Dec 28, 2016 01:10
Сказал авва Гедеон: "Что толку если вера правая, а жизнь болото"
<Из письма аввы Прокла к Онисиму> ...Правая вера - путь к совершенству, всяк веры правой друг Божий, он от Бога рожден, ибо он от Слова-Логоса, разумен и творит справедливость и страдает, как страдал и Сын Божий, Бог-Слово за справедливость. Ибо, Он Сам сказал: так нам должно исполнить всякую правду. И древний Климент Алексадриец пишет об этом. А нет неправды в Нем, как и вся правда - в Нем. И мы идем вслед Ему, Христу и Спасителю нашему, но не так как Одиссей шел по следам некого бога, но в делах наших, что есть справедливость и разум, через веру в Иисуса Спасителя. И пусть и Сократ считал справедливоть благом и увещевал, что лучше тепреть несправедливость, чем поступать несправедливо. Но наша справедливость - Сам Бог, и страдать за справедливость - наш долг. Что ты спрашиваешь о словах, блаженного Гедеона, где он говорит: что толку если вера правая, а жизнь болото, то мы знаем явное свидетельство тому, что не его это речение, но некого другого мужа, а что оно верно, то пусть тебе растолкует это лучший нас. Взгляни в книгу божественного Иоанна, и там найдешь и изречения подобные и толкование и обоснования. Муж же, что сказал, насколько мы выяснили, дословно так: "Может случится, что Христос окажется не там, где догмат чист, а жизнь болото", был великим философом и подвижником и был посвящен и в священство, но не так, как ты предположил, что это слова божественного Иоанна Константинопольского, и лишь по форме они близки высказыванию блаженного Гедеона, хотя он и мог их заимствовать у этого Феодора. Слышал я историю сего иеромонаха Феодора и в качестве назидания она достойна изложения. Говорят он был весьма умен и задумал создать такой труд, чтоб он доказал бы всем о Боге и научно, и философски, и математически. Но жизнь его была великой борьбой. Сей новый Евномий был человек шаткий, но с великой целью, кутив в молодсти, он решил скрыться на Святой Горе, но и там умудрялся усугублять вином и, даже, пасть с мужчиной. По своей толлеранстности, я бы оправдал и это, но он возгордился в умствованиях своих, покинул Гору и решил издать труд весьма скупой верой, но великий в научном отношении. Но и здесь он не смог довершить дело, а увлекся политикой. Глупый человек, забыв о себе, о своих страстях и слабостях, он решил изменить жизнь внешнюю, не изменив своим привычкам, не изменив свою. Тогда был Иоанн Новый, человек праведный исправлял нравы людей, но сей Феодор решил воспротивится и сему человеку Божию. И сказал он: "сего Иоанна, я вызываю на публичный диспут". А те, кто знал его слышали, что он говорил: "пусть сердце мое разорветься, чем Иоанн окажется правым". И не стерпела сего правосудие всемилостивого Бога, в день же тот, или, немного позже, сердце сего Феодора разорвалось. Это то, что касается автора высказывания и истории его. Что же по сути, о чем я кратко сказал в начале письма, то о сем суди по правде Божией, а не из знания о человеке. Ибо бывает и тот, кто хорошо знает и манипулирует догматами, но ты смотри на его жизнь. Но не поощеряй и не приближай невежд, но учи, всячески назидай братьев, помни обязаности свои.
парамонов патерик,
апофтегмы Гедеона