ИСТОРИКИ СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ, НИКОЛАЙ МАЗУРЕНКО: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛИСТОК И АНЕКДОТ. 18 ИЮЛЯ.

Jul 30, 2014 15:06



.



ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
6 июля ст.ст. - 18 июля н.ст. 1896 г.



Гороховая улица.
Открытка 1900-х годов.

ПРОТОКОЛЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ
ПО САНИТАРНЫМ НАРУШЕНИЯМ
…23-го июня. Медико-полицейским персоналом 3 участка Спасской части произведен осмотр пирога с рисом и рыбой, купленного в мелочной лавке купца Ивана Антонова в д. № 50 по Гороховой улице, причем найдено, что рыба в пироге (треска) ослизлая, темно-желтого цвета, немытая, с костями, шелухой и гнилостным запахом; рис с кислым протухшим запахом, в мякости пирога оказалась щепка…













Кирпичный переулок.

…26-го июня. Частным врачом Адмиралтейской части совместно с Полициею 1 участка той же части произведен осмотр пирожка, купленного в мелочной лавке крестьянина Сергея Жукова в доме № 1 по Кирпичному пер., причем в пирожке этом оказался запеченным таракан.
«Ведомости СПб. Градоначальства
и Столичной Полиции», 1896, № 155

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО




ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ



Вид Невского проспекта от Аничкова дворца.
Художник М.Махаев. 1750-е годы.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КАВАЛЕРА В ДЕВИЦУ

В то время, когда четвертая поездка д’Эона в Петербург расстроилась, французским послом в Лондон был назначен герцог Ниверне, один из самых заметных представителей среди тогдашней французской аристократии, а в секретари был дан ему д’Эон, который вместе с тем, подобно тому, как это было прежде при отправке его в Петербург, должен был исполнять обязанности тайного агента Людовика XV. Окончив свое поручение, герцог Ниверне уехал из Англии во Францию, передав д’Эону управление французским посольством до назначения нового посла, который и явился в лице графа де-Герши.



Шевалье д’Эон в дамском платье.

Между ним и д’Эоном произошли столкновения вследствие того, что д’Эон истратил из посольских денег такую сумму на расходы по посольству, которую граф де-Герши, человек чрезвычайно рассчетливый, не хотел принять на счет правительства. Одновременно с этим д’Эон предъявил к королевской казне претензию в громадных размерах, а именно 317 000 ливров и, так как он не находил покровительства короля в своей вражде с графом де-Герши и не надеялся получить от правительства удовлетворения своей финансовой претензии, то и пригрозил обнародовать имеющуюся у него в руках секретную переписку, которую он вел как с советниками Людовика XV, так и с ним самим…



Писатель Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799).

… д’Эон потерял у короля свой прежний кредит, и от него потребовали выдачи находившихся у него секретных бумаг. Д’Эон упорствовал, почему для переговоров с ним по этому делу в Лондоне был употреблен знаменитый писатель Бомарше. После многих скандалов, обративших на себя внимание и английской, и французской публики, д’Эон за условленное денежное вознаграждение согласился выдать Бомарше секретные бумаги, но в сделке по этому предмету, кроме требования от д’Эона сохранения в глубочайшей тайне всего прошлого, было, между прочим, постановлено, что кавалер д’Эон обязуется надеть женское платье и не снимать его никогда…



Король Людовик XV (1710-1744).

Как бы то ни было, но жребий д’Эона был решен в Версали. Что же касается его самого, то он пустился в мистификацию. Так, в одном из своих писем он пишет, что женская одежда будет несообразна с его полом, и что он сделается предметом толков и насмешек, почему и просил разрешить, чтобы женское платье было для него обязательно только по воскресеньям. Просьба эта оставлена без уважения. В другом письме, напротив, он заявлял о своей принадлежности к женскому полу и даже хвалился тем, что, находясь среди военных людей, умел сохранить такое хрупкое добро, как девичье целомудрие.
По смерти Людовика XV д’Эон надеялся было, что королевское повеление о ношении им женской одежды будет отменено, но он ошибся в этом рассчете. Людовик XVI нашел в бумагах своего деда его тайную переписку с д’Эоном и потребовал от последнего исполнения данного ему Людовиком XV повеления. Д’Эон думал отделаться хоть тем, что у него нет никаких средств для снабжения себя таким дамским гардеробом, какой он должен иметь по своему общественному положению. Но такая отговорка нисколько не помогла ему, так как королева Мария-Антуанетта приказала на ее счет экипировать кавалера д’Эона.



Французская королева Мария-Антуанетта.
Художник Элизабет Виже-Лебрен, 1785 год.

Исполнение этого было поручено королевской модистке мадмуазель Бертен, первой тогдашней мастерице своего дела, а потому д’Эон вышел из ее рук самой изящной щеголихой. Видя, что ничто уже не помогает, д’Эон начал и с своей стороны прямо заявлять, что он женщина, но только одаренная от природы храбростью мущины. В письме своем к графу Верженю д’Эон сообщал, что он как девица надел женское платье в день св. Урсулы, защитницы и покровительницы 11 000 непорочных дев… Добавим к этому, что превращению его в женщину содействовала отчасти и княгиня Екатерина Романовна Дашкова, приехавшая в Лондон в то время, когда вопрос о том, мужчина или женщина кавалер д’Эон? - был в самом сильном разгаре. Она хорошо знала кавалера д’Эона по дому своего дяди, и насмешки ее над д’Эоном как над женщиной подтверждают тот факт, что княгиня Дашкова была с ним знакома в то время, когда он явился в Петербург в дамском костюме…



Княгиня Екатерина Романовна Дашкова.

Когда же вспыхнула французская революция, то он обратился в 1791 году с просьбою в национальное собрание, домогаясь занять прежнее свое место в рядах армии и объясняя, что сердце его восстает против чепцов и юбок, которые он носит. Но республиканское правительство было непреклонно и не допустило под свои трехцветные знамена такого сомнительного, хотя и храброго воина…



Шевалье д'Эон в старости.

Директория прекратила выдачу пенсии, и вдобавок к этому д’Эон как эмигрант был объявлен вне покровительства законов. Денежные средства д’Эона мало-помалу иссякли, и он дошел до того, что должен был продать свою библиотеку, в которой обыкновенно проводил почти все свое время. Затем не осталось ничего более, как пуститься в какую-нибудь оригинальность, и он, не снимая женского платья, сделался учителем фехтованья.
Е.П.КАРНОВИЧ.
Замечательные и загадочные личности
XVIII и XIX столетий. С 13 гравюрами.
СПб., «Издание А.С.Суворина», 1881.



Дуэль на малых рапирах в 1760-х годах.

Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ



дипломатия, Николай Мазуренко, санитария, историк Сергей Лебедев, полиция, Петербургский век, Сергей Лебедев, анекдоты, Франция, Петербургский анекдот, Петербургский листок

Previous post Next post
Up