Пост, который давно хотела написать - про посещение Венского музея истории художеств, а там античный зал, а там римских портретов...мноооого! Как-то я там уже была, потом долго и восторженно рассказывала Натали про римских императоров, дам, детей и просто гопников, но фоток-то не было; сейчас исправляюсь.
Под катом можно поразглядывать людей, живших две тысячи лет назад, и немного посплетничать на тему, как обсуждаешь знаменитостей или соседей во дворе (на большее моих знаний эпохи все равно не хватит...)
Цезарь, конечно же. Очень люблю этот портрет, видно - жесткий, суровый, честный и справедливый человек глядит сквозь тьму; мартовские иды, конечно, уже на горизонте и просматриваются весьма хорошо, но он никогда не сворачивал и тем более сейчас не свернет с дороги.
Если Цезарь аристократ, Траян попроще; силен, суров, прям, честен, этакий генерал, вышедший из солдат; почему-то везде, на всех виденных мной портретах не в тоге, как полагалось бы, а с обнаженным торсом - ну или в доспехе. Есть раннехристианские рассказы об императоре Траяне, язычнике, "справедливейшем из правителей", по молитвам Григория Великого попавшем в рай. По памяти из этих рассказов - история о Траяновой справедливости: однажды он был остановлен бедной вдовой, требующей справедливого суда: какой-то юноша насмерть зашиб колесницей ее единственного сына, отраду и опору ее старости. Траян вынес смертный приговор и только потом узнал, что виновник - его сын; и все равно приговор был приведен в исполнение.
(Он же, лапушка, еще раз напоминал Плинию Младшему в письмах, что анонимные доносы (на христиан) принимать ни в коем случае не надо, что это очень плохой пример, не надо его держаться в наш век!)
На Августа смотреть скорее скучно: портреты у него все по-гречески идеальны, смотрит спокойно и безмятежно, как и полагается античному герою. Чудный контраст с Веспасианом: тот заказал портрет себя-настоящего, слегка обрюзгшего жесткого, волевого, беспринципного человека, римского "нового русского", знающего все и вся про эту жизнь.
Смотрим дальше. Император Коммод - эдакий эстет, изнеженный, непостоянный и неприятный; Марк Аврелий глядит уставшим от жизни философом.
Дальше непонятно кто: все четыре портрета условно названы "портрет бородача", второй-начало третьего века.
Первый слегка надменен, второго жизнь здорово потрепала, третий устал от всего, а больше всего - от обилия удовольствий, четвертый - молодец и красавец, и крутая Медуза Горгона на доспехе:)
Два пацаненка вида "шпана южная, обыкновенная", первый слегка нагловат, но все равно грустно - бюсты-то могильные...
По сравнению с мужиками прекрасные римские дамы....Ооо, прекрасные римские дамы, у них была очень тяжелая жизнь! Красавицей я назвала бы только первую, у которой настойчивость как-то сочетается с мягкостью и нежностью черт и рождает такую твердую, волевую красоту, и вторую, милую и неизвестную мне Юлию 1 в. до н.э.
Следующие дамы - типичные римские дамы, по словам Натали, которые выглядят так, как будто держат зубами шпалу. Притом черты лица у всех разные, а выражение - более менее одно, не
И мое любимое произведение искусства - портрет гопника с нашева раена, точней, портрет североафриканского солдата, даже не центуриона! Посмотришь и поймешь, что тайный орден гопников прошел сквозь века, сохранив в неизменности пароль "Пацан, ты с какова раена?" :)
А потом поймешь и преисполнишься величием народа, который умел так видеть себя и мир и так живо воспринимать реальность, величием империи, у которой не в центре для императоров - в провинции для солдат находились такие скульпторы.
Для желающих деталей - все картинки кликабельны.