Смерть «живого эпоса» и функции арт-терапии

Apr 27, 2013 23:18

В этой статье я буду довольно длинно обосновывать одну аналогию, проведенную мной от этнографического исследования про славянский эпос, к тому,  сохранилась ли сходная функция в современном обществе и кто бы её мог выполнять.

Итак, пойдем, как говорится, от «печки».И от «кота учёного» на цепи. Оттолкнёмся от нашей с вами славянской истории.
Как в древности передавались былины?  Правильно*: были сказители, и был соответствующий жанр - живой эпос. Сказители ходили с гуслями.  И ходили они по деревням и весям, собирая «концерты». Шоумены такие архаичные, что ли ?  При беглом взгляде так может показаться. Но не только.
Чтобы мы могли бы понять их задачу, исходя из современных представлений, придется порассуждать.
Как вариант, у поморских славян сказителя брали в состав рыболовецкой команды.
(здесь и далее исторический материал взят из лекции обожаемой мной Александры Барковой- мифолога, буддолога, культуролога, автора выставки "1001 кимоно" и преподавателя УНИК).

Шхуна с командой отправлялась в приличный рейд что-нибудь там ловить или даже перевозить. Функция сказителя, естественно, оставалась той же, что и на земле, никто ему ни вёсел, ни сетей в руки не давал. Надо было петь («сказывать» буквально означало «петь») былины, играя на инструменте. Развлекать команду, скажете?  Получается этакий живой магнитофон, других же не было.
Но если бы было только так, то почему сказитель наравне со всеми участвовал в дележе улова (добычи)? И почему эта  функция не упразднилась за ненадобностью и, скажем, с целью экономии?
А потому что идеология, ребяты, боевой дух!  Вера. Мало ли что в плавании приключиться может. А непогода, а испытания, а взаимоотношения людей внутри замкнутого пространства? (тут одной соционической совместимостью не отделаться.)
Можем предположить, что любому коллективу нужен  кто-то, кто бы обладал определенными зананиями и умениями для организации « тонкого энергетического пространства» на выполнение определенной задачи .
Термин я взяла условный, вы можете придумать удобное вам понятие для выражения нематериальной составляющей,  ТОГО, что  объединяет,  вдохновляет и даже - не побоюсь этого слова - мотивирует группу людей для какой бы то ни было деятельности (включая её планирование, пересмотр планов в случае неудачи, достижение договоренностей и прочая и прочая..)
Что же это за роль, в нашем понимании? Кто это - командир? Не совсем… «Политрук» - вот более точное слово. Тот,  кто мог бы поработать с «идеологией»: мозгами и психикой.
Сказитель, похоже, и был таким «политруком». Интегратором психических процессов всей команды.
А теперь давайте посмотрим на его компетенции.
Кого бы стали охотно слушать в «боевых» условиях?
Того, у кого память лучше и кто знал больше былин? Возможно, но функция «новизны» тут ни при чём: с незначительными вариациями, сюжеты основных былин сходны, и тогда были известны каждому с детства.
У кого красивый голос? Да, верно, потому что противный звук долго не выдержишь, опять же приятный голос - отвлекает, успокаивает.  Но и этого мало.
Основная компетенция - «вибрировать», нужен тот, кто энергетически подсоединится к образам и драматургии сказания, являясь «проводником» всего комплекса процессов. По сути, передавая на вибрационном уровне энергию архетипов, силу, заложенную в сказаниях.  Как это могло бы проявляться чисто внешне? В точном интонировании, в эмоциональном исполнении сказителем эпоса, в способностях перевоплощения,  и  - главное - в искренности рассказчика. Передать можно только то, что хорошо «прожил» сам.
Именно поэтому, сказителями мог стать далеко не каждый, их выбирали, часто руководствуясь такими же тонкими посланиями «предназначен он для этого или нет», какими выбирают шаманов или духовных правителей.
**
У этносов Сибирской Тайги сказителей также брали во все охотничьи походы. Функция сопровождающего там понималась, как это характерно для шаманских традиций, - в установлении связей с духами местности. Благодаря пению и прочим манипуляциям от такого «политрука» зависело, разрешит ли «Лес» завалить оленя, согласится ли Олень быть убитым  и будет ли это все сделано корректно и «с разрешения» соответствующих энергетических компонент.
**
Во всех известных вариантах сказительство нынче вымерло. Насовсем и бесповоротно.
Функция развлечения, как мы знаем, переехала во всевозможные технические устройства.  Оценить «певцов» современности можно на живых концертах, можно попробовать как-то на время сохранить и законсервировать в себе полученный драйв.
А кто же нас подсоединяет к «тонким» материям?
Рискну предположить, что великие актеры и певцы, кто осознал и сознательно выбрал себя осуществление именно этого назначения.
И ещё , пожалуй что, претендентами на эту функцию могут быть арт-терапевты (включая драма-, сказко- и танце-пластические её виды). «Разговорные» психологи - не войдут, видимо, в эту категорию, увы.. Или войдут такие, кто далек от классических  форм, а используют различные «пассы» руками, визуализации и что-то, близкое к драме).

Если порассуждать на примере, скажем, меня лично, что делает «арт-терапевт», то сугубо рациональным способом моя «добавочная стоимость» может оказаться непонятой. Как современным гребцам не нужен гусляр на корабле.
Поскольку, когда я собираю группу для арт-терапевтической работы, то моя функция в ней отнюдь не шоуменская. Более того, я рассказываю вам «знакомые былины» (рисовать, месить глину, плести мандалы и лепить пельмени вы и без меня умеете, ну или легко можете научиться..).
И если кто-то из участников говорит по окончании курса: «я ничего нового не узнал» - так и прекрасно, потому что ко мне не за новизной приходят. За новизной - это, пожалуйста, в политехнический лекторий)))
Ключ в том, что произошло на сеансе.  Удалось ли вам «увидеть» через меня ваш персональный эпос? Осознали ли вы через образы (визуализированные в голове или воплощенные в вашем художественном произведении, будь то рисунок, пластическая композиция или узор рукоделия) - ваши глубинные энергии, ваше место, ваш момент, вашу силу, указание на ваше дальнейшее развитие?
Если да, то я - хороший сказитель. И меня можно «брать в плавание».
А если «нет» - ну, значит, мир найдет иной способ дать и мне, и вам другой «видеомагнитофончик».

аналогии, арт-терапия, психология, былины

Previous post Next post
Up