Статья Капицы о творческом непослушании

Jan 17, 2010 08:21

В свое время очень большое влияние на меня оказала статья П. Л. Капицы "О творческом "непослушании"". Впервые я ее прочитал в 1987 г. в "Комсомольской правде" и впечатлился (и вообще на мой взгляд Капица -- один из самых ярких примеров для подражания). Очень ценно для нас и то, что в этой статье говорится о Ломоносове, вдохновившем меня -- на науку ( Read more... )

размышления, о феанорингах

Leave a comment

convollar January 17 2010, 14:11:38 UTC
Вот здесь и возникает вопрос - почему Валар, существа принципиально иной природы, нежели эльфы, ведут себя так, как если бы они отличались от эльфов не более, чем профессора от студентов?

Reply

istanaro January 17 2010, 14:32:49 UTC
Хм. Здесь работает аберрация человеческого восприятия -- для человека трудно представить себе мышление, заметно отличающееся от человеческого. Поэтому по умолчанию всем живым существам, в том числе сверхьестественным, в художественной литературе приписывается мышление типа человеческого.

Reply

convollar January 17 2010, 14:42:39 UTC
Да, это так, согласна совершенно - но ведь "приписывается". Но, учитывая это вот обстоятельство - людям трудно и почти невозможно представить себе мышление, заметно отличающееся от человеческого - мы никогда не поймём истинного отношения Валар к эльфам, уж не говоря о людях. Мы можем верить, что Валар не хотели вреда - но, это, пожалуй, и всё.

Reply

istanaro January 17 2010, 15:41:59 UTC
В чем и проблема -- ограниченность нашего восприятия, и мы или не можем просчитать логику мышления Валар, или будем недоумевать по поводу их мотивов.

Reply

raugar January 17 2010, 15:05:55 UTC
Я пытался представить себе такое мышление. Применительно к Валар, получилось у меня так:
Человек делает выводы из информации трех типов 1. Знание 2. Предположение 3. Вера. Это все (допустим) - половина всей возможной информации.
Вала делает выводы исключительно из знания, и это (допустим же) - 90 процентов всей возможной информации.
Поэтому, когда после Войны Гнева Саурон приходит к Эонвэ поговорить, Эонвэ не хватается за меч, не корчит гневных рож. Он приветливо улыбается и говорит: "Здравствуй, дружище! Давно не виделись!.. Ну, о чем говорить будем?" И не кривит ничем Эонвэ. Он рад видеть, он не сердится, не гордится недавней победой, он не все прочее. Он - майа, к которому пришел поговорить его собрат... И Эонвэ искренне хочет, чтобы разговор удался. И Саурон тоже искренне хочет. Саурон тоже пришел поговорить с собратом...

Reply

istanaro January 17 2010, 15:43:19 UTC
Хм. То есть умение подняться над текущими чувствами? Любопытно... Свойствен ли Валар и Майар сиюминутный гнев? Если они существа высшего порядка?

Reply

raugar January 17 2010, 16:01:09 UTC
Должен быть свойствен. Отклонения от нормы на границах интервала частот, ИМХО, необходимое условие существования разума.

Reply

istanaro January 17 2010, 17:35:31 UTC
Да, но, думаю, они ему поддаются не настолько часто. В общем, я думаю, что они контролируют себя лучше, чем люди...

Reply

raugar January 17 2010, 20:06:45 UTC
Да, конечно. Фана на фэа не должна влиять так сильно, как роа. И опыт должен помогать.

Reply

А если дело в другом? gondolinde January 18 2010, 20:09:05 UTC
Может, у айнур нет "общего"? Только частности?
И в ситуации после Войны Гнева у Эонвэ главная задача - дать еще один шанс тем, кто ОЧЕНЬ сильно споткнулся, а не заниматься "зачисткой" Средиземья от драконов-орков и т.д.? Нам таких "шансов" известно два: Саурон и Маэдрос с Маглором. Саурона не принуждают идти в Валинор, сыновей Феанора не убивают после похищения Сильмарилей... Но предлагают придти по своей воле.
Оба шанса использованы не были. Но Эонвэ, как мне кажется, сделал все возможное для их осуществления.
Заметь (ничего, что я на "ты"?), Эонвэ никого не уговаривает. Он просто говорит: ребята, я не могу решить за вас. У меня нет такого права.
Но и предотвратить возможное зло путем пленения всех потенциальных его носителей Эонвэ не вправе...

Если брать именно этот кусок, получается абсолютно не человеческая система координат: ради возможного исцеления одного, возможно, пожертвовать многими... жизнями. В мире Арды это не главная ценность.
В эпизоде с итогами Войны Гнева очень видно, что Толкин христианин. ИМХО.

Reply

istanaro January 18 2010, 20:12:19 UTC
И это тоже, кстати, очень существенно. Зло не всегда предотвращается силой. И это у Толкиена показано как мало у кого.

Reply


Leave a comment

Up