Все вокруг знают и советуют, что нужно делать молодым музыкантам: как создать музыкальную группу, что такое музыкальное продвижение, как записать первый альбом, как организовать концерт. Мы решили не распыляться на пафосные статьи, а выдать пул базовых, простых и очевидных правил. Их секрет прост - они реально работают и полностью отражают действительность. Без всяких там «вы соберете олимпийский через полгода».
Знакомьтесь и общайтесь: есть такая теория, что связи решают все. Не все, конечно. Но они очень важны. Общение с людьми, которые работают с вами в одной сфере, в музыкальной индустрии, вдохновляет, учит и помогает. Развивайте коммуникативные навыки и не пренебрегайте мероприятиями, где вы сможете познакомиться с интересными людьми.
Пропишите бизнес-план: гремучий лес незнания перестанет казаться таким страшным, если разложить по полочкам все цели и задачи. Обозначьте конкретный результат, которого вы хотите достичь к конкретному сроку, какие способы вы знаете и можете использовать, помощь каких людей вам потребуется (smm-щик, концертный директор, пиарщик, юрист, саундпродюсер и т.д). Главное, без волюнтаризма.
Следите за индустрией: будьте в курсе событий. Это должно войти в привычку, как чтение утренних новостей. Читайте, слушайте релизы, которые взорвали чарты и подумайте, почему они так срезонировали. Следите за ключевыми обновлениями всех каналов, через которые вы продаете музыку. Умейте анализировать веяние трендов и использовать их в свою пользу. Например, подумайте, почему новый альбом Beoynce «Lemonade» явился сенсацией последней недели апреля или почему Сергей Шнуров снова взорвал Ютуб своим клипом “В Питере - пить”.
Click to view
Click to view
Генерируйте интересный контент: любая музыка - это часть целого образа жизни. Ваша задача - показать свой лайфстайл, вдохновить людей и увлечь за собой. Снимайте видеоблоги, ведите дневники, выкладывайте фотографии, рассказывайте о своих событиях и чувствах. Почти у каждого есть смартфон или планшет, не стоит особых усилий сфоткать интересный момент с репетиции, снять видеоприглашение на концерт, рассказать о своих чувствах после прослушивания альбома группы, которую любите. Будьте искренни.
Например, группа Therr Maitz любит пошутить во время гастролей и рассказывает об этом слушателям: оцените, что произошло с вокалисткой Викторией в Тюмени здесь.
Создавайте коллоборации: напишите список групп и исполнителей, которые близки вам жанрово и концептуально. Артисты, чья аудитория потенциально сможет заинтересоваться и вашей музыкой. Разброс имен может быть широкий: от группы друзей или успешный зарубежный артист, у которого вы хотели бы сыграть на разогреве. Подумайте, с кем из этих артистов, вы можете сделать совместный трек. Не забывайте про кавер-версии известных песен в вашем жанре - они могут пригодиться, разучите парочку.
Самообразовывайтесь: прочитайте книгу Дональда Пассмана «Все о музыкальном бизнесе», мониторьте открытые лекции в бизнес-школе RMA на кафедре музыкального менеджмента. Посетите курсы по саундпродюсированию в городе, где вы живете или изучите онлайн-курсы, предлагаемые на coursera.org в разделе «Музыка и искусство». Не упускайте возможность посетить хороший мастер-класс или лекцию, главное, отличить: где вам дадут реально интересную информацию или нальют воды в уши.
Участвуйте в сборных солянках: на этапе становления, вы можете найти своего будущего слушателя где угодно: на улице, в клубе, на тусовке, на концерте друзей и т.д. Рассматривайте все возможности выступить, не упускайте своего. Опыт концертных выступлений молодому коллективу необходимо нарабатывать.
Не участвуйте во всем подряд: да, противоположный предыдущему правилу пункт. Но после момента, когда вы сказали «я здесь, я существую», вы должны следить за своей репутацией. Сборные солянки состоят на 70% из групп, которые никогда не выйдут за рамки «солянки».
Вы не объясните друзьям, которых зовете каждую неделю в беспонтовый клуб на беспонтовый концерт, что вам нужно нарабатывать концертный опыт. И не объясните хорошей площадке, на которую положите глаз в какой-то момент, что играли на этих солянках не потому что вас больше никуда не звали. Не надо вам в эти 70%. То же самое касается площадок и фестивалей,
Будьте адекватны и оценивайте свои возможности: как ни странно, этим грешат очень многие музыканты. В этот черный список можно занести спамерство, истеричные просьбы проголосовать за вас абсолютно незнакомым людям, назойливые письма главному редактору музыкального журнала, реакция на отказ арт-директора клуба аля «Да, вы знаете с кем имеете дело, мы восходящие звезды».
Адекватно оценивайте две вещи: свое музыкальное мастерство и сколько людей придут вас послушать на концерт. Если вы хотите показать, что вы пробивной человек, то действуйте с умом и уважением к людям, от которых Вам что-то нужно.
Не ожидайте всего и сразу: если первый прорыв случится быстро, не обольщайтесь - вас ждет еще сотня таких маленьких или больших прорывов. После каждого вас ждет новый этап, и конца этому не видно - всегда есть куда расти. Не нужно думать, что все будет легко только потому, что вы талантливы или красивы. Продавать музыку и продавать пирожки на рынке - совсем разные вещи. Первое дольше и сложнее. Нежелание всецело посвятить себя упорному труду может сыграть злую шутку, когда вложенные силы и средства не дадут ожидаемого эффекта.
Наращивайте фанбазу: ведь это те люди, которые сделают вашу карьеру.
Будьте близки к ним, старайтесь изучить их и понять. Общайтесь, не надо корчить из себя недоступную звезду перед ними. Будьте благодарны.
Можно проводить закрытые вечеринки для своих по разным информационным поводам, создавайте для этих людей уникальные условия: скидочные билеты, возможность послушать первыми новый альбом, подарки из мерча. Живое общение не заменит ничто, но общайтесь хотя бы онлайн: задавайте и провоцируйте вопросы, создавайте обсуждения, поднимайте общие темы. Покажите, что вам правда важно получить от них обратную связь.
Создавайте команду-коммьюнити: музыканты, менеджер, помощники, организаторы. Вы должны мотивировать и вдохновлять свою команду. Внутренний климат очень важен. Старайтесь создать настоящую семью, группу, людей увлеченных делом. Если эти люди с вами только в момент выплат, можно ожидать, что в сложный момент они вас бросят и скажут: сорри, ничего личного. Деньги важны, но доверие и человеческие отношения между участниками группы - важны еще больше. Они должны также гореть проектом, как и вы сами.
Вам может показаться, что вы один: бесполезно винить друзей в том, что они не ходят на ваши концерты каждую неделю. Или винить их в том, что они не скидываются деньгами на ваш новый альбом. Вам может показаться, что поддержки со стороны окружающих недостаточно. Но в конце концов, это же ваш проект? Родители и близкие могут поддержать вас, но сделать за вас музыкальную карьеру - нет. Не обижайтесь также не волшебного продюсера, который должен был прийти и открыть ваш талант миру, но где-то застрял по дороге.
Неприятие мысли о том, что искусство и бизнес неразделимы: если вы человек тонких материй, и уверены, что ваше призвание создавать музыку, а остальное неважно, вам придется столкнутся с некрасивой реальностью. Если вы не играете в эти правила бизнеса, это не значит, что они на вас не влияют. Не хотите этим заниматься сами - делегируйте менеджеру. Ну если совсем не хотите вникать во все эти дела, не жалуйтесь потом, что вас никто не слушает и все плохие.
Репетируйте. Спасибо, кэп. Никому еще не помешало.
Эксклюзивно для журнала Eatmusic:
http://eatmusic.ru/20-zolotyx-pravil-sovety-nachinayushhim-gruppam/