Из тупика

Jul 13, 2024 13:56



13 июля  исполняется 96 лет со дня рождения Валентина Пикуля



Да, не стилист. Не Бунин, не Паустовский. Язык местами корявый, и что гораздо хуже - одним и тем же языком, одними и теми же оборотами у Пикуля говорят персонажи, разделенные порой двумя сотнями лет.

Да, переписывал целиком абзацы и целые страницы из редких и малоизвестных книг.

И тем не менее - читайте Пикуля. Читайте сами и детям давайте.

«Доблесть родителей - наследство детей… Каждый шаг, каждое деяние защитников Отечества запечатлевайте в памяти и сердцах детей ваших от самой их колыбели» - слова из монографии по истории русской артиллерии, изданной в 1894 году, он приводит в миниатюре, посвященной Василию Григорьевичу Костенецкому, герою Аустерлица и Бородина. Иной раз - да, списывает из редких и малоизвестных книг целые абзацы и страницы, но чаще названия и авторов редких и малоизвестных книг он указывает, и это тоже повод читать Пикуля.

Очень характерно, что среди персонажей отечественной истории, портреты которых создал Пикуль, мы видим не только генералов, но и людей сугубо гражданских: горных инженеров, землепроходцев, врачей.

В этом отношении едва ли не самая интересная миниатюра Пикуля - это рассказ о Михаиле Константиновиче Сидорове.

Предприниматель, купец первой гильдии, золотопромышленник. Открыл 200 месторождений золота, месторождения угля и графита, пробурил первую на русском Севере, в Ухте, нефтяную скважину.

Он был геологом, географом, археологом, палеонтологом.



Он был инициатором создания Северного морского пути.

Он был, как выразился его биограф Владимир Николаевич Королев, «беспокойный гражданин России».

Валентин Пикуль не был ни первым, ни единственным, кто написал о Михаиле Константиновиче Сидорове. Достаточно того, что Пикуль был одним из немногих, кто о нем написал.

И как написал! Выделил и отобразил именно это человеческое качество - вот это самое беспокойство, подвижничество, увлеченность, неравнодушие; всё то, что и делает человека и гражданином, и патриотом.

И нашел такие слова, которые очищают и возвышают душу, наполняют ее светом, заставляют гордиться своей родиной и ее людьми.

***

Неравнодушие к делу и неравнодушие к людям.

Способность к самоотвержению, готовность постоять «за други своя» - и за своих, и за чужих, не говорящих по-русски. В итальянской Мессине, стертой с лица земли подземным толчком, в китайском Харбине, где бушует чума, в горах Югославии, где идет народная война.

Обостренное чувство справедливости.

О борцах с несправедливостью, с национальным и социальным гнетом Пикуль пишет спокойно и уважительно. Спокойно и уважительно - про низвергателей королей, про заговорщиков и мятежников, про якобинцев, гарибальдийцев и карбонариев. Про то, что Пушкин завидовал Байрону. Про то, что примером для деятелей Великой французской революции стала революция и война за независимость в Северной Америке. Про генерала Клода-Франсуа Мале, человека республиканских и демократических убеждений, восставшего против Наполеона в 1812 году.

В 1814 году в Париж вошла русская армия, и поклониться праху французского генерала пришли молодые русские офицеры.

Впрочем, про декабристов у Пикуля практически ничего нет. Как и про народовольцев. Специально про них Пикуль ничего писать не стал - авторов достаточно.

Но про русскую революцию как таковую; про русскую революцию, как про явление, имевшее свои корни и свою логику, про 1905 год, про февраль и октябрь семнадцатого - есть, и не могло не быть.

Роман «На задворках великой империи» - это обширная панорама жизни страны накануне  1905 года - заканчивается покушением на Столыпина.

Действие романа «У последней черты» заканчивается в марте 1917 года - это о политической и деловой, с позволения сказать, элите Российской империи; о том, что бывает со страной, когда «верхи не могут». О том, что когда верхи не могут, то в стране всё продается и всё покупается.

«Моонзунд» - это в том числе о том, что в годы Первой мировой войны самые грамотные, самые дисциплинированные и самые стойкие воины в бывшей Русской императорской армии и Русском императорском флоте оказывались большевиками - что с изумлением открыли для себя офицеры. О том, что рвавшиеся к Петрограду немцы - за четверть века до «Приказа о комиссарах» от 6 июня 1941 года! - именно их старались выявлять и отделять от основной массы пленных.

***

Роман «Из тупика» - тоже про Первую мировую и про Гражданскую. Лично я роман Валентина Пикуля «Из тупика» ставлю в один ряд с «Тихим Доном» и «Хождением по мукам».

Гражданская война на русском Севере - на Беломорье и Мурмане - известна не очень. Но гражданская война на русском Севере едва ли не ярче, чем где бы то ни было, показала, что русская гражданская война была войной освободительной и Отечественной. Для большевиков и для тех, кто пошел за ними. [1]

Первым командующим Северодвинской военной речной флотилии стал большевик Павлин Федорович Виноградов.

Войсками Северного фронта управляли «военспецы» - генералы бывшей Русской императорской армии Владимир Михайлович Гиттис и Василий Павлович Глаголев. Цвет русского офицерства сражался под красными знаменами.

Кстати, рассказывая о первопроходце русского Севера Михаиле Сидорове, Пикуль отмечает, что в полной мере идеи Сидорова были реализованы уже при Советской власти.

Так не придался ли Валентин Саввич большевикам? Не был ли он коньюнктурщиком и приспособленцем?

Нет.

Он писал только о том, о чём хотел, и только так, как хотел.

Говоря словами Салтыкова-Щедрина, он любил отечество по-своему - не так, как начальство велит. Потому его и читали.

Ни политическим, ни писательским начальством Валентин Пикуль обласкан не был. Сам в начальники не вышел, в президиумах не сидел. В телевизор его не приглашали. Литературоведы его в упор не видели.

Государственной дачи у него не было.

Орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией» и два ордена Трудового Красного знамени у него были. Была Государственная премия РСФСР имени Горького за роман «Крейсера».

За роман «У последней черты» он подвергся жесточайшему разносу от второго в партийной иерархии - после Леонида Ильича Брежнева - человека, Михаила Андреевича Суслова, «серого кардинала» ЦК КПСС.

Роман Пикуля о последнем десятилетии дома Романовых оказался зеркалом, в котором властная верхушка позднего СССР узнала себя - кастовость, оторванность от общества, потеря дееспособности, перерождение и разложение.

К последней, отмечавшейся официально, круглой годовщине революции - семидесятой - вышел фильм по мотивам романа Валентина Пикуля «Моонзунд».

***

Почти сто лет русскому советскому писателю Валентину Пикулю.

Почему он важен, почему он интересен сегодня, сейчас?

Потому что сейчас мы живем на переломе эпох.

Потому что, как он выразился в «Моонзунде», Россию трясет, как корабль, машины которого работают «враздрай» - один винт на «полный вперед», другой - на «полный назад».

Потому что Россия получила шанс и должна выйти из того исторического тупика, в котором она оказалась в начале 90-х годов 20-го века.

Перемены, которые предстоят России, сравнимы разве что с реформами Петра или с Октябрьской революцией.

Конечно, для того, чтобы понять, «что же будет с Родиной и с нами», и что нужно делать, нужны историки-философы, историки-теоретики, такие, как, в первую очередь, Юрий Иванович Семенов [2].

Но помимо понимания нужно ощущение, ощущение связи времен и ощущение себя во времени.

Нужны нравственные ориентиры.

Нужны жизненные примеры.

Вы хотите воспитывать уже не «квалифицированного потребителя», а труженика, беспокойного гражданина, патриота?

Вы собрались увеличить часы по истории в школе?

Книги Валентина Саввича Пикуля вам в руки.

Примечания.

1. Мундир английский. PRoATOM 14.08.2015

https://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6189

2. Беспощадно честное знание: для чего нужна Россия. Историку и философу Юрию Семенову - 85 лет. PRoATOM 03.09.2014

https://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5560

Николай КУДРЯКОВ

Previous post Next post
Up