Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ: У ГРАНД-ОТЕЛЯ ЕВРОПА ПОРА УСТАНОВИТЬ СКУЛЬПТУРНУЮ ГРУППУ "ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ".

Jul 24, 2014 23:11



.



Похищение Европы. Крым. Судак.
Скульптор Б.А.Свинин, архитектор Ю.Т.Савченко.

Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ:

ПРОИЗОЙДЕТ ЛИ
У ГРАНД-ОТЕЛЯ
«ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ»?

Сегодня мы с вами, уважаемые читатели, живем в цивилизованном европейском государстве, вступившем во все мыслимые и немыслимые европейские блоки, союзы, соглашения, пакты, советы и комиссии.
В начале XX века в Санкт-Петербурге была Европейская улица. Сейчас напрасно мы будем искать такой топоним на карте «самого европейского города России». Его нет, о чем и сообщается в справочниках, посвященных петербургской топонимике. В одном из них читаем: «Европейская ул. (Калининский район, Полюстрово) (1910-1970 гг.) - вошла в застройку пр. Маршала Блюхера». Так что не ходите и не ищите.
Между тем одним из самых «европейских пунктов» Санкт-Петербурга является Михайловская улица и Гранд-отель «Европа». Ансамбль Михайловской улицы и Михайловской площади (ныне площади Искусств) был создан, как известно, в 1810-х - 1830-х годах по проекту гениального зодчего Карла Ивановича Росси.


.


Похищение Европы



«Похищение Европы». Часы каминные.
А.Гусман. 1910-е годы.



Похищение Европы.
Скульптор К.Гарапач.
Бронза, золочение. 2008 год.

Как ни парадоксально, в самой гостинице или возле нее нет памятного знака, скульптурной композиции, символизирующей Европу. Между тем сюжет скульптуры напрашивается сам собой - это «Похищение Европы»!
Еще в 1998 году в газете «Петербургский Час пик» я предлагал создать у Московского вокзала на Лиговском проспекте площадь Европы и установить там скульптурную группу «Похищение Европы», объявив международный конкурс. Тогда проект реализован не был.
Прошло несколько лет - и неожиданно очень похожий проект площади Европы с композицией «Похищение Европы» в центре появился в… Москве. Эту площадь возле Киевского вокзала открыли 15 сентября 2002 года во время празднования Дня Брюсселя. Автором архитектурного решения стал бельгийский скульптор О.Стребель. Композиция в виде скульптур и фонтана была передана в дар городу Москве бельгийской стороной.
А 27 сентября 2003 года, по сообщению петербургских СМИ, в Санкт-Петербурге состоялась «торжественная церемония открытия Площади Европы» на Васильевском острове на берегу залива у гостиницы «Прибалтийская». Открывали площадь при участии бывшего Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера.



На Михайловской улице.
Фото 1930-х годов.






На Михайловской улице.
Фото 2000-х годов.



Похищение Европы.
Бронзовая скульптура работы В.А.Серова.
1910 год.



Похищение Европы.
Художник В.А.Серов. 1910 год.

В декабре 2005 года был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции площади Европы в Санкт-Петербурге. Заявки принимались только от молодых российских и европейских архитекторов (не старше 35 лет), которые могли предложить свои идеи, как лучше всего обустроить пространство к западу от гостиницы «Прибалтийской» - вероятно, часть знаменитого морского фасада Санкт-Петербурга. Пятнадцать членов жюри в 2006 году отобрали лучший проект который, кажется, был удостоен премии размером в 10 тысяч евро.
Как видим, для участников конкурса были предусмотрены возрастные ограничения. По сути речь шла о возрастной дискриминации, поскольку опытные и зрелые архитекторы не были допущены к участию, что, конечно, несправедливо. Между в тексте Конституции России запрещены все виды дискриминации.
Тем временем в Ботаническом саду Лесотехнической академии, где отсутствовала ограда, посетителями интенсивно уничтожалась скульптурная композиция «Похищение Европы», созданная в советские годы скульптором Б.А.Свининым. (1) У женской фигуры вандалы отломили руку; имелись и другие утраты.



Похищение Европы.
Художник В.А.Серов. 1910 год.



«Похищение Европы». Скульптор Б.А.Свинин.
Ботанический сад Лесотехнической академии.
Фото 1990-х годов.

Где же сегодня искомая «Площадь Европы» с памятником «Похищение Европы»? К сожалению, она в Санкт-Петербурге так и не появилась. Между тем Гранд-отель «Европа» успешно действует, и именно он исторически является своего рода «европейским сердцем» Санкт-Петербурга.



Похищение.
Художник Алексей Штерн. 1997 год.

По нашему мнению, на Михайловской улице у входа в Гранд-отель или в парадной галерее первого этажа вполне возможно установить небольшую композицию «Похищение Европы», проведя для этого всемирный конкурс под патронажем губернатора Санкт-Петербурга. Скульптурные работы, которые будут признаны лучшими по результатам всемирного конкурса на проект памятника «Похищение Европы», могут быть переданы в дар другим городам Европы от имени Санкт-Петербурга.
Традиция создания таких скульптурных композиций и живописных работ в русском искусстве имеется. Вспомним, что замечательный русский художник Валентин Серов на Карельском перешейке в своей усадьбе близ финской деревни Ино в начале XX века создал серию картин, посвященных временам античным, легендарным и мифологическим. Кто не помнит его известной серии «Одиссей и Навзикая»? Тогда же он создал варианты своей известнейшей картины «Похищение Европы», окончательный вариант которой был представлен публике в 1910 году. (2) В Русском музее имеется бронзовая модель скульптуры «Похищение Европы», выполненная самим Валентином Серовым в том же 1910 году.
Сегодня в Гранд-отеле «Европа», кажется, около 300 номеров. В каждом из них можно повесить акварели, графику, масло, созданные петербургскими художниками. Они по-своему могли бы проиллюстрировать знаменитый античный сюжет с «Похищением Европы», фоном которого стали бы знаменитые достопримечательности Санкт-Петербурга. Картины тоже можно отобрать по конкурсу, проведя его среди петербургских художников.

Сергей Борисович ЛЕБЕДЕВ,
историк
Тел.: 442-68-52



Михайловская улица в 1830-х годах.



Михайловская улица, украшенная в честь пребывания
в России президента Франции Эмиля Лубе. Фото 1902 года.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Золотая книга Санкт-Петербурга. Промышленность, строительство, наука, транспорт, связь. СПб., «Независимый продюсерский центр», 2000, с.31.
(2) Чугунов В.И. Валентин Серов в Петербурге. Л., «Лениздат», 1990, с.175, 176, 181-182.
(3) Буслович Д., Персианова О., Руммель Е. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л.-М., «Советский художник», 1966, с.191-192. См. также: Государственный Русский музей. Скульптура. XVIII - начало XX века. Каталог. Л., «Искусство», 1988, с.133, № 1088; Чугунов В.И. Валентин Серов в Петербурге. Л., «Лениздат», 1990, с.175, 176, 181-182.

Европейская улица, Похищение Европы, Площадь Европы, Европа, историк Сергей Лебедев, Совет Европы, Европейская гостиница, Гранд-отель «Европа», памятник Похищение Европы, Росси, международные конкурсы, Невский проспект, гостиница Прибалтийская, Михайловская улица, Сергей Лебедев, гостиница «Европа», Сергей Лебедев историк, Валентин Серов

Previous post Next post
Up