Sep 02, 2011 22:16
Сократа Платон в диалоге Федон называет самым разумным и справедливым человеком, которого довелось ему повстречать на своем веку. - 118 конец.
Платон. Федон:
1) ДЕЛО ФИЛОСОФА освободить душу от оков тела. - 67с, d; 64е-65а.
2) Существует лишь одна правильная монета - разумение, и лишь в обмен на нее должно все отдавать; лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость - одним словом, подлинная добродетель: она сопряжена с разумением... Между тем, истинное - это действительно очищение от всех [страстей], а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение - средство такого очищения. - 69b-c.
3) Пока мы живы, мы должны приобщаться к добродетели и разуму. - 114с; украсив душу нечуждыми (тленными), но доподлинно ее украшениями - воздержностью, справедливостью, мужеством, свободою, истиной... - 114е-115а.
Платон. Федр:
1) познай самого себя. - 229е-230а; см. также примеч. 11. С. 463.
2) в каждом из нас есть два "каких-то" начала, управляющие нами; одно врожденное - влечение к удовольствиям, другое - приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему. Эти начала иногда согласуются, но бывает, что берер верх то одно, то другое. Когда мнение о благе разумно сказывается в поведении и берет верх это называют рассудительностью, обратное этому стремление, неразумно направленное на удовольствия, берущее в нас верх, называется необузданностью. - 237d-238b.
3) мысль бога и мысль всякой души не воплощенной в теле: первая питается чистым знанием, вторая - созерцанием истины, созерцая самое справедливость, рассудительность и подлинное знание, содержащееся в подлинном бытии. - 247d-e.
4) в здешних подобиях (на этой земле и в жизни души воплотившейся в теле) нет вовсе отблеска справедливости, воздержности и всего другого, ценного для души, но, подходя к этим изображениям, кое-кому, пусть и очень не многим, все же удается, хотя и с трудом, разглядеть при помощи наших несовершенных органов, к какому роду относится то, что изображено. - 250b.
"Самое же важное и прекрасное - это разуметь, как управлять государством и домом, и называется это умение рассудительностью и справедливостью" (209а).
На высшей стадии созерцания, созерцания прекрасного самого по себе (об этом речь Диотимы: 210а-212а) так, как его и надлежит созерцать, то есть духовно, созерцающий способен родить не призраки добродетели, а истинную добродетель (212а).
Платон. Теэтет:
1) следует как можно скорее убежать из этого мира. Бегство - это посильное уподобление богу, а уподобиться богу - значит стать разумно справедливым и разумно благочестивым... У нас нет иного способа уподобиться богу, нежели стать как можно более справедливым. - 176а-с.
2) знание того, что следует избирать добродетель разумно не ради благ этого мира, но ради истинного блага- есть мудрость и подлинная добродетель, а незнание этого - невежество и явное зло. - 176с.
3) наказание за несправедливость состоит не в побоях, или смертном приговоре на судеи пр., но в том, что душа несправедливого понесет тот образ наказания, которому она уподоблялась в здешней жизни. - 176d - 177a.
Платон. Парменид:
1) понятие единого у Платона.- 137c-d; Государство, 6.509с; см. комент. к Пармениду: 15. - С. 506-507.
Бибихин. Энергия:
1) о Платоне. - с. 248.
2) вся философия [- это] искусство взгляда. - с. 283.
3) мы ... забыли, что такое библейское л и ц о, когда подменили лицо л и ч н о с т ь ю. - с. 352.
4) определение философии по Данте: filosofia è uno amoroso uso di sapienza [философия есть любящее мудрование]. Dante. Convivio 3.12.12.
конспекты,
заметки,
черновики