
Клейгельс стал последним «предреволюционным» градоначальником, который активно сопротивлялся радикализации политической обстановки в столице и в России в целом. Это, пожалуй, наиболее яркая и колоритная фигура в числе петербургских градоначальников конца XIX - начала XX столетий.
Праздник пятилетия октябрьского переворота 1917 года.
Сожжение «городового». 1922 год.
Рекламный стенд в Санкт-Петербурге.
Фото февраля 2012 года.