Отцы Церкви обращали внимание, что жизнь первых людей в Раю, была жизнью аске-тической, правда, не в негативном, обусловленном грехопадением, каковым аскетизм стал впоследствии, но особенном смысле. «В раю, - пишет П. Пономарев, - было место послушанию, воздержанию, стремлению к Идеалу жизни, каким являлся сам Бог, утверждению воли человека в
(
Read more... )
"...От них же [имеются в виду корифеи гностических школ: Маркион, валентин, Василид, Сатурнил и проч.] и пошли лжехристы, лжепророки, лжеапостолы; своими губительными речами против Бога и Христа они раздробили церковное единство" Егисипп (Евсевий. Ц.И. 4, 22:4-7).
Уж не буду копаться в необъятной антигностической лит-ре христиан
(вот вам краткий список, сами смотрите: Самое раннее из известных ересиологических произведений, а именно, Συνταγμα (Apol. I 26) Иустина Философа(+ 165 г.) не сохранилось (отрывки из этого соч. можно найти у Иринея, Мефодия). По всей видимости, этот шедевр положил начало “науке ересиологии”. Συνταγμα Иустина послужила источником последующих работ: Иринея, Ипполита, Епифания (?) и др. Следом за Иустином выступил с опровержением лжеименного знания Ириней (+202 г.), его 5 книг «Против ересей» (ок. 180 г.) является, наиболее авторитетным источником по своей древности. Так же существовало, в этот период, большое количество трудов направ-ленных, как против отдельных ересей, так и общих: Труд Агриппы Кастора против учения Василида, Мильтиада против валентиан, Мусана против энкратитив, Модеста против Маркиона, Егисиппа, который в своих Ύπομνημάτα также опровергал гностиков (Фрагм. у Евсевия). Третьим источником являются соч. Климента Александрийского: «Строматы», «Педагог» (там большой экскурс о энкратитах), новооткрытое послание Пс.-Климента (о ереси карпократиан), «Выписки из Θеодота». Многое можно почерпнуть из сочинений Тертуллиана (+ после 220), особенно его произведений направленных против еретиков: «О прескрипции», «Против валентиан», «Против Маркиона», «Против Гермогена» и др. У Оригена так же можно найти много интересной информации о гностиках и их учении, которые разбросаны в различных его сочинениях. Мефодия Патарского «Диалог о свободе воли», против валентиан. Второй, после Иринея, сборник опровержений всех современных ересей, т.н. Φιλοσοφουμενα, большой труд, состоящий из 10 книг (до нас дошло 8), автором которого является Ипполит Римский (+ ок. 235 г.). Следующим большим сводом является Panarion епископа Кипрского Епифания (+ 403), произведение очень обширное и ценное. Слишком подробный трактат Епифания был впоследствии укорочен, составив удобное, для практических нужд, Recapitulatio (Ανακεφαλαιοσις), которое послужило источником для таких трудов, как каталог ересей Августина (De haeresibus), Отдела о ересях в «Источнике знаний» Иоанна Дамаскина и «Схолии» Феодора бар Конаи. Рядом с Епифанием сле-дует поставить Филастрия епископа Бресцинского, автора Liber de haeresibus (80-е гг. IV в.). Феодорит Кирский (395 - 466) написал историю ересей в пяти книгах. «Церковная история» Евсевия Кесарийского также содержит некоторые сведения о гностицизме. Существует еще антиеретические соч. таких писателей, как: Предесцинат, Исидор Гиспалийский, Гонорий Августодунский, Геннадий Мессилианский, Вартапед Езник, Петр Сицилийский и др. Каждое поколение добавляло к старым новые ереси, например, ислам и ма-нихеи. Опровержению манихеев (учение родственное гностицизму), посвящали свои труды Августин, Сера-пион Тмуитский, Анатолий Ликопольский и др.)
С философских позиций с критикой гностической онтологии, метафизики, гносеологии выступил знаменитейший Плотин, краса философов (Энн. II.9), гностицизм подвергался критике и его учеником Порфирием, другим учеником Амелием. Философ Симпликий в Комм. на «Руководство» Эпиктета методично опровергает манихеев. :)
Я понимаю Ваш священный трепет пред этой мимикрирующей под Истину псевдоморфозой, или, как говорит Е.В.Афонасин, мифологемой, под названием гностицизм, но я, как историк, лишь сужу на основании источников (а то, что Отцы и Плотин подвергали критике гностические умозрения - это факт) :)
Я зарегился у Вас в контакте в вашем гностическом клубе :)
Reply
Почему именно "трепет", да ещё и "священный"? Гностицизм для меня одна из религий, не больше и не меньше.
"но я, как историк, лишь сужу на основании источников (а то, что Отцы и Плотин подвергали критике гностические умозрения - это факт)"
Критиковали, не спорю. Но мой вопрос-то был в другом: почему Вы считаете, что гностики "не являются ни религиозной структурой (см. критику их Св. Отцов), ни философской школой (см. критику их у философов)"? Потому что их критиковали святые отцы и позднеантичные философы? Ну и что с того? Они их критиковали как своих конкурентов, то есть вполне признавали их "за своих", только за "неправильных своих". Гностики в моём понимании - это не философы (хотя, что бы Вы ни говорили, некоторых из них считали философами), гностики - последователи гностицизма (религии, а не "мифологемы" и не "духовного течения", как назвал гностицизм в одной из работ С.С. Аверинцев).
"Я зарегился у Вас в контакте в вашем гностическом клубе"
Это не гностический клуб, а академическая группа, хотя среди членов этой группы из-за того, что группа открытая, можно встретить кого угодно. Чтобы не было дальнейших недоразумений, замечу, что я не гностик. Я занимаюсь научным изучением и описанием гностицизма. Вы как историк можете сравнить мою лучшую статью http://www.biblicalstudies.ru/HC/01.pdf с лучшей статьёй человека, разделяющего гностические взгляды http://monotheism.narod.ru/alexeev-01.htm.
Reply
Не религий - в строгом смысле, - а религиозных течений, даже религиозно-философских, как антропософия, софиология, теософия. По крайней мере - так для меня. Согласен и с определением С.С.Аверинцева: "духовное течение"
Reply
У всех направлений гностицизма есть общая теология и терминология, что позволяет мне говорить о том, что это религия, а не просто некие "течения". Гностицизм антифилософичен. Антропософия, софиология и теософия не имеют этиологической связи с историческим (настоящим) гностицизмом.
Reply
У всех направлений масонства, тоже можно наблюдать общую терминологию и теологию, но это еще не делает масонство религией.
Общая теология и терминология наблюдается и в неоплатонизме (от Плотина - до Ямвлиха и т.д.), но это не делает неоплатонизм религией.
Reply
Reply
Leave a comment