Слова: Натан Альтерман
Музыка: Яир Розенблюм
Одна из самых значительных песен современной израильской музыкальной культуры.
Примечательна история создания мелодии к стиху Альтермана. Как-то в 1973 году к композитору Яиру Розенблюму позвонил Йорам Гаон и спросил есть ли у того песня для него для исполнения на ближайшем песенном фестивале. Розенблюм, у которого не было в заначке готовой песни, тем не менее не хотел упускать шанс на то, что его песню исполнит на тот момент один из самых популярнейших певцов. Розенблюм наугад открыл сборник стихов Альтермана עיר היונה (Город голубя), который лежал возле телефона и сказал Гаону - "Да, у меня есть для тебя песня - "Ночь привала" ". -Хорошо, - сказал Гаон. Завтра я заеду за ней заеду.
Всю ночь, кляня себя за опрометчивость в выборе такого нетривиального текста, Розенблюм сочинял мелодию и к утру она была готова. Т.е. за одну ночь он написал очень непростую мелодию, буквально завораживающую своим течением сквозь текст поэта. Но утром Гаон не пришел. Не пришел он и на следующий день, и позже. Когда Розенблюм понял, что у него на руках осталась бесхозная песня, он решил ее все таки пристроить на фестиваль. В выборе исполнителей его жребий пал на тройку выпускников выпестованного Розанблюмом военного ансамбля Нахаля - Ярдену Арази, Эфраима Шамира и Ханана Ювеля. К тому времени они уже успешно вели сольные карьеры и единоразово объединились для исполнения песни на фестивале. В итоге песня даже не попала в тройку призеров фестиваля.
Символично, что она была впервые исполнена совсем незадолго до Войны Судного Дня, на которой метафоричная поэтика Альтермана, затрагивающая широкий спектр вопросов войны, приобрела очень актуальное звучание.
Считается, что Альтерман описывает дни Войны за Независимость (בניינה של ממלכה ), пытаясь показать разные стороны ожидания битвы. Собственно стих заканчивается с началом битвы, с первым погибшим или раненым.
Сам стих имеет другое строение, чем песня.
Тут можно увидеть недостающие в песне куплеты и порядок их расстановки в оригинальном стихе Альтермана.
Также много материала о песне, включая ее подробный концептуальный разбор можно увидеть
здесь Click to view
Ночь привала. С шумом , смехом и бранью
В гомоне работ оно (поле) появляется. Вот онo -
Как город выстраивается поле смерти.
С разворачиванием лагеря, судьба которого
Пролить кровь человека и защитить его.
Ночь привала. Ночь песен, вышитая небесами ночь.
Ночь суетных работ, ночь пара из котлов.
Ночь, которая накрывает своим волшебством братство духа.
В строительстве царства. Бессонная ночь,
Спустившаяся на одного [солдата] и батальоны.
Из первой вахты , между берегом и холмом
Вдруг проявляется вид войны.
Как цыганский быт со спрятанными клином и веревкой.
В свободе походов и чрезвычайности их,
В которых и предметы и законы предстают в своей наготе.
Ночь привала. Ночь песен, вышитая небесами ночь.
Ночь суетных работ, ночь пара из котлов.
Ночь, которая накрывает своим волшебством братство духа.
В строительстве царства. Бессонная ночь,
Спустившаяся на одного [солдата] и батальоны.
В нем [в поэте] живет образность девизов времени, которая не прорывается [сейчас].
Не дай Бог ему заняться чистой поэзией.
И только популярное пение, не несущее ценности
И не красивое, будет вознесено его флейтой во всей полноте
Крика резких красок.
Про любовь он [командир] говорит (с этого он начинает)
Про долг, и бой, и про бремя. Про все вместе.
Он не говорит это со всеми тонкостями
Поэзии, но говорит это четким голосом
Без слабодушия сердца и без страха дешевизны.
Ночь привала. Ночь песен, вышитая небесами ночь.
Ночь суетных работ, ночь пара из котлов.
Ночь, которая накрывает своим волшебством братство духа.
В строительстве царства. Бессонная ночь,
Спустившаяся на одного [солдата] и батальоны.
Время войны также облик этих понятий
Было обликом пения заблудившегося припева.
Еще будут тянуть как нить из воска
Душу поколения. И на посеянном поле
Помнить не только плохо о днях братства *
Также все это вместе завязано в войне.
Как блеск весны растворился в народе в ночи и на рассвете
Все это с холмов и берегов реки будет
Подниматься в полете и снова прервется в ночи.
Человек рвется вверх, и человек стреляет и человек падает
Человек рвется вверх, и человек стреляет и человек падает
ליל חניה. בקול דברים, בשחוק, בגדף
בהמולת מלאכות הוא קם, הנה הנו
כמו פני עיר נבנית פניו של שדה קטל
בהתפרש המחנה אשר דינו
להיות שופך דם האדם ומגינו.
ליל חניה, ליל זמר, ליל שחקים רקוע
ליל רוב מלאכות חופזות, ליל אד מן הדוודים
ליל שמוסך את כישופה של רעות רוח
בבניינה של ממלכה, ליל נדודים
ניצב פרוש על היחיד והגדודים.
מתוך אשמורת ראשונה, בין חוף וגבע
היה נשקף פתאום מראה המלחמה
כמו הווי צוען, חבוי יתד וחבל
בחירותם של מסעות וחירומם
בו הכלים והחוקות בעירומם.
ליל חניה, ליל זמר, ליל שחקים רקוע
ליל רוב מלאכות חופזות, ליל אד מן הדוודים
ליל שמוסך את כישופה של רעות רוח
בבניינה של ממלכה, ליל נדודים
ניצב פרוש על היחיד והגדודים.
בו מליצת סיסמות הזמן, אשר לא פרץ
שירה צרופה בן יעסוק, חלילה לו
ורק הזמר הנפוץ, שלא דבר ערך
ולא שכיית חמדה הוא, יישאן במלוא
צווחת צבעיו החריפים על חלילו.
על אהבה הוא מדבר (בה הוא פותח)
ועל חובה וקרב ועול, הכל בכל
אין הוא אומר את זאת בכל דקויותיה
של השירה, אבל אומר בקול גדול
בלי מורך לב ובלי חשש מפני הזול.
ליל חניה, ליל זמר, ליל שחקים רקוע
ליל רוב מלאכות חופזות, ליל אד מן הדוודים
ליל שמוסך את כישופה של רעות רוח
בבניינה של ממלכה, ליל נדודים
ניצב פרוש על היחיד והגדודים.
עת מלחמה גם צלם הדברים האלה
היה צלמה לקול זמרת פזמון תועה
עוד ימשכו המה כמו נימה מחלב
נפשו של דור, גם בשדה זרועה
לזכור, לא רק לרע, ימי רעה.
גם זה נשלב במלחמה כל זה גם יחד
כמו אבחת אביב נמסך בעם מליל ומשחרים.
כל זה מתל ומגדות נחל יהיה
עולה ביעף ושב נקטע בליל
של איש זונק ואיש יורה ואיש נופל
של איש זונק ואיש יורה ואיש נופל...
* - используется игра слов רע ("ра") - "плохой", רע ("рэ") - "друг,ближний"