...Давненько уже не секрет, что бабушка Арина Родионовна исполнила грандиозную роль Передатчика древнеславянского мистического знания, нигде не записанного и, как и полагается духовным учениям, переходившего непосредственно от Учителя - ученику… Положив это народное богатство в развитое воображение Саши Пушкина, щедро удобренное поэтическим даром.
Поэтому сказки его имеют глубокий мифологический фундамент - первая тирада к этому была.
Пробуя на себе варианты арт-терапевтических методик, было дело, «зашла» я в Лебедя. И чувствую, прям откликается, богатый пласт, хорошо зашла) Там, конечно, и про Деву-Обиду, и к Макоши имеет отношение, и черное-белое как две ипостаси... Но не об этом сейчас, решила я на этой волне перечитать про «царевну-Лебедь», а это, как вы понимаете, «Сказка о царе Салтане» и есть!
И вот что я так нарыла.
Ну, сначала там про оболганную царицу. Это про изгнание из Рая (близко к тому). Было всё хорошо, и тут - бац - в бочке и по морю. С другой стороны- про вполне себе реальный брак, про двух родителей, у которых получилось дитя. Необычное, вот разве ж. Дурак, Герой, как водится. Божественное, стало быть.
Заметьте, царицу ж приказом перевранным велели убить, но при этом она же не умирает! Она в этой бочке многие годы как-то без внешней среды и пропитания существует, пока дитё не выросло. Стало быть, это что? Герметический сосуд! Алхимия пока сходится.
Далее, сын - косая сажень уже - отделяется от матери, сгибает прут на лук, тетиву из нитки от Крестика натягивает.. Ага, это у него как есть божественный инструмент получается. И выстреливает в коршуна - спасает Царевну- Лебедь. Упс! Первая инициация. Он уже совершил самостоятельный поступок, мужской. Отделился. Началось его самостоятельное формирование как Личности.
Далее идет молодость Гвидона, а значит, говоря юнгианским языком, формирование Эго. Становление Эго чем характеризуется? Правильно: социальными приоритетами, ориентированностью наружу.
Так он строит себе « Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят…» И начинает летать шмелем туды-сюды, конкурировать за ресурсы, добывает себе всяческие чудеса, то есть - крутеет! Этой части отводится в сказке много места, и много повторов (пересказ про чудеса, белку, 33 богатырей и все такое). Знаем этот приём гипнотического «забалтывания» слушателя, соответственно, подготовка его к более глубинному восприятию дальнейшего повествования.
И крутеет наш Князь - правильно! - примерно до 30 с гаком лет. Это тот возраст, когда, по Юнгу, Эго должно обрести пусть к Самости. То есть - к Отцу. (и Христов возраст тоже!)
По сказке получается, Ггвидон всю эту крутизну для чего делает ? Что бы отца своего заманить в гости! А тот, вот незадача, не плывет и не плывет..
Да, к слову об образах. Что отделяет Гвидона от Салтана? Через что так чудесно и шустро мотается шмель? Прально, через Окиян. А Окиян - это что у нас? Прально, символ бессознательного! Глубинного. Вода, и её много, и темная она, и то, из чего вся земля появилась.. Стало быть, это даже коллективное бессознательное.
Стало быть, таким макаром интегрирует наш Герой постепенно свои части из бессознательного, укрепляя целостность психической структуры. И когда же происходит качественный скачок?
Тогда, когда Гвидон рассказывает Лебеди байку про прекрасную принцессу, а она ему в ответ: «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я» И являет нам (ему) глубочайшую женскую архетипическую символику. «Месяц под косой блестит» - это Луна - женская энергия. «А во лбу звезда горит» - возможно, указание на третий глаз, интуиция и провИдение, опять же женская мистическая сторона…
Далее по тексту Гвидон как-то недолго поумолял её стать его женой. Она как-то совсем немножко покобенилась (что странновато, могли бы как-то развить тему... ну да ладно). И вот когда Лебедь уже «невеста молодая», то приезжает наконец Салтан!
И вот тут я рискну выдвинуть две идеи.
Либо это интеграция Эго с Анимой героя происходит - и это является спусковым крючком для того, чтобы открылась дорожка к Самости, центральной структурирующей части (и Отец явился)…
В пользу этой версии может говорить то, что в сказке речь не идет о дальнейшем развитии отношений молодой пары - у них прям быстро никто не рождается (как это было в начале повествования, где «царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла…»). А стало быть, это не о реальных отношениях мужчины и женщины - а явно о метафизических каких-то частях. И тогда это точка следующей (второй или какой там по счету, инициации!) на Пути Героя. Взросления настоящего.
Либо другая версия..
Может быть, с учетом символики «третьего глаза», Лебедь - это всё-таки символ Веры как таковой, путеводной звезды, обретения призвания. И с этой точки зрения, именно, обретя Веру, приняв её в себя, Человек получает доступ к Богу . И тогда возвращение Отца становится символом воссоединения с Богом у себя внутри.
А тут уже напрашивается христианская метафора Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын (Гвидон) и Дух Святой (Лебедь). Иконописно Дух святой - часто голубь ( голубь и лебедь - оба белые и крылатые, почему б не трансформация метафоры)... И если вспомнить, что полностью сказка называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», это может быть переведено как «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа..». А что. Вполне.
Вот, как-то так.
А что вы скажете? Кто-то уже делал интрерпретацию этой сказки? Вот я тут у юнгианцев нашла
про архетипический паттерн брака, но там немножко другой ракурс. Там чего-то много наворочено, и про мойр, и про Гекату, и разбор Пушкина как «человека и гражданина», и Царевна - Лебедь у них- Гончарова… Ну в общем, прошу высказываться...