"... очень важно понять, чего я хочу и не менее важно понять, что то, что я хочу не всегда запретно или осуждаемо. Для многих из нас актуальны слова, что все приятное, либо аморально, либо вредно для здоровья. В значительной степени это связано с тем, что большую часть детства мы провели в атмосфере запрета на любую поисковую активность. Нельзя подбирать окурки, бегать по лужам, нельзя тянуть кошку за хвост, нельзя включать компьютер и миллионы прочих нельзя в отношении исследования мира. Можно только сидеть спокойно в своем уголке и играть в ограниченное количество крайне бедных по своим экспериментальным возможностям объектов. Да и их, как правило, нельзя разбирать на части. Лего - счастливое исключение.
А после 10 лет тотальных запретов родители удивляются - мой сын ничем не интересуется.
«Мамочка, учительница в школе говорит, что я совсем не любознательный. Ну что ж, будем развивать любознательность. - А что такое любознательность? - Прекрати задавать дурацкие вопросы.»
Монтессори-группа дает замечательную возможность исследования огромного количества специально разработанных объектов, в условиях минимального количества запретов. У ребенка сохраняется возможность ориентироваться на свои интересы, понимать себя. При этом поддерживается и развивается именно присущая ребенку возможность получения удовольствия от познания, а не от похвалы наблюдателя.
Часто, впрочем, именно эта возможность пугает традиционных педагогов. Если ему не нужны ничьи оценки, то, как им управлять.
Хочется подчеркнуть то, что, учитывая темпы развития технологий и изменения структуры занятости,
в настоящее время практически невозможно угадать, какие навыки понадобятся человеку чрез 20 лет. Немногие из родителей современных веб-дизайнеров предполагали, чем будут зарабатывать на хлеб их дети. Многие до сих пор не вполне понимают. Пожалуй единственное, что не вызывает сомнений - это востребованность навыка быстро переучиваться. А также способность понять, чего я хочу, потому что именно там я буду наиболее эффективен."
Это кусок из статьи.
Очень хорошая статья, ибо
а) понятно и кратко изложена суть системы монтессори
б) статья имеет отношение не только к пониманию, какие навыки важно развивать в детях, но и понимание для взрослых, какие именно качества на самом-то деле нужны (и им, взрослым, тоже!), чтобы быть эффективным и счастливым в выбранной деятельности (призвании).
Полностью статья -
http://www.fonarik-club.ru/node/72