О моем опыте с лекциями в школах

Apr 02, 2016 15:16

Среди моих разнообразных педагогических опытов, которые у меня начались с 14 лет, особого внимания заслуживают лекции в школах. История началась так - тогда (это был 1992 год) в астрономическом кружке Дворца пионеров решили устроить что-то вроде встречи выпускников, но не простой встречи, а чтобы выпускники рассказывали о том, чем они интересуются и что полюбили. И мне предложили делать обзор НФ. Рассказывал я, как сейчас помню, про Урсулу, Пола Андерсона, Франсиса Карсака и кого-то еще. Наверно, доклад понравился. Но главное -- среди слушателей была сотрудница Института усовершенствования учителей, которой этот доклад понравился.



И через некоторое время она предложила мне прочитать лекцию по НФ для учителей! А именно - по предвидению открытий и изобретений в НФ. Конечно, я использовал и «Черты будущего» Артура Кларка, но и много собственных выводов на темы, о которых у Кларка говорилось по минимуму или не говорилось совсем. А текст лекции (с рядом обновлений) - вот: http://istanaro.livejournal.com/123673.html , http://istanaro.livejournal.com/124445.html .

И я до сих пор вспоминаю - на ту встречу (она была во время школьных каникул) приезжали учителя из разных городов, включая Иркутск, и как мне потом говорили, некоторые из них сначала к такой лекции отнеслись настороженно, но когда я начал рассказывать, они очаровались! Последовала куча вопросов, и про разные странные теории (помню, что приходилось ниспровергать какие-то особо безумные гипотезы), и про художественные вкусы (и какие книги из НФ я мог бы рекомендовать). В общем, я понравился! И немудрено, что меня стали звать в разные школы. И сначала именно с этой лекцией - по открытиям и изобретениям. Наверно, я в тот период прочитал эту лекцию как минимум в пяти школах.

Потом меня стали звать читать и другие лекции. Например, меня позвали рассказывать про второе начало термодинамики - ведь на уровне обычного школьного курса его объяснить довольно трудно. Рассказал - и не просто ввел понятие, а использовал и литературные аналогии (цитировал и «Хоббита», потому что загадка Горлума про время лучше всего иллюстрирует, как действует энтропия, и еще разную НФ, например, Дугласа Адамса - которого я тогда прочитал только в оригинале, на английском, и только первую часть -- ведь это у Адамса на корабле с «невероятностной тягой» часть воды в стакане вдруг начинает самопроизвольно кипеть, а другая - самопроизвольно замерзать!) , и более того, исхитрился без особых проблем объяснить, что такое интеграл - ведь в этот момент, когда изучается термодинамика, интеграл в школе еще не проходят. И школьники поняли, и им понравилось! (при том, что это был обычный, а не профилированный класс). И платили мне за эти лекции в основном не деньгами, а шоколадом и конфетами, что мне очень нравилось.

А по ходу этого был еще один случай, произведший на меня очень яркое впечатление. Когда я ехал в автобусе, одна дама с ужасом обнаружила, что забыла деньги на проезд, и кондуктор стал очень грубо ей выговаривать - и поэтому я предложил заплатить за нее. После этого мы с этой дамой, конечно же, разговорились, и она сказала, что преподает математику в школе. В ответ на что я, конечно, предложил прочитать научно-популярную лекцию по математике или физике...

Были, конечно, и грустные мотивы - например, одна дама, приглашавшая меня довольно часто, перешла работать в лицей, пригласила меня один раз, но потом сказала, что часто звать меня не может, потому что их директор - «сухарь», который считает, что главное в курсе физики - это подготовка к вступительным экзаменам в вуз... А ведь если люди физику не полюбят, то никакие вступительные экзамены они сдавать просто не захотят!

А в 2005 году я снова читал лекцию учителям физики - лекция была по космологии. И они в первый раз услышали, что Вселенная расширяется с ускорением, а значит, учебники снова устарели... Как их это впечатлило - тот факт, что наука делается прямо сейчас!
В общем, был у меня и такой опыт - и наверно, он был в радость многим.

автобиография, обо мне

Previous post Next post
Up