Как дети финансовую систему по полочкам разложили. Взрослым же ссат в глаза, а им все "божья роса". А тем кому не "роса", тому частенько пулю... "Кто управляет деньгами страны, является абсолютным хозяином всей промышленности и торговли" - из инаугурационной речи президента США Джеймса Абрама Гарфилда (умер после ранения террористом через 4 месяца после вступления в должность. 1881 год)
Задала училка по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.
Ну а что - тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то - модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот - урок, презентации.
Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.
И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.
- Все вы, - говорит она одноклассникам, - начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.
По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?
- Условия у меня такие, - продолжает девочка, - каждый может взять любую сумму под 20% годовых.
- Как любую? И миллион можно, - вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.
- Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите - в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст - забираю имуществом.
- Чо, весь бизнес отберешь? - возмутилась, алея щеками, толстая отличница.
- Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.
- Нормальные условия. Даже отличные, - взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, - я согласен.
За ним все закивали голосами - такой добрый и щедрый банк всем понравился.
- Ну вот, - продолжила тихая «банкирша», - в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках - только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.
За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будеи и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.
Следующий год - еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.
Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.
- Нафиг такой банк, - первым ожил второгодник Вовочка, - без банка обойдемся.
- Точно! - зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, - без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.
- И как ты расплатишься за мороженое, - искренне удивилась «банкирша», - каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет - будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, - «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, - согласна она кедами оплату принимать.
- А мы будем друг другу расписки писать! - нашелся айтишник.
- Хорошая идея, - согласно кивнула «банкирша», - и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?
Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.
- Это, - вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, - Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?
- Конечно, - пожала плечами девочка. Это же элементарно.
- Тогда это… - Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, - Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет - я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.
- Хорошо, - тут же согласилась «банкирша», - будешь силовым ведомством.
- Не, - промычал Вовочка, - давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!
«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:
- Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.
- А мне что делать? - осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.
- Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня - учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля - 10% от моей, все честно.
- А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? - повеселела веселушка.
- Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я - хозяйка.
- Нафиг такую хозяйку, - булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.
- МарьПална, - повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, - и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?
В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.
Грянул спасительный звонок.
А КАКОЙ ЗВОНОК ДОЛЖЕН ГРЯНУТЬ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, РАДОСТНО СЛИЗЫВАЮЩИХ "РОСУ", ОБИЛЬНО ТЕКУЩУЮ ИЗ ГЛАЗ ПО ЩЕКАМ ?