Ингуши и танец «Исламей». Культурные связи ингушей и кабардинцев
Источник: «Адыгские народные танцы», Нагайцева Л. Г., Нальчик, 1986 год, стр. 32, 33.
https://drive.google.com/file/d/1TOtCUb0vw-kYmiAfgMXE1ZpK2N70cFP7/view?usp=drivesdk «Исламей» отличается от танцев группы «Удж» не только своей подвижностью, развитой изобретательной и искрометной техникой, но и происхождением. Так, например, в Кабардино-Балкарии этот танец имеет несколько версий своего происхождения. Одна из них связана с именем известного исследователя общеадыгского фольклора, старшего научного сотрудника, заслуженного деятеля искусств КБАССР 3. П. Кардангушева, который собрал интересные сведения об «Исламее». Вот что сохранила народная память в легендах и сказаниях, проливающих свет на события, оказавшие влияние на происхождение танца. «С давних пор народы Кабарды и Дагестана объединяли прочные экономические, политические и культурные связи. Примерно в середине VIII века, чтобы овладеть секретом производства шелка, два брата княжеской фамилии Мурадовых- Каншао и Ислам со своими людьми отправились в Дагестан и вблизи г. Темирхан-Шуры основали два кабардинских селения. Тогда же получили широкое распространение смешанные браки... Вскоре, овладев секретом, братья вернулись на родину. Они основали два селения: Каншао - в том месте, где Курп впадает в Терек, а Ислам - выше по течению р. Курп. Селения расположены были на границе с Ингушетией и названы по имени братьев Каншаовским и Исламовским (ныне Нижний и Верхний Курп). Жившие в Ингушетии переняли ингушский круговой танец и назвали его «Ингушским». Выучив его, исламовцы быстро распространили по Малой Кабарде. Когда этот танец перешел из Малой Кабарды в Большую, там он получил название «Исламей»- по названию села, из которого пришел...». Версия эта вполне жизнеспособна и правомерна, ибо переселения родами, семьями являлись типичными для тех времен. Установление дружественных отношений с соседями всегда отличало кабардинцев. Мирное сотрудничество способствовало проникновению, смешиванию элементов разнонациональных культур, особенно в социально-бытовой сфере. Заимствование у ингушей кругового танца, удобного для соревнования, темпераментного и быстрого по характеру, отвечали духу, нравам кабардинцев-исламовцев, которые распространили его по всей Кабарде. И несмотря на то, что кабардинцам с глубокой древности известно было движение танцующих по кругу («уджи»), однако лишь танцы-состязания небольшой группы участников, каким является «Исламей», удовлетворяли потребности молодых людей в самоутверждении».
#лорсдарьяльский