Сегодня отмечается 40-летие пиночетовского переворота в Чили, хороший повод поговорить о фильме, в котором показано как диктатура пала. "Нет" чилийского режиссера Пабло Ларрейна рассказывает о референдуме, в результате которого Пиночет лишился власти.
Итак, 1988 г., под давлением международного сообщества (так в фильме, на самом деле свою роль сыграла и сложная обстановка внутри Чили: всеобщая забастовка и покушение на диктатора в 1986) чилийский режим согласился на референдум о продлении полномочий президенту еще на 8 лет. Чтобы создать видимость демократии, власти позволили оппозиции вести свою агитационную компанию по чилийскому телевидению - 15 минут ночного времени в течении 27 дней. Объединенная ради такого случая оппозиция приглашает для создания рекламных роликов профессионального рекламщика Рене Савейдо (креативщика, как сказали бы сейчас), который долгое время жил за границей в семье политэмигранта, но вернувшийся на родину и зарабатывающий приличные деньги на рекламе. Кстати, его босс активный участник компании на стороне Пиночета, из-за чего у них возникают конфликты и разногласия. Рене с ходу отвергает рекламную концепцию оппозиции и предлагает делать упор не на ужасы диктатуры и жертвах режима, а на позитив и юмор. Косным оппозиционерам такая тактика кажется кощунственной по отношению к убитым чилийцам, но тем не менее именно это и приводит к успеху всей компании. Лозунг "радость приходит", символ - радуга и запоминающиеся мелодии побеждают 15-летнюю диктатуру.
Этот фильм, по моему скромному мнению, должны показывать на всех опповских конференциях и вообще он должен быть обязательным к просмотру для каждого змагара, потому как очень сложно не заметить параллелей между пиночетовской Чили и нынешней Беларусью. "Почему вы голосуете за
Пиночета", спрашивает один из лидеров оппозиции пожилую женщину, основной электорат режима, - "Мои дети учатся, у меня все хорошо, а что касается погибших и пропавших без вести, то это было давно, а сейчас мы идем к демократии", - типичный ответ 83% белорусов. "Верите ли вы, что можете победить на референдуме", - спрашивает рекламщик лидеров оппозиции. "Нет, но наша главная цель - открыть глаза людям и отвоевать сферы влияния у диктатуры", - ответ словно списанный с выступлений оппозиционных кандидатов в любых предвыборных кампаниях. Но при этом фильм очень хорошо показывает степень влияния политтехнологий на избирателя. По большому счету выборы или референдум это тот же рынок, на котором любые идеи и кандидаты не более чем товар, соответственно нет особой разницы между рекламой кока-колы и предвыборной кампанией. Технологии и средства манипуляции одни и те же. Режиссер, конечно, хотел показать, как добро в лице демократов и молодого рекламщика побеждает зло в виде его босса, военных и ЦРУ, но на самом деле мы видим победы одних рекламных технологий над другими. Пиночет побежден не потому, что он диктатор и убийца, а потому что рекламная компания его оппонентов оказалась веселей и креативней. Доморощенной оппозиции есть чему поучиться у чилийских коллег.