Feb 06, 2010 17:34
Аскеза, как феномен, имеет довольно интересную и давнюю историю, восходящую к древнейшим временам человечества. Аскетизм является одной из форм духовного миро-созерцания человека, а духовность предполагает богообщение, поэтому цель аскета - бо-гообщение, а аскеза - есть средство к этому богообщению. Изначально аскетизм предпо-лагал в себе и дуализм. В некоторых философских школах, как и в гностицизме, этот дуа-лизм приобретает характер метафизический, как борьба двух вечно борющихся первона-чал. В христианстве же, этот дуализм предполагает «чисто моральный характер», антро-пологический. Аскет, в осуществлении своего аскетического идеала полагал «дуалисти-ческое мирочувствование и, в более развитом виде его, - миропонимание». Поэтому аскетизм уже с самого своего начала приобрел две полярности, или стороны: субъективную и объективную. Субъективная сторона - это наша падшая, греховная природа, объективная - стремление к божеству, или - в христианской традиции - жизнь во Христе, обожение. Аскет стремиться оставить тяжесть падшей, плотской природы, совершить бег из мира, одухотвориться, приобщиться к Высшему, его цель - богообщение. Субъективная и объективная полярности аскетизма архетипичны, хотя в различных религиозных течениях и философских школах, практиковавших аскетизм, они принимали различные формы. Так в христианстве мы находим два важных смысла аскетизма: 1) сотериологический и 2) антропологический.
аскетическое,
аскеза