Сегодня, в Крестопоклонное воскресенье, я хочу поместить рассказ
Анюты о человеке, сыгравшем
большую роль в нашей семье -- святом Севастьяне Карагандинском.
Этот человек был был связан с моими родными. Он был духовным отцом моей крёстной мамы (по совместительству тёти Зои, которая родная сестра и старше моего папы на 15 лет)
Мой папа родился в землянке в степи строящейся Караганды. На голую степь привезли семью Шмойлова Василия (моего деда) и его жены Евдокии. В совершенно диких условиях умирали, рождались и умирали дети семьи. Выжила старшая дочь Зоя и родившиеся погодки, последние -- мой папа и его брат. А дед Василий умер, когда моему папе было 8 месяцев и бабушка ходила последней беременностью.
Как появился в жизни бабушки Евдокии о.Севастьян, не известно. Бабушка никогда не говорила с нами о Боге. Она молилась по утрам перед красным углом и в конце молитвы накладывала в воздухе крест в нашу сторону. Часто я просыпалась и из под одеяла видела молящихся бабушку и тётю. Зою.
Рассказы об о. Севастьяне мне достались от крёстной. Правда я не придавала значения, о ком она рассказывает, но рассказы запомнились. О. Севастьян отошёл к Господу за 2 года до моего рождения. Крестили меня в 2 года на Успение в церкви, которую удалось построить о. Севастьяну. Эта церковь вырыта в земле, и в неё надо спускаться. Когда разрешили в Караганде построить церквь, то следом вышел указ, что церковь не должна быть выше определённой высоты. Так власти надеялись, что церковь вовсе не будет построена. Но верующие вырыли за одну ночь церковь в земле, вывезли то ли 30 грузовиков, то ли 40 за одну ночь. И таким образом церквь, действительно высотой с деревенские одноэтажные домики.
Я помню своё крещение. Я стала осознавать себя в момент крещения и именно впервые я ощутила стыд в момент окунания в воду я почувствовала стыд того, что я нагая. Меня тут же приняли руки родителей и завернули в полотенце и про себя я чувствовала благодарность, что моя нагота прикрыта. С тех пор этот стыд стал всегда сопровождать меня.
Впервые моя крёстная встретилась с о. Севастьяном в 20 лет. Она впервые пошла в церковь с матерью. Приложилась как все к кресту и ушла. После этого она год не ходила в церковь и даже и не думала, но через год пришло самостоятельное желание снова посетить церковь. Когда она снова подходила к кресту, о. Севастьян сказал ей «а я, Зоя, о тебе весь год молился». Тётя Зоя с тех пор стала ходить на все службы.
О. Севастьян много помогал всем сиротам. Были и без родителей совсем. Все деньги, что люди из любви к батюшке приносили ему, он передавал нуждающимся. Раз он заказал машину кирпича для бабушки.
Еще присылал мужиков к бабушке вырыть колодец, что до сих пор стоит на огороде. Всё это было за обед.
Тётя Зоя возжелала отблагодарить церковь за помощь и устроилась работать бухгалтером при церковном хозяйстве.
Она посещала все службы, обеды после Литургии (один обед она описывала особо подробно. Были каши, компоты, кисели..). Они пели замечательные песни о Евангельских событиях. Когда я уже была взрослая и воцерковлённая, тётя Зоя пела мне все эти песни. Надо отметить, что мои бабушка и тётя Зоя никогда не читали ни Евангелия, ни Ветхого Завета. Но все эти песни были о Евангельских событиях, поэтому тётя Зоя знала всё необходимое.
Моя крёстная настоящая дева. Как так вышло, расскажу.
Ухаживал за ней молодой человек. Точнее только начал. Пригласил её в кино. А на встречу не пришёл. Наутро стало известно, что парень погиб, пока шёл куда-то и упал в открытый колодец.
Через время у крёстной появился другой ухажер. Работал на шахте. Возвращаясь раз домой после смены, попал на свадьбу. Парня заставили пить «штрафную». После которой сердце парня отказало.
После этих событий тётя Зоя уверилась в своём желании идти в монастырь. Когда она пошла брать благословление у о. Севастьяна, то батюшка не благословил Зою идти в монастырь, но благословил хранить девство в миру всю жизнь.
Когда Зое было 55, к ней сватался некий овдовевший священник, фактически для совместного ведения домашнего хозяйства. Бабушка тогда надеялась, что дочь согласится (я помню, все переговоры проходили в наш приезд). Крёстная отказалась.
Рассказывала крёстная такой случай. Решила она зарабатывать вязанием. Предложила одной даме связать шаль. Получила благословление, а работа не идёт. Рассказывала, что кое-как довязала шаль только из послушания, и более никогда ничего не вязала.
Когда мой папа пошёл в школу, старшей сестре было 22 года. В школе случилось чудо. На всех окнах школы появились цветные Иконы святых, как витражи. Папа рассказывал, что около месяца это явление было, многие верующие приходили в школу смотреть Иконы.
Мой папа и его брат никогда не были ни пионерами ни комсомольцами.
После нескольких лет работы в церкви, тётя Зоя получила благословление о. Севастьяна на работу бухгалтером на конфетной фабрике. Но церковь она не оставила. Ездила почти на все службы.
Вспоминается еще один случай с о. Севастьяном. Папа рассказывал, что батюшка был у них в гостях и бабушка их мама угощала арбузом. О.Севастьян первый брал куски арбуза, отъедал верхушки, а остальное говорил доедать ребятишкам.
У крёстной над кроватью всегда висел портрет батюшки. Я никогда в него не вглядывалась.
Раз Зое приснился сон. Она рассказывала мне его подробно и я запомнила.
Снилось, будто лежит она на земле и многие люди лежат и просыпаются. И вдруг сверху начинают спускаться люди в белых одеждах-платьях и у всех них в руках огонь. Они подлетали к некоторым людям и на тех огонь оставался. Тётя Зоя во сне страшилась, что и на неё огонь положат и дождалась, тоже на ней оказался огонь. И после этого она очутилась перед красивейшим городом, перед дивными золотыми вратами и ей было сказано ждать, когда ворота отопрут и ей можно будет войти.
Этот сон она рассказала батюшке и получила ответ, что это Дух Святой на ней был.
Теперь о. Севастьян почитается Святым не только в Караганде, но и во всей Церкви. О нём написаны книги, можно почитать о колоссальном количестве чудес, которые он творил при жизни.
На этом фото стоят мой папа (33) и тетя Зоя (48). Самая старенькая сидит бабушка Евдокия, и самая маленькая - я (2 года).