Как мы становились морскими волками

Aug 10, 2013 19:41

С крайнего нашего морского путешествия прошло уже больше полугода, а моряков, как известно, всегда тянет в море. Вот и решили мы сделать очередную вылазку под парусами. Конечно, все были в восторге и от хорватского, и, тем более, от тайского опыта, но все шкиперы яро рвались в бой, хотелось ветра и приключений, потому подготовку мы начали тщательно и заранее.
Собственно, выбор был между Италией и Грецией. Во-первых, это довольно близко, то есть относительно недолгие и недорогие перелеты, небольшая разница в часовых поясах, удобство получения визы, а у кого-то она уже была, и много других ништяков. После подробного изучения местности, опросов знающих людей была выбрана Греция, а именно кикладский архипелаг, ибо в конце лета там дует знаменитый ветер Мелтеми.
Быть может, я бы и не решился на написание этого рассказа, если бы не тот огромный опыт, который мы получили за эту поездку. Это даже скорее и не хронология событий, а описание особо запомнившихся моментов…

Как всегда, я воспользовался возможностью совместить приятное с приятным и ещё за неделю с небольшим до даты Х отправился с Яной в Италию. В Тайланде я понял, что намного приятнее сначала помотаться по жарким интересным местам, по всяким развалинам и городам, и только уже потом ехать расслабляться на яхте. Но не тут-то было. Никаких ссылок в Википедии я не читал, а потому к обстоятельствам нашего путешествия был, мягко говоря, не совсем готов. Для сравнения достаточно вспомнить, что ни в Хорватии, ни в Тайланде мы почти не употребляли драмину, а здесь сожрали её всю! Ну да ладно, обо всём по порядку…

9ого августа мы с Яной благополучно сдали машинку в Риме за несколько минут до назначенного срока, как я люблю, и уселись в самолёт, который нет бы отвезти нас на тысячу километров в сторону до Афин, перебросил нас аж в самый Стокгольм! А вот такая вот логистика, так действительно получилось дешевле! Обратный рейс, теперь уже в место назначения, у нас был на утро, изначальный план предполагал прогулку по ночному городу, но цены на транспорт весьма разочаровали, поэтому, помотавшись по пустынному аэропорту и поужинав в 7eleven, мы завалились спать на мягкие кресла какого-то местного кафе.

10.08

Чуть не проспали рейс, ещё помаялись несколько часов, и вот мы в Афинах. Там же встретились с Юрой и благополучно добрались до марины в Лаврионе.



Когда я писал отчет про Хорватию, я сетовал на то, что у нас с трудом набирался состав даже на одну лодку. Каково же было моё удивление в этот раз, когда выяснилось, что мы с трудом помещаемся в две! Была идея взять одну, но очень большую, но это выходило почти столько же по деньгам, но при этом пришлось бы делить полномочия уже четырёх (!) капитанов, поэтому остановились на двух поменьше. На этот раз нам достались Bavaria 38” Aristoteles и Bavaria 39” Ira. Поскольку я изначально хотел как можно бОльшую лодку, поэтому, конечно же, я старался попасть на Иру. Но в силу социальных обстоятельств меня упорно пытались вписать на Аристотеля, из-за чего у нас получилась долгая нудная перепалка по почте, да простят меня члены обеих команд. Хотя, в моей в итоге все были довольны :)
Если в целом по поездке лично у меня к грекам возникло довольно много претензий, то по части чартера они очень приятно удивили. Лодки, несмотря на свой пяти-шести летний возраст, были в очень неплохом состоянии, чистые и ухоженные, плюс всякие приятности типа солнечной батареи и входного набора фруктов с порога.
Нам не только подробно рассказали и показали саму лодку, но и про здешнее море, ветер, маршруты и достопримечательности.
Пока мы принимали лодки и решали все организационные вопросы, ребята сгоняли за едой.



Ещё была идея взять с собой спиннинги и снасти, но везти все это неудобно, поэтому перед выходом мы зашли в местный рыболовный магазин и показали на пальцах почти ничего не понимающему по-английски продавцу, чего мы хотим. Так у нас появилась снасть для ловли тунца.
А потом настало время выбирать маршрут. Конечно же, все хотели попасть на мифический Санторини, но времени было маловато. Дня за три можно было бы дойти до туда, но учитывая, что Мелтеми дует с Севера или с Северо-Востока, обратно мы могли бы капитально застрять. Идея оказалось навязчивой, окончательно мы смогли её оставить только на третий день, когда у нас сломалась одна из лодок.
Но пока ещё мы полны энтузиазма, после загрузки лодки продуктами, плотного перекуса и инструктажа для новичков мы бодро выходим из марины впервые не сильно позже обеда. Сразу же на выходе из бухты лодку кладет на бок, ветер около двадцати узлов - здесь начинается территория Мелтеми.

image Click to view



Ближе к вечеру ветер стихает, наступает долгожданный релакс







В первый день снасти остались на второй лодке, и это был единственный день, когда хоть что-то поймали. Правда, и над этим несчастным тунцом ребята сжалились, поэтому даже его удалось увидеть только на фотке



Уже к закату заходим в бухту на юге острова Кифнос.



К ужину выглядим слегка усталыми, но если бы мы только знали, что нас ждет впереди…



11.08

Собственно, приключения начались уже на второй день. Как обычно, вышли после завтрака, сразу встали на паруса и сразу же зарифились и сразу же закинулись драминой :) По волнам этого не видно, но ветер уже больше двадцати узлов.




Больше фоток с этого дня нет, и не мудрено. При подходе к острову Серифос, наши датчики показывали уже тридцать с лишним узлов, мы взяли уже третий риф и наполовину свернули геную. Но при порывах до сорока узлов нас все равно кренило так, что лодка теряла управление, руль не слушался. При очередной попытке встать в левентик, чтобы ещё больше свернуть паруса, у нас порвался кливер-шкот (с термином я, конечно, выпендрился, это одна их тех двух веревок, с помощью которых натягивается передний парус). В панике из-за стремительно приближающегося берега, который был уже метрах в пятидесяти от яхты и большой волны, мы окончательно сворачиваем паруса и встаем на мотор. На моторе же обходим остров и заходим в южную бухту Серифоса.
Но на этом наши злоключения только начались. Я первый раз вижу такой ветер, который, несмотря на высокий берег, дует прямо с него. Нас с первых занятий учили, что ветровая тень может достигать тридцати высот берега, но здесь это явно не работало - даже на расстоянии в несколько корпусов лодки от берега, где уже стояли яхты, ветер достигал порой двадцати узлов. А встать на якорь при таком ветре, как можно несложно догадаться, весьма проблематично - если скорость лодки относительно воды большая, то цепь не успевает выкладываться, и якорь может просто сорвать со дна, при маленькой же скорости ветер моментально начинает разворачивать лодку. Но ничего, хватанув адреналина сами и выдав порцию его всем соседям, мы все-таки уцепились якорем за дно. При этом была велика опасность того, что цепь мы положили на цепь соседней яхты, что я и планировал проверить с маской.
Но… не успел. После достаточно нервной парковки и так хотелось искупаться, что Ваня и сделал, как только мы заглушили двигатели. Нырнув солдатиком возле лодки, он вынырнул через две секунды в пяти метрах от неё, и ветер начал уверенно сносить его в море. Пока Ваня отчаянно грёб против ветра, а лодка очередной раз разворачивалась под ветром в его сторону, я попытался достать его багром, но в суматохе забыл его разложить, из-за чего не хватило буквально пяти сантиметров. Когда лодка стала удаляться в очередной раз, мы поняли, что уже и веревкой мы тут не обойдемся, я побежал отвязывать тузика с носа, где мы его предварительно мотали десятком узлов, пока были в море.
Тем временем Ваньку снесло уже метров на двадцать, притом, что он все ещё пытался грести в нашу сторону. Как может показаться, имело бы смысл грести в сторону к берегу, но на самом деле до ближайшего было около сотни метров, может больше, а если учесть, что силы были уже на исходе, а волна постоянно захлёстывала с головой, то задача представлялась совсем невыполнимой.
Как только мне удалось отвязать лодку, мы тут же скинули её на воду и прыгнули сами, оставив на лодке напуганного Мишку и ничего не понимающих девчонок. С собой пришлось взять весла, отвязывать мотор и вешать его на лодку уже совсем не оставалось времени. Из-за того, что никакого киля или даже шверта у динги нет, вес минимальный, а парусность большая, нас тут же пронесло мимо Вани, и ещё несколько минут мы боролись с ветром и волнами, пока он смог до нас догрести. Казалось бы, можно успокоиться немного, все спасены, но картина выглядит иначе - нас трое в надувной лодке, из которых один чуть дышит, до нашей лодки полсотни метров против ветра, до ближайшего берега - за сотню. Ветер нас стремительно несёт в море, волна уже налила прилично воды, а сами мы порядком устали уже, пока грузили Ваню. Что делать?
Хорошо, что долго думать над этим вопросом не пришлось, потому как ответа на него у нас не было… Довольно быстро к нам подошел на тузике уже с мотором какой-то мужичок с соседней лодки. Буксировочной веревки спереди у нас не было, поэтому пока я пытался её завязать, наш спаситель пытался толкать лодку боком, задом, но всё бесполезно, в результате чего на такой волне мы набрали уже половину лодки воды. Когда удалось всё-таки развернуться и зацепиться к нему на буксир, мы было обрадовались, но опять рано - через несколько десятков метров он заглох, и нас опять понесло в море. Попытки завести двигатель оказались тщетны, как и попытки вычерпать из нашей лодки руками хоть немного воды.
Когда нас отнесло уже метров на сто пятьдесят, к нам подошел ещё один тузик с огромной красивой черной яхты, что тоже стояла неподалёку, с двумя ребятами на борту. Каково же было наше удивление и огорчение, когда история повторилась! Они взяли нас обоих на буксир, протащили с полсотни метров и заглохли! Тут уж было совсем не до смеху… Мы с Димой смотрели на происходящее, как на очень реалистичный фильм, поскольку сами сделать уже ничего не могли.
Закончилось тем, что яхта первого товарища снялась с якоря, взяла нас на буксир и паровозиком оттащила к этой большой красивой яхте. Уже через несколько минут нас доставили домой, где мы сели пить чай и обсуждать произошедшее…
Когда ветер немного скис, мы снялись с якоря и направились в место предполагаемой ночевки, в бухту на юго-западе острова Сифнос. Там мы и встретились со вторым экипажем. Они не стали пережидать ветер, а сразу направились туда, все их потери составил уплывший кранец.

12.08

Следующий день выдался более, чем спокойным. Большую часть пути даже пришлось идти на моторе

image Click to view



К вечеру мы зашли в бухту Милоса.



Причем, вторая лодка под командованием Лёхи в этот день парковалась под парусом, так как мотор у них сломался. Нужно отдать дань капитану - грот у них был предусмотрительно оставлен не свернутым, что позволило быстро переключиться на парус и благополучно бросить якорь. После этого они ещё весьма точно диагностировали поломку и заказали мастера с запчастями на следующее утро.

13.08

Времени было предостаточно, по прогнозу от мастера выйти мы сможем только в обед. Мы хорошенько выспались и занялись своими делами:

Покупались




Пофоткались




Погуляли




Очень меня удивили такие вот артефакты. Меня мучили два вопроса: каак? И зачем?!




Мотор, и правда, починился только к обеду, мы пообедали и заправили лодки водой. Времени на длинный переход не оставалось, да и от идеи добраться до Санторини пришлось окончательно отказаться. За остаток дня мы только и успели, что обойти остров и встать в бухту на его южной стороне.







Бросали якорь уже в абсолютной темноте по приборам.

14.08

Поскольку от изначального маршрута пришлось отказаться, мы решили держать дальше наш путь на Парос.
Уже будучи в море, когда в очередной раз рыбалка у наших друзей не шла, мы решили забрать у них снасти. Чтобы не останавливаться, решили воспользоваться морской почтой. Примерно так:





Бухта Пароса - это довольно большой порт. Там хитрый рельеф дна, который обозначен множеством буёв, включая кардинальные. Сюда приходит множество паромов, один даже затонул здесь в 2000м году. Но у нас всё было благополучно.



На Паросе кипела жизнь, это было отлично видно даже с лодок, поэтому мы высадились на берег не только покушать, но и прогуляться



15.08

Разбудил нас стук в борт. Каким-то непонятным образом, с поднявшимся утром ветром у нас отвязался тузик, и его понесло в море. Добрый американец с соседней лодки вовремя заметил и поймал его, ну а поскольку у всех остальных лодок тузик был привязан, он сделал вывод, что этот - наш, нам его и доставил. Такие вот бывают добрые люди!
Погода была спокойная, как раз Мелтеми дал нам передышку, чтобы мы могли сделать переход на север. Несмотря на то, что у нас дневная лицензия, мы уже неоднократно позволяли себе небольшие ночные переходы и парковки после заката. Здесь же мы нарушили и второе ограничение - должно быть видно побережье, у нас же не было видно нихрена :)

image Click to view



Если бы дул сильный ветер, даже не знаю, что бы мы делали…
В этот день решили не напрягаться и хорошенько отдохнуть, поэтому выбрали укромную бухту на северной оконечности острова Сирос и встали там пораньше. Несмотря на отсутствие инфраструктуры, там было полно народу и даже нудистский пляж в придачу.
Тут мы наконец-то решились зашвартовать лодки вместе. Для начала решили бросить второй якорь, чтобы нас не развернуло ненароком. После нескольких бесплодных и, видимо, смешных со стороны попыток сделать это в одиночку, я взял в помощь ещё и Ваню. Не знаю, как мне удалось на Канарах сделать это одному на вёслах, но здесь у нас никак это не получалось вдвоем на моторе :) Ещё немного помучившись, мы бросили якорь в буквальном смысле слова :)



Дальше все по науке




В итоге получилось как-то так




Это была самая лучшая наша стоянка за всё путешествие, и не из-за нудистов, не подумайте, хотя мы бессовестно глазели в бинокль :) Во-первых, был самый длинный и приятный вечер, мы тусили вместе, а на соседнюю лодку можно было перейти в два шага, во-вторых, это, видимо, довольно-таки известное место, на берегу прямо на камнях было множество посланий от тех моряков, которые пережидали Мелтеми в этой бухте, датируемые последними несколькими десятилетиями, выйдя на берег, можно было с интересом их почитать, как газету, и в-третьих, отличный дайвинг и вообще купалка



В беседах за вискарём мы просидели до глубокой ночи…

16.08

До конца нашего путешествия оставался ровно один день. То, что будет нелегко, мы поняли, как только вышли на открытое пространство. Ветер поднялся почти до тридцати узлов, причем дул он не с Севера, как нам было бы удобно, а с Северо-Запада...


_

image Click to view



Дальше наш переход стал больше походить на регату. По плану мы должны были обойти Кеа с северной стороны, потом с тем же курсом обойти Макронисос с севера и там уже повернуть на Лаврион. Но из-за того, что ветер дул с северо-запада, курс получался очень острым и волны набегали нам прямо на нос, тормозя нас почти до нуля.




Горизонт почти не завален! Лёха даже утверждает, что в какой-то момент они видели киль.




Спустя примерно час таких мучений, мы поняли, что практически стоим на месте, после чего немного увалились от ветра, чтобы идти под углом к волне.
В этот раз у Аристотеля получилось идти острее, и мы довольно быстро потеряли их из виду.

image Click to view



Когда мы поняли, что и при таком угле на открытом пространстве не получается набрать скорость больше четырех узлов, мы решили встать на мотор, но не тут-то было.
На протяжении всего первого путешествия на Канарах, когда мы с Димой учились шкиперить, наш инструктор повторял нам день за днём - если вы увидели веревку на палубе, немедленно соберите её в бухту и закрепите или уберите вовсе, иначе она упадет за борт и намотается на винт. Так или иначе, именно это и случилось при выходе из очередной бухты. В этот раз над нами злую шутку сыграл превентор (это такая веревка, которая вяжется за гик и уходит на нос, чтобы при курсе Бакштаг не произошло внезапного переброса основного паруса, надеюсь, стало понятнее? =))). Он был закреплен у нас на носовых утках все время, но вчерашней ночью его сняли и оставили на палубе, чтобы зашвартоваться со второй яхтой, так на палубе он и остался. Конечно же, при таком ветре и волне он упал за борт и… мы не могли его вытащить. За что именно он зацепился, было непонятно, но заводить мотор было опасно - можно было бы остаться и вовсе без него - нужно было нырять. Проблема была в том, что на открытом пространстве был очень сильный ветер, без парусов яхту начинало разворачивать во все стороны, а волна была около двух метров в высоту и более - нырять было опасно, решили идти к необитаемому острову Ярос, чтобы хоть немного уменьшилась волна и ветер. Но волна по-прежнему била нам прямо в нос, поэтому на то, чтобы пройти эти пару километров у нас ушло около полутора часов. Там мы, наконец-то, распутали веревку, которая и правда была на винте, после чего свернули паруса и на полной скорости под мотором стали догонять ребят. Они же тем временем зашли в уютную бухту на севере Кеа и кушали там мороженое на пляже в ожидании нас.
Даже после встречи мы, уже никакущие, продолжили путь на моторе. А наши друзья весьма взбодрились, даже отважились на попивание чая в этой качке и с таким креном





Последние часа полтора мы опять прошли в темноте. На переднем плане - Макронисос, на заднем - материк.



Буквально наощупь зашли в бухту и зашвартовались на наше место.

17.08

Наутро мы успешно сдали лодку, рассчитались за топливо и продолбаные кранцы (хорошо ещё, что динги вместе с мотором остались при нас!) и уже порознь отправились в аэропорт.
Наш рейс, на котором мы летели втроем с Яной и Юрой был в ночь, времени ещё было предостаточно, и мы отправились гулять по Афинам.
Набрели на какую-то барахолку




Погуляли вокруг Акрополя




Забрели в кошачий инкубатор



После чего благополучно вернулись в аэропорт, где нас ждал очередной сюрприз от греков.
Конечно же, мы не могли в Италии не купить вино, бутылок, например, пять. Оно благополучно долетело до Стокгольма, а после - и до Афин. Но до Москвы долететь ему было не суждено. Оказывается, в правилах авиакомпании Эгегейские авиалинии, которые, само собой, мы не читали, есть пункт, что любая жидкость в багаже должна быть запечатана исключительно специальным образом, либо выложена и выкинута. Битых минут сорок мы потратили на тупой спор и попытки доказать эффективность нашей упаковки, который быстро перешел в срач, местами даже довольно грубый. Все уступки ТП-администраторши сводились к упаковке отдельно по одной бутылке в сумку и обвёртыванию сумок в полиэтилен, что обходилось уже дороже самой бутылки. Пришлось отказаться от всего этого вина в пользу местного кафе. На последовавшую жалобу в авиакомпанию была получена стандартная отмаза, мол, за инцидент извините, но так положено.

Ещё через несколько часов посадка, паспортный контроль, багаж, такси, подушка :)

Хотя к таким испытаниям мы были и не совсем готовы, все же обошлось почти без потерь, и в качестве морского опыта эта поездка была бесценна. Дабы не нарушать в очередной раз ограничения лицензии, мы решили всенепременно в следующий раз пройти очередной курс обучения и получить удостоверения Coastal Skipper.

За сим спасибо всем, кто дочитал до конца!

Тут трек

Тут фотоальбом
Previous post Next post
Up