Сказка - ложь, да в ней намёк. Препарирование Сказки о царе Салтане.

Nov 13, 2012 14:03


...Давненько уже не секрет, что бабушка Арина Родионовна исполнила грандиозную роль Передатчика древнеславянского мистического знания, нигде не записанного и, как и полагается духовным учениям, переходившего непосредственно от Учителя - ученику… Положив  это народное богатство в развитое воображение Саши Пушкина, щедро удобренное поэтическим даром.

Поэтому сказки его имеют глубокий мифологический фундамент - первая тирада к этому была.

Пробуя на себе варианты арт-терапевтических методик, было дело, «зашла» я в Лебедя. И чувствую, прям откликается, богатый пласт, хорошо зашла) Там, конечно, и про Деву-Обиду, и к Макоши имеет отношение, и черное-белое как две ипостаси... Но не об этом сейчас, решила я на этой волне перечитать про «царевну-Лебедь»,  а это, как вы понимаете, «Сказка о царе Салтане» и есть!

И вот что я так нарыла.



Ну, сначала там про оболганную царицу. Это про изгнание из Рая (близко к тому). Было всё хорошо, и тут - бац - в бочке и по морю. С другой стороны- про вполне себе реальный брак, про двух родителей, у которых получилось дитя. Необычное, вот разве ж. Дурак, Герой, как водится.  Божественное, стало быть.

Заметьте, царицу ж приказом перевранным  велели убить, но при этом она же не умирает! Она в этой бочке многие годы как-то без внешней среды и пропитания существует, пока дитё не выросло. Стало быть, это что? Герметический сосуд!  Алхимия пока сходится.

Далее, сын - косая сажень уже - отделяется от матери, сгибает прут на лук, тетиву  из нитки от Крестика натягивает..  Ага, это у него как есть божественный инструмент получается. И выстреливает в коршуна - спасает Царевну- Лебедь. Упс! Первая инициация. Он  уже совершил самостоятельный поступок, мужской. Отделился. Началось его самостоятельное формирование как Личности.

Далее идет молодость Гвидона, а значит,  говоря юнгианским языком, формирование Эго. Становление Эго чем характеризуется? Правильно: социальными приоритетами,  ориентированностью наружу.

Так он строит себе  « Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят…» И начинает летать шмелем туды-сюды, конкурировать за ресурсы, добывает себе всяческие чудеса, то есть - крутеет! Этой части отводится в сказке много места, и много повторов (пересказ про чудеса, белку, 33 богатырей и все такое). Знаем этот приём гипнотического «забалтывания» слушателя, соответственно, подготовка его к более глубинному восприятию дальнейшего повествования.

И крутеет наш Князь -  правильно! - примерно до 30 с гаком лет. Это тот возраст, когда, по Юнгу, Эго должно обрести пусть к Самости.  То есть - к Отцу. (и Христов возраст тоже!)

По сказке получается, Ггвидон всю эту крутизну для чего делает ? Что бы отца своего заманить в гости! А тот,  вот незадача,  не плывет и не плывет..

Да, к слову об образах. Что отделяет Гвидона от Салтана? Через что так чудесно  и шустро мотается шмель? Прально, через Окиян. А Окиян - это что у нас? Прально, символ бессознательного!  Глубинного. Вода, и её много,  и темная она,  и то, из чего вся земля появилась.. Стало быть, это даже  коллективное бессознательное.

Стало быть,  таким макаром интегрирует наш  Герой постепенно свои части из бессознательного, укрепляя целостность психической структуры. И когда же происходит качественный скачок?

Тогда, когда Гвидон рассказывает Лебеди байку про прекрасную принцессу, а она ему в ответ: «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я»  И являет  нам (ему) глубочайшую  женскую архетипическую  символику.  «Месяц под косой блестит» - это  Луна - женская энергия. «А во лбу звезда горит» - возможно, указание на  третий глаз, интуиция и провИдение, опять же женская мистическая сторона…

Далее по тексту Гвидон как-то недолго поумолял её стать его женой. Она как-то совсем немножко покобенилась (что странновато, могли бы как-то развить тему... ну да ладно). И вот когда Лебедь  уже «невеста молодая», то приезжает наконец Салтан!

И вот тут я рискну выдвинуть две идеи.

Либо это интеграция Эго с Анимой героя происходит - и это является спусковым крючком для того, чтобы открылась дорожка к Самости, центральной структурирующей части (и Отец явился)…

В пользу этой версии может говорить то, что в сказке  речь не идет о дальнейшем развитии отношений молодой пары - у них прям быстро никто не рождается (как это было в начале повествования, где «царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла…»). А стало быть, это не о реальных отношениях мужчины и женщины - а явно о метафизических каких-то частях.  И тогда это точка следующей (второй или какой там по счету, инициации!)  на Пути Героя. Взросления настоящего.

Либо другая версия..

Может быть, с учетом  символики «третьего глаза», Лебедь - это всё-таки символ Веры как таковой, путеводной звезды,  обретения призвания. И с этой точки зрения, именно, обретя Веру, приняв её в себя, Человек получает доступ к Богу . И тогда возвращение Отца  становится символом воссоединения с Богом у себя внутри.

А  тут уже напрашивается христианская метафора Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын (Гвидон) и Дух Святой (Лебедь).  Иконописно Дух святой - часто голубь ( голубь и лебедь - оба белые и крылатые, почему б не трансформация метафоры)... И если вспомнить, что полностью сказка называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», это может быть переведено как «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа..». А что. Вполне.

Вот, как-то так.

А что вы скажете? Кто-то уже делал интрерпретацию этой сказки? Вот я тут у юнгианцев нашла про архетипический паттерн брака, но там немножко другой ракурс. Там чего-то много наворочено, и про мойр, и про Гекату, и разбор Пушкина как «человека и гражданина», и Царевна - Лебедь у них-  Гончарова… Ну в общем, прошу высказываться...



исследование, сказкотерапия, арт-методы, мифы

Previous post Next post
Up