Что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Nov 25, 2012 12:34


В воскресенье, 25 ноября 2012 года читается евангельское зачало О самарянине (Лк., 53 зач., X, 25-37.)

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:
- Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 
Он же сказал ему:
- В законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею ( Read more... )

воскресное евангелие, послания апостольские, Лк

Leave a comment

Comments 5

aleksy_lj November 25 2012, 12:15:43 UTC
История, расказанная Лукой, начинается с того, что «законник некий воста». Любопытно, что слово «законник» не только перекочевало из ЦСЯ в синодальный перевод без всяких изменений, но и в греческом варианте евангелия «номикОс»( νομικός) используется всего один раз. Т.е. Лука использует «номикОс» не с целью выделить этого человека как представителя какого-то класса, группы или религиозной партии, но в обиходном смысле - человек, знакомый с правом, сведующий в законе. Именно в таком значении «номикОс» употреблялось ещё Платоном, лет за триста до описываемых событий. Ну, и понятно, что, учитывая с кем и где происходит действие, тот человек сведущ не в юриспруденции, или какой другой отрасли права, каких не было в том виде, в каком мы их знаем тогда в Израиле, но в Законе Моисеевом, Торе, Писании. Т.е. спрашивает человек, который не может не знать ответа. Во всяком случае общепринятого и традиционного. И у него нет цели получить ответы. Во сяком случае явной. Его цель перевести разговор в удобное для него поле цитат и речений, в которых ( ... )

Reply

aleksy_lj November 25 2012, 12:16:17 UTC
И тут хочется заметить, что самаритян расхожее мнение тогда очень «любило». Они упоминаются ещё у Луки и у Иоанна. Самария упоминается как веселое местечко, где обитают прокаженные. Некая самаритянка у колодца вступает в беседу с самим Учителем (!) о вопросах духовных, тогда как с ними не то что женщинам, не то что о духовном, но вообще нормальному человеку (иудею) не стоит ни общаться, ни есть, ни пить. Наконец, в другом месте самого Иисуса спрашивают, не самаритянин ли Он, вместе с вопросом, не бес ли в тебе? Сами самаритяне (кстати, дожили и до сегодня) учили, что происходят от Иосифа, и как раз они хранят верную веру в Бога. Иудеи полагали, что они иноплеменники, но утащили у них и извратили их родной иудаизм. В общем, запущено было все ещё больше, чем сегодня с теми палестинцами. И вот теперь, на вопрос о ближнем «плисИон» (πλησίον) буквально - о соседе, Иисус и отвечает предельно буквально: да Самаритяне и есть те ближние ( ... )

Reply


mikhail_bar November 25 2012, 12:32:36 UTC
Полагаю для максимального эффекта перехода "чуждость-близость"
нужно подразумевать, что это был Иудей, что , собственно косвенно подтверждается
замечанием что шел из Иерусалима. "Свои" не помогли, помог - "чужой", "враг".
И еще замечательно это усиление приближения: священник даже не подошел,
левит уже колеблется, подошел и все-таки отошел, а уже самарянин - не колеблется,помогает.
И еще не совсем ясно зачем законнику себя оправдывать? Наверное что-то там за кадром,
почему его так ударило это слово о "ближнем".
Впрочем и для нас невыносимо все это слышать.

Reply

aleksy_n November 25 2012, 14:23:25 UTC
Шел из Иерусалима? Да, точно. Косвенно аргумент в пользу что иудей.
Но тогда, что иудею помогли изгои только ещё больше заостряет всю эту речь.

Оправдать? Да, за кадром. Особо не проговаривается.
М.б. просто восстановить репутацию в споре? Сохранить лицо. Хотя бы формально. Ну, или что-то вроде того.

В подстрочнике "оправывать" = дикеОо (δικαιόω).

Reply


aleksy_n November 25 2012, 14:09:16 UTC
Не исключено, что это одно из последних или даже последнее послание Павла. Ему уже шестой десяток. И, даже не зная, сколько точно ему осталось, он не может не догадываться, что не так уж много. Павел пишет своё письмо из тюрьмы. Точно не известно, адресовано оно в Эфес, центр Азии, который спустя пару столетий сменит Константинополь. И насколько же другое христианство будет уже тогда. Или оно будет разослано по разным церквям. И Эфес станет лишь одной из них. Но так или иначе, Павел подводит итоги. Это уже не пламенная речь молодого и талантливого ученика богословской школы. Но слова человека, пожившего жизнь. Он знает, о чем пишет. Знает, какова жизнь и каковы люди. И он знает, что его, скорее всего, будут не раз читать ( ... )

Reply


Leave a comment

Up