...была одна дочь, лет двенадцати

Nov 17, 2011 00:35

В воскресение 20 ноября за Божественной литургией будет читаться Евангелие от Луки. Прозвучит зачало 39

В те дни пришел к Иисусу человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник, народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Лк 8:41-56

Вчера разбирали это зачало на занятиях по церковнославянскому языку, и по ходу обсуждения возникло много вопросов.

Вопрос первый. Почему одно повествование об исцелении как бы встроено в другое? Христос исцеляет кровоточивую женщину по дороге к умирающей девочке, далее повествование возвращается к ней.

Вопрос второй. Дважды на протяжении небольшого отрывка идут детали уточнения: девочке было около двенадцати лет, женщина двенадцать лет страдала кровотечением. Совпадение 12 - 12 случайно или за ним у евангелиста стоит какое-то непонятное непосвященному читателю послание?

Вопрос третий. Почему Христос говорит исцеленной женщине "дщерь"? В Ветхом Завете так обращались пророки к народу: дочь Сиона, дочь Иерусалима. Может быть в этом "Дерзай, дщерь!" есть прикровенное обращение к народу Израиля? Ведь и в рассказе об исцелении девочки подчеркивается, что она дочь начальника синагоги.

И, возвращаясь к первому вопросу: не кажется ли вам, что две эти истории чрезвычайно похожи: больная находится в отчаянном положении (девочка умирает, женщина не нашла исцеления - обе, значит, не нашли исцеления у врачей). Далее следует чудесное исцеление и призыв Христа: "Дерзай, дщерь!" и "Девица, встань!" Возможно, это мне зря прислышалось, но как-то уж очень созвучны эти "востань" и "дерзай".

По-церковнославянски это будет звучать так:

Бысть же егда возвратися иисус, прият его народ: беху бо вси чающе его.
41 И се прииде муж, емуже имя иаир, и той князь сонмищу бе. И пад при ногу иисусову, моляше его внити в дом свой:
42 яко дщи единородна бе ему, яко лет двоюнадесяте, и та умираше. егда же идяше, народи угнетаху его.
43 И жена сущи в точении крове от двоюнадесяте лету, яже врачем издавши все имение, (и) не возможе ни от единаго исцелети:
44 (и) приступльши созади, коснуся края ризъ его: и абие ста ток крове ея.
45 И рече иисус: кто есть коснувыйся мне? отметающимся же всем, рече петр и иже съ ним: наставниче, народи одержат тя и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувыйся мне?
46 иисус же рече: прикоснуся мне некто: азъ бо чух силу изшедшую из мене.
47 Видевши же жена, яко не утаися, трепещущи прииде, и падши пред ним, еяже ради вины прикоснуся ему, поведа ему пред всеми людьми, и яко исцеле абие.
48 он же рече ей: дерзай дщи, вера твоя спасе тя: иди в мире.
49 еще ему глаголющу, прииде некий от архисинагога, глаголя ему, яко умре дщи твоя: не движи учителя.
50 иисус же слышав отвеща ему, глаголя: не бойся, токмо веруй, и спасена будет.
51 Пришед же в дом, не остави ни единаго внити, токмо петра и иоанна и иакова, и отца отроковицы, и матере.
52 Плакахуся же вси и рыдаху ея. он же рече: не плачитеся: не умре (бо), но спит.
53 И ругахуся ему, ведяще, яко умре.
54 он же изгнав вон всех, и емъ за руку ея, возгласи, глаголя: отроковице, востани.
55 И возвратися дух ея, и воскресе абие: и повеле дати ей ясти.
56 И дивистася родителя ея. он же повеле има никомуже поведати бывшаго.

воскресное евангелие, Лк

Previous post Next post
Up