Из рассуждений аввы Гедеона на комментарии аввы Акакия на гимны аввы Прокла. Фрагм. 3 (часть 1)

Mar 15, 2014 13:57

Слово Гедеона на Акакия, О гимнах аввы Прокла (фрагменты).

Теперь следует сказать и о другом гимне брата Прокла, которому брат Акакий дал наименование "Гимн о Белой Птице". Текст его такой:

Крылья из перьев различных, составил я,

чтоб в небо подняться;

Скрепил их, надеясь в высь возлететь;

Из перьев сокола и филина, орла

и горлицы,

И из перьев гуся и лебедя, и ворона

сделал их я.

Цветами различными перья переливались мои,

Серым и черным, зеленым и пурпурным;

Сизым, бледно рыжим и белым.

Из перьев больших птиц и малых,

Сшил их льняными нитями, склеил воском,

И на утес высокий взошел и расправил их;

И вдохнув глубоко, взмахнул тяжелыми крыльями,

В пропасть шагнул и вознес меня ветра порыв.

Так, распрощавшись с землей, взметнул

Я желанному небу.

Напрягая все силы и тужась, я махал все быстрее,

Выше и выше взлетал,

Блаженствуя и с выси небесной,

Презренно на землю взирал.

И вот поравнялся я с облаками, а в следующий миг, -

Вот они подо мною, парю я над ними и скрылась земля.

Тишина подо мною и тишина надо мною;

Парю я над небом, парю я под солнцем,

Легко мне лететь, закрыл я глаза и Белая Птица,

Что в краях обитает блаженных,

Что грезилась мне в вещих снах,

Представилась мне в образе светлом.

Высоко я поднялся, одурманен свободой,

Солнца диск предо мною, славен, велик!

Я не чаял опасность, и очи прикрыв,

К нему устремился;

Верно, - не чаял я, что на земле

Теплота и сиянье его, в небе высоком,-

Точно пламя в горниле!

Жаром объяло меня, словно дыханием Энкелада,

Все во мне поколеблось,

В страхе глаза я открыл, а вокруг все искрится.

Воск размяк, полопались нити,

Рассыпались крылья мои;

Легкость паренья, в тот же миг,

Обратилась в тяжесть паденья!

Ощутил я всю тяжесть свою,

Стремительно кружась и обращаясь, низринулся вниз.

И вот, падая и к земле приближаясь,

Закрыл я глаза, чтоб еще раз представить

Белую Птицу, что в краях обитает блаженных.

Что грезилась мне в вещих снах,

Чей образ светлый прекрасен.

Померкло все, ибо мечты мои в прах обратились,

По небу мечтал я ступать, как по твердыне.

Но небо опасно и тщетны мечты мои были,

В твердыню ее обратить.

Пал я туда, откуда подняться решил,

Пал, пал, разбился, был высок, парил выше неба!

Лишь глаза прикрыл на мгновенье и что же:

Камнем пал я на землю,

Пал, прикосновение с нею почувствовал.

Тьма покрыла меня, уснул я сном смертным,

И только блеснуло во мне,

словно молния грянула:

Белая Птица, о которой слышал когда-то,

Что в краях обитает неведомых,

Чей крыльев взмах, как молнии блеск,

Чей крик, как бы грому подобен.

Вспомнить чей образ силился я,

Но так и не смог.

Нет! Сколько б лет ни прожить,

В неге и роскоши, все равно не сравнить их,

С тем мигом блаженства, что в горних местах,

Куда хотел я подняться, на крылах рукотворных.

Но естества дебелого тяжесть, низринув вниз,

К земле меня приковала.

И вот, на земле я и не в силах к небу подняться;

Лишь очами к нему устремляюсь,

Умом на нем пребываю (к горнему, к дому стремлюсь).

В небо ночное взор устремляю,

Зрю россыпи звезд, коими небо расшито.

Свет звезд, далеких и древних,

Что светили, когда я еще не родился,

Кои будут светить, когда в персть обратятся цепи,

Что к земле меня тянут.

Слезами обильно орошаю я землю сухую,

Я капелька света в смешении перстном.

В юности крылья желал я крепкие сделать руками,

Чтоб с помощью их в небо подняться,

До звезд рукою достать.

Но ныне, состарившись, нет сил во мне,

Чтоб с постели подняться.

В старческих думах своих, вновь и вновь,

Словно юноша, Белой Птицы я образ рисую.

Сон ли ты вещий, иль лишь желания

Призрачный образ?

Не в дольнем искал я покой, не земным

услаждался (тяготился - скорее),

К Горе вечной устремлял я око ума.

К Горе той, основание коей над облаками,

А верх ее выше звезд.

Там Белая Птица гнездо себе свила.

Ее образ от юности в сердце моем пребывает,

Облик ее светлый прекрасен, образ ее изумляет.

Толкование на этот гимн занимает у Акакия всю остальную часть первой книги. Таким образом, из четырех книг его толкований, которые мы намерены рассмотреть, первая имеет три гимна и толкования; вторая - три гимна и толкования; третья - три гимна и толкования; и, наконец, четвертая книга, "синопсис", рассматривает все гимны вместе, выстраивая из них одно учение.

<...>

Толкование свое брат Акакий выстраивает, так сказать, с трех позиций. Во-первых, он полемизирует с неким Андреем, противником нашей философии и служителем идолов. Этот Андрей считает, что наша философия, которую он именует презрительной, ложной и варварской, есть лишь смешение древних варварских учений и благородной и "божественной" философией "мужей достоблаженный", из которых первое место он отводит Платону. Брат Акакий весьма хорошо и остроумно с ним спорит, доказывая, что это не так. Акакий говорит что: во-первых, Платон сам позаимствовал свое учение у варваров и нечто облек в мифы, а нечто изложил наукообразно. Во-вторых, он [Акакий] доказывает, что наше учение несравненно выше и чище, ведь: "Мы, в отличии от вас, никогда не приписываем Богу материальное, а материи божественное, хотя и учим, что божественное пребывает и в материальном, а материя может отражать и божественное и, даже, быть обоженной. Но мы четко разделяем Бога и материю и не склонны сливать их. Ибо, в строгом смысле, божественное в материи не пребывает сущностно". Только один Бог духовен, все же остальное духовно по причастию, и движимо Им. Затем, Акакий доказывает, что ни звезды, ни демоны, ни, тем более, идолы - не боги: "в звездах нет божества ни сущностно, ни по причастию, а лишь некая сила, или естественная энергия, приводящаяся в действие по определенному Богом творческому закону и плану". И поэтому, говорит далее Акакий: "Звезды не живут вечно и они не бессмертные сущности, а выражение блаженного Прокла о свете звезд, "Что светили, когда я еще не родился, Кои будут светить, когда в персть обратятся цепи" мои, т.е. тело, следует понимать или духовно, или соотносить с краткостью человеческой жизни в отношении более продолжительного века звезд". Полемика распространяется и на другие темы, например, по поводу подробного перечисления птиц и цветов (об этом мы скажем позже), об образе Белой Птицы (здесь следует сказать, что Акакий считает образ Белой Птицы может быть символом Святого Духа, а презренный слуга демонов Андрей, некой божественной сущностью или каким-либо из демонов высшего ранга). Андрей пользуется книгой египтянина Абамона "О священных символах", а брат Акакий, в своей трактовке символов, книгой Дионисия "О Символическом богословии". Итак, брат Акакий полемизирует с идолопоклонником Андреем. Об этом довольно. Во-вторых, Акакий, считает, что этот гимн имеет исключительно теологическое достоинство, но никак не физическое, или этическое значение. А поэтому, его "нужно понимать божественным образом, - духовно и символично". Андрей же утверждает, что этот гимн подражает какому-то древнему мифу. <...>

В-третьих, брат Акакий показывает, опять же, полемизируя с Андреем, что образы и символы этого гимна имеют своим источником Писание. И когда Андрей цепляется за такие выражения, как "цепи, что приковывают к земле", считая, что это указывает на образ Платона о теле, как темнице души, Акакий и здесь остроумно его опровергает. Так он говорит, что святые мужи смерть называли разрешением, а тело именовали временной скинией. Более того, сам Платон позаимствовал выражение "темница души" у божественного Давида: "Платон, или вычитал это у божественного Давида, говорящего в Псалме: изведи из темницы душу мою, или услышал от кого-нибудь из мудрых, но понял это превратно".

<...>

парамонов патерик, гимны Прокла

Previous post Next post
Up