«Во дни Давида и Соломона народ Израиля имел дружеские отношения с царями Тира, и опыт и сноровка финикийцев использовались при постройке Божьего храма в Иерусалиме.
Подъём Египта после смерти Соломона и вторжение фараона в страну ослабили эти тесные дружеские отношения между Израилем и Тиром. Но цари Тира всё ещё были могущественны и сильны, а их влияние было значительным. И когда Ахав, сын Амврия, взошёл на престол Израиля, он счёл целесообразным вступить в союз с Финикией путём женитьбы, и взял Иезавель, дочь Евфаала, в жёны. Сколько преступлений было совершено во имя целесообразности! Эта женитьба была преступлением перед глазами Всемогущего, и судьба Евфаала была предрешена.
Отец Иезавели, Афваал, (что значит «с Ваалом», или довольный его благосклонностью), был первосвященником главной богини финикийцев Астарты Сидонской, как её называют в Библии, которой поклонялись во всех финикийских колониях. Это была главная из женщин-богинь Ближнего Востока, которую почитали под разными именами: Астарта, Иштар (утренняя звезда), Атар -полумесяц, она представляла силу плодородия (Астарет, Астар, Аштарет…). Главный бог мужского пола был, конечно, Ваал (господь), ему поклонялись не так сильно, как Господу или правителю, но как хозяину, владельцу или обладателю. «Ашера» - слово, часто используемое в повествовании времён Книги Царств, относится к имени образа или символа бога или богини рощ и деревьев, или даже куска дерева или камня. Сопоставляя фрагменты различных мифов народов Средиземноморья и Ближнего Востока, мы обнаруживаем, что первоначально мужем Астарты (Асторет) был хананейский бог Эль, и что Ваал был её сыном, который, очевидно стал господом, а мифы прослеживаются от исторических фигур Нимрода, его жены и их ребёнка. Эта вера во всемогущюю мать и её сына была частью религии Иезавели, в которой она и воспитала свою дочь Гофолию (Афалию). Когда её собственный сын был убит Ииуем, она в отместку пыталась уничтожить всё оставшееся семя царской линии в Иудее.
Недовольный своим положением первосвященника, Афваал честолюбиво хотел стать и царём, и убив правившего царя, хотя тот был его собственным братом, занял финикийский трон в Тире.»
Да, непривычно такое чтение между стихами евангелий. Но зато сразу становится понятно и почему Тир, и почему беснование, и почему женщина, и почему так молчалив и неприступен даже Христос.
«До самого конца она не была способна увидеть, что Господь есть Бог; она сохранила свою гордыню, надменность и жестокость сердца, и полагалась только на себя. Если б только она использовала свою несомненную энергию праведно, чего бы только не смог достичь сильный характер этой женщины для Израиля! Она могла бы стать второй Деворой в баталиях за Бога. Но её сердце полностью было склонно к худым делам, и это предопределило, что её кончина должна быть ужасной, что никто не смог бы сказать: «Вот, это - Иезавель». Но её пагубное влияние не закончилось с её смертью. Развращённость, начатая ею, оставила такой след в северном царстве, что её не в силах были устранить последующие реформации. И это неизбежно вело Израиль к гибели. Её имя для потомков стало синонимом всякого рода аморальности.»
Иисус прямым текстом отвечает ей, как бы говоря: что ты хочешь? мы с тобой не просто не одной веры или крови, у нас два совершенно разных мира, я не ищу проповедовать среди хананеев! Однако, она убеждает, что таки одной - хлеб один и тот же, что у рабов, что у хозяев, что у людей за столом, что у псов, которым крохи!
И Иисус возражать не может, потому что хананеянка оказывается правой в своей вере: «О, женщина! велика' вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И она тот час (!) исцеляется.
И ещё одно интересное. Ученики прям просят Его: отпусти, помоги, послушай! И это тогда, когда завидев его однажды с самарянкой у колодца Он сам заговаривает, и даже пьёт с её рук. А ученики, недоумевают, как это Учитель с ней заговорил.
Спасибо! Ценные замечания. А я вот вижу еще некоторую параллель с Книгой Руфь - там Ноеминь уговаривает Руфь и Орфу не идти с ней, как бы отталкивает их. Орфа, как известно, послушалась, а Руфь - нет. В общем, и тут и там - язычницы, которым предлагается уйти подальше, но Руфь и безымянная хананеянка не слушаются.
Правда, что из этой параллели следует - непонятно :).
«Во дни Давида и Соломона народ Израиля имел дружеские отношения с царями Тира, и опыт и сноровка финикийцев использовались при постройке Божьего храма в Иерусалиме.
Подъём Египта после смерти Соломона и вторжение фараона в страну ослабили эти тесные дружеские отношения между Израилем и Тиром. Но цари Тира всё ещё были могущественны и сильны, а их влияние было значительным. И когда Ахав, сын Амврия, взошёл на престол Израиля, он счёл целесообразным вступить в союз с Финикией путём женитьбы, и взял Иезавель, дочь Евфаала, в жёны. Сколько преступлений было совершено во имя целесообразности! Эта женитьба была преступлением перед глазами Всемогущего, и судьба Евфаала была предрешена.
Отец Иезавели, Афваал, (что значит «с Ваалом», или довольный его благосклонностью), был первосвященником главной богини финикийцев Астарты Сидонской, как её называют в Библии, которой поклонялись во всех финикийских колониях. Это была главная из женщин-богинь Ближнего Востока, которую почитали под разными именами: Астарта, Иштар (утренняя звезда), Атар -полумесяц, она представляла силу плодородия (Астарет, Астар, Аштарет…). Главный бог мужского пола был, конечно, Ваал (господь), ему поклонялись не так сильно, как Господу или правителю, но как хозяину, владельцу или обладателю. «Ашера» - слово, часто используемое в повествовании времён Книги Царств, относится к имени образа или символа бога или богини рощ и деревьев, или даже куска дерева или камня. Сопоставляя фрагменты различных мифов народов Средиземноморья и Ближнего Востока, мы обнаруживаем, что первоначально мужем Астарты (Асторет) был хананейский бог Эль, и что Ваал был её сыном, который, очевидно стал господом, а мифы прослеживаются от исторических фигур Нимрода, его жены и их ребёнка. Эта вера во всемогущюю мать и её сына была частью религии Иезавели, в которой она и воспитала свою дочь Гофолию (Афалию). Когда её собственный сын был убит Ииуем, она в отместку пыталась уничтожить всё оставшееся семя царской линии в Иудее.
Недовольный своим положением первосвященника, Афваал честолюбиво хотел стать и царём, и убив правившего царя, хотя тот был его собственным братом, занял финикийский трон в Тире.»
Да, непривычно такое чтение между стихами евангелий. Но зато сразу становится понятно и почему Тир, и почему беснование, и почему женщина, и почему так молчалив и неприступен даже Христос.
«До самого конца она не была способна увидеть, что Господь есть Бог; она сохранила свою гордыню, надменность и жестокость сердца, и полагалась только на себя. Если б только она использовала свою несомненную энергию праведно, чего бы только не смог достичь сильный характер этой женщины для Израиля! Она могла бы стать второй Деворой в баталиях за Бога. Но её сердце полностью было склонно к худым делам, и это предопределило, что её кончина должна быть ужасной, что никто не смог бы сказать: «Вот, это - Иезавель». Но её пагубное влияние не закончилось с её смертью. Развращённость, начатая ею, оставила такой след в северном царстве, что её не в силах были устранить последующие реформации. И это неизбежно вело Израиль к гибели. Её имя для потомков стало синонимом всякого рода аморальности.»
Иисус прямым текстом отвечает ей, как бы говоря: что ты хочешь? мы с тобой не просто не одной веры или крови, у нас два совершенно разных мира, я не ищу проповедовать среди хананеев! Однако, она убеждает, что таки одной - хлеб один и тот же, что у рабов, что у хозяев, что у людей за столом, что у псов, которым крохи!
И Иисус возражать не может, потому что хананеянка оказывается правой в своей вере: «О, женщина! велика' вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И она тот час (!) исцеляется.
И ещё одно интересное. Ученики прям просят Его: отпусти, помоги, послушай! И это тогда, когда завидев его однажды с самарянкой у колодца Он сам заговаривает, и даже пьёт с её рук. А ученики, недоумевают, как это Учитель с ней заговорил.
Reply
Спасибо! Ценные замечания. А я вот вижу еще некоторую параллель с Книгой Руфь - там Ноеминь уговаривает Руфь и Орфу не идти с ней, как бы отталкивает их. Орфа, как известно, послушалась, а Руфь - нет. В общем, и тут и там - язычницы, которым предлагается уйти подальше, но Руфь и безымянная хананеянка не слушаются.
Правда, что из этой параллели следует - непонятно :).
Reply
Но может быть то, что освященная вера имеет таки и значение и смысл?
Reply
Leave a comment