Когда я стал заниматься некоммутативными теориями, я узнал одно из самых ярких имен в теме -- Масуд (или Моше) Чайчиан, из университета Хельсинки. Я изучал его работы и видел, что у него очень высокий уровень, потом я узнал, что он редактирует один из самых уважаемых журналов в моей проблематике, а потом мы как-то списались. И я понял, что я его заинтересовал, мы в переписке стали обсуждать науку, потом я узнал, что в 60-е годы он учился в Москве, а несколько месяцев назад он мне написал, что собирается приехать в Бразилию посетить старых знакомых. И я предложил ему приехать и в наш город.
Конечно, были трудности -- оказалось, что его приезд выпадает на празднование дня Иоанна Предтечи (а это у нас самый главный праздник в это время года), и мне стали говорить, что все разъедутся, и слушателей будет не собрать. Волновался из-за всяких накладок.
И вот мы встретились. Приехали с Моше в университет, а надо сказать, что проблемы были и в университете -- так, решили, что проще всего показывать с моего компьютера, а к нему нужен переходник, мы приготовили этот провод... и перед докладом оказалось, что этот переходник кто-то унес! Пришлось искать снова, кто-то из сотрудников дал нам свой переходник. Потом пришлось пересылать на мой компьютер текст представления, которое надо проецировать на экран...
Но после всей этой свистопляски -- доклад начался!
Темой была теорема CPT -- теорема о симметрии относительно совместных преобразований: отражения времени, отражения пространства и замены частиц на античастицы. Это одна из самых фундаментальных теорем квантовой теории поля, и она сейчас активно обсуждается (в том числе и возможность ее нарушения!), особенно в контексте нарушения Лоренцевой симметрии. И конечно, нарушение Лоренцевой симметрии мы обсуждали тоже.
Вопреки моим тревогам, аудитория была полная! И дискуссия была весьма активной!
Фото после доклада. На фото слева от Моше (и справа от меня) -- его вторая половина и соавтор, Анка Туреану, она из Румынии.
А на следующий день мы вместе обедали в ресторане.
Еще фото с обеда.
А потом мы позвали всех к нам в гости.
Момент любования -- я показываю Моше свои книги.
Общение было очень активным -- говорили про науку (особенно некоммутативные теории и нарушение Лоренцевой симметрии, конечно), про встречи с разными людьми...
А еще Моше и Анка привезли кучу подарков.
И мы общались целых 6 часов -- давно мы так ни с кем не общались!