Слова архиепископа Иоанна Поммера «О живых русских силах», произнесены были им в далёком 1928 году. Но как современно звучат они в наши дни!
«Здесь не просто борьба со святой Русью, здесь не только истребление всего русского, истребление соединяется со злобно предрасчитанным издевательством, с истязанием русской души. Русского, дерзающего быть на Руси русских - по-русски, заставляют испить до дна чашу русского отчаяния именно в той обстановке, в которой русский ещё в совершенно недавнее время ощущал в наивысшей мере русскую духовную и внешнюю мощь. Садистически услаждаясь русскими муками и русскими смертями, палачи всего русского и Руси, очевидно, руководятся образцами древнего востока, красноречиво описанного в священных книгах. Полнота победы там намерялась полнотой возможности издеваться над побеждённым, полнотой возможности доводить побеждённого до безысходного отчаяния и убивать его, корчащегося в муках отчаяния и распространяющего вокруг себя настроения отчаяния. Самостоятельным изобретением палачей Руси можно считать разве лишь присуждение осуждённого на смерть копать себе могилу своими же руками. Этот приём палачей Руси стал своего рода символом. Всю Русь, обречённую ими на погибель, они поставили в необходимость самое копать себе могилу руками своих же сынов, по слабодушию поступивших в услужении к палачам Руси, чтобы сказать, что Русь упала в яму, выкопанную руками её же сынов. Приём злейший всех восточных приёмов.Нельзя сказать, что эта дикая система кровожадного садистического востока и в условиях современности не приносила плодов, желанных извергам. Люди, не знающие русского народа и его истории, готовы думать, что погибель русского народа, доведённого до отчаяния, предрешена. Малодушие отдельных представителей русского народа и отдельных групп его как будто подтверждает такое поспешное заключение. При глубоком молчании русского массива, голоса отдельных отступников принимаются за голос народа. Говорят, русские примирились с уничтожением и искоренением Руси Святой. Но это не так. Тихое молчание русского народа - это затишье пред неминуемой и грозной бурей:
«Русь не шелохнется, Русь как убитая...
Но загорится в ней искра сокрытая, Рать подымается неисчислимая, Сила в ней скажется несокрушимая…»
(Н.А.Некрасов)…
Этот подлинный голос подлинно русского сознания возвещается миру сегодня здесь на этом священном месте упокоения русских людей».
«О живых русских силах». Из Слова архиепископа Иоанна на открытии памятника русским воинам на Покровском кладбище в Риге (1928 г.)
Архиепископ Иоанн (Jānis Pommers), Священномученик Иоанн Рижский, родился в семье латышских крестьян в 1876 году.
В 1897 г. окончил Рижскую духовную семинарию, в 1904 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1903 г. по совету протоиерея Иоанна Кронштадтского принял монашество.
С 1904 г. - иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии, стал известен как талантливый педагог. С 1907 г. - ректор Литовской духовной семинарии в сане архимандрита и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. С 1918 г. - епископ Пензенский и Саранский. Был избран на кафедру архиепископа Рижского и всея Латвии, в 1921 г. прибыл в Ригу - уже столицу независимой Латвии.
Иоанн Поммер нашёл Латвийскую Православную Церковь в тяжёлом положении: многие приходы были без пастырей, опустевшие храмы запущены, церковное имущество расхищено, само положение Православной Церкви в новопровозглашённом государстве было неопределённым. В знак протеста против изъятия властями православной собственности, поселился в подвале кафедрального собора. В 1926-1931 гг. - депутат латвийского Сейма, в котором активно отстаивал интересы православной церкви. Владыка решительно выступал в защиту русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры
Осенью 1934 г. был зверски убит на архиерейской пригородной даче у Кишозера. Перед смертью его пытали, привязали к столу и сожгли живым. В последних проводах архиепископа Иоанна приняло участие около 100 000 человек.
Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2001 году. Первый и единственный латыш, причисленный к лику святых.